03.07.2009
Понты на Западе дороже денег?
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Судя по всему, «Ак орда» начала пропагандистское наступление на общественное мнение на Западе. Об этом свидетельствуют последние сообщения зарубежной прессы. Например, в статье Кевина Богардуса Kazakhstan still trying to recover from Borat в издании The Hill говорится, что наше министерство иностранных дел подписало полуторамиллионный контракт с лоббистской компанией в Вашингтоне, чтобы та помогла улучшить представление о нашей стране за ее пределами.
More...
А 30 июня International Herald Tribune посвятила сразу несколько газетных полос Казахстану. Понятно, что такие вещи не размещаются просто так, за бесплатно. По нашей оценке, стоимость подобного рекламного блока составляет порядка миллиона долларов, и даже с учетом оптовой скидки никак не может быть меньше 100 миллионов тенге. В связи с чем возникает вопрос, а стоят ли все эти пиар-акции таких денег, тем более что берутся они из карманов налогоплательщиков?
Дефектал обошли стороной
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что было опубликовано на страницах американской газеты. Сначала идет статья под названием «Вперед к новой архитектуре мировой финансовой системы», которую иллюстрирует большая фотография Назарбаева, пожимающего руку президенту Бразилии. Журналист постарался так пересказать идею казахстанского президента про новую мировую валюту, ту самую, что будет эмитироваться под международным контролем и на демократических условиях, чтобы она выглядела вполне приемлемо в глазах западного читателя.
Правда, для этого ему пришлось пожертвовать самыми яркими заявлениями Нурсултана Абишевича типа «от дефектала к акметалу через транзитал» и сослаться на отдельных лауреатов Нобелевской премии и главу МВФ. Хотя первые в порыве благодарности к гостеприимству хозяев говорили про идеи казахстанского лидера положительно, но слишком туманно, чтобы их можно было зачислить в сторонники идеи Назарбаева, а второй дипломатично ушел от прямой поддержки, заявив, что о создании новой резервной валюты говорят десятилетиями.
Затем идет материал про страны БРИК: Бразилию, Россию, Индию и Китай, в которой журналист в основном говорит про Казахстан. В частности, он пересказал маниловские заявления министра экономики и бюджетного планирования, правда, без ссылки на него самого, что Казахстан уверенно преодолевает кризис, а показатели экономического роста страны будут отрицательными только в первом квартале, а в целом по году ожидается прирост ВВП. Поскольку цену подобным сказкам наши читатели знают сами, нет смысла пересказывать этот материал.
Без Келимбетова не обошлось
Далее размещены три статьи. Первая посвящена встрече казахстанского премьер-министра с главой Международного валютного фонда, и ее содержание близко к тому, что писали на эту тему провластные казахстанские СМИ. Вторая — справка о Казахстане на уровне 8 класса средней школы: где находится, с кем граничит, сколько живет людей, несколько исторических ссылок.
А вот третья, «Оптимизм на долговременных фундаментах», написана с обильным цитированием председателя правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», из чего можно сделать вывод, что именно эта структура проплатила значительную часть счета за размещение рекламного блока в International Herald Tribune.
Надо отдать должное Кайрату Келимбетову, он коснулся всех щекотливых тем экономики современного Казахстана, включая захват «БТА Банка» государством. Но сделал это так, чтобы западный читатель не понял глубины и масштаба проблем казахстанского банковского сектора и тем более того, что финансовая система страны в результате безответственных и неосторожных действий тимуровцев стоит на грани краха. В частности, коснувшись темы БТА и предстоящей реструктуризации его внешней задолженности, Кайрат Нематович заявил, что недавние действия «Самрук-Казыны» предприняты в интересах акционеров (!) и предотвращения дальнейшей дестабилизации экономики.
На 12-й странице International Herald Tribune поместила статью про международные инициативы Нурсултана Назарбаева, включая председательствование в ОБСЕ, съезд мировых и традиционных религий, понятно, все в положительном ракурсе. А также рекламный материал «Эйр Астаны» и заметку про организацию под названием «Европейская деловая ассоциация Казахстана», про которую внутри страны ничего не знают, но в которой, оказывается, состоит более 120 зарубежных и международных компаний.
Вся 13-я страница заполнена материалом про недавний евразийский медиафорум и большой фотографией Дариги Назарбаевой на трибуне, статьей про Астану, иллюстрированной фотографией Имангали Тасмагамбетова, заметкой про одну строительную компанию, которая построила в казахстанской столице пятизвездочный отель «Риксос» и рекламным модулем такого же по классу отеля «Интерконтиненталь» в Алматы.
Ну а на следующих страницах попурри про водные проблемы в Центральной Азии, новый буклет для иностранных туристов, желающих посетить нашу страну, школьное образование в Казахстане, развитие национальных парков и сельского хозяйства, ветровые генераторы и прочие не слишком интересные для западного читателя вещи.
Деньги на ветер
В общем, похоже, что где-то там, в Астане, есть план мероприятий, утвержденный на самом высоком уровне. В этом плане есть пункт, который подлежит безусловному выполнению. Более того, под него выделены немалые деньги.
Ну а дальше все идет по накатанной колее: формируется пакет материалов, выкупаются полосы в рекламном приложении, оплачиваются весьма крупные счета, возможно, с привлечением частных казахстанских компаний, которым некуда деваться, и получается пропагандистский выброс в прямом смысле этого слова, потому что деньги и труд выбрасываются на ветер.
Мы не знаем, как оценивают труд провластных пиарщиков и политтехнологов, включая нанятых за рубежом, в администрации президента, но похоже, что высоко. Иначе непонятно, почему мы продолжаем выкидывать миллионы долларов государственных средств только для того, чтобы формировать у зарубежной общественности представление о Казахстане как стране, где много денег и понтов, зато мало понимания, как формируется общественное мнение в демократических государствах?
Бората сделали крайним!
Казахстан действительно нуждается в серьезных усилиях по корректировке своего имиджа в Вашингтоне. В последнем докладе государственного департамента по правам человека указывается, что наша страна имеет практику ограничения свободы слова и прессы, а также доказательную коррупцию на правительственном уровне.
Исправлять ситуацию, видимо, и будут нанятые нашим правительством лоббисты в Вашингтоне. Как стало известно из интернет-источников, они будут выступать в защиту законодательства, которое снимет торговые ограничения и обусловит нормальное торговое отношение к казахстанским продуктам, «выстраивать позитивный имидж Казахстана» через «агрессивную кампанию в СМИ», что подразумевает размещение по меньшей мере четырех публикаций в так называемых престижных СМИ, вести мониторинг списка «авторов, критически настроенных к этой стране», в число которых входит редактор редакционной страницы The Washington Post Фред Хайятт и Дэвид Штерн из The New York Times.
И все это, обратите внимание, уважаемые читатели, за наш с вами счет!
Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №24 (159) от 03 июля 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий