28.07.2009

Испания – «замыкающий» Европы


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Мировой финансовый кризис положил конец испанскому экономическому чуду. Страна, за неполных 15 лет прошедшая путь от новичка Евросоюза до одного из семи государств – доноров ЕС, оказалась совершенно беззащитной перед рецессией. Мадрид переживает худшие времена с недобрых дней гражданской войны.
More...
Парк Ретиро многие мадридцы называют «зелеными легкими столицы». Здесь, в самом центре города, неподалеку от знаменитого музея Прадо расположен район, где традиционно живут представители того класса, который политкорректные американцы привыкли называть замысловатым словечком middle high — то есть обеспеченные несколько выше среднего уровня сотрудники известных фирм, архитекторы, врачи и банковские служащие среднего звена. Идиллическое местечко: зеленые аллеи и чистый воздух, тихие улицы и удобные дома...

Назад в будущее?


Увы, но с некоторых пор эта идиллия оказалась грубо нарушена вмешательством безжалостной действительности. Все больше и больше домов и квартир оказываются украшены вывесками: «Сдается в аренду» или «Продается». Жившие здесь вполне обеспеченные испанцы с приходом кризиса в одночасье потеряли работу и уже не могут больше позволить себе мирное существование в этом районе. Цены на жилье здесь весьма ощутимо «кусают» тех, кто на сегодняшний день в анкетной графе «место работы» вынужден грустно писать «В данный момент — безработный».

Множество ювелирных и мебельных магазинов, расположенных здесь, закрылись — помещения пустуют, жалюзи опущены, владельцы вынуждены были свернуть свои дела. Дорогие рестораны, столики в которых раньше приходилось заказывать как минимум за неделю, предлагают теперь в обеденное время комплексные меню со скидками, чтобы с понедельника по четверг заполнить залы. Морозное дыхание рецессии ворвалось даже в жаркое мадридское лето...

Витрины покинутых магазинов заклеены плакатами — их во множестве заказала и распространила ультраправая партия Frente Nacional. На плакатах изображен премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро. Под его фотографией — издевательский «благодарственный адрес»: «Спасибо, господин премьер, за ваше видение нашего будущего!» С одной стороны, всякому понятно, что глупо винить социалистическое правительство в том, что Испания оказалась одной из стран-«золушек» в нынешнем кризисе, с другой — приходится признать: испанское экономическое чудо, которым восхищался весь мир и которому завидовали остальные европейцы, осталось позади.

За минувшие 12 месяцев работу потеряли примерно 2 миллиона человек, уровень безработицы достиг 18,7% — рекордный показатель среди остальных государств Евросоюза. Даже в Эстонии и Литве, которые до сих пор считались наиболее пострадавшими от кризиса европейскими странами, эти цифры не достигли испанского уровня — 15,6 и 16,3% соответственно. В целом в данный момент без работы сидят более четырех миллионов испанцев (и это только официальные цифры!) — для примера, в Германии насчитывается около 3 миллионов безработных, притом что по количеству населения ФРГ обгоняет Испанию почти вдвое.

Поколение «ни то ни се»

Испания переживает худшие времена с момента завершения гражданской войны 70 лет назад. При этом более других кризис сказывается на тех, кого официально принято называть «будущим страны» — среди людей младше 25 лет уровень безработицы достигает 37%. Лишь немногим лучше выглядит ситуация в возрастной группе от 25 до 30 лет — здесь без работы сидит «всего лишь» каждый четвертый. Социологи успели окрестить этот феномен Generation ni-ni — то есть что-то вроде «поколения ни то ни се». Это звучное общее название подразумевает молодых людей, не занимающихся вообще ничем — они не работают, не учатся и не имеют какой-либо определенной цели в жизни.

Социологические опросы показывают, что к числу «ни то ни се» принадлежат 54% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет. Причем в «верхней» возрастной группе многие потеряли работу совсем недавно: образованные, уверенные в себе люди с университетскими дипломами вдруг, неожиданно для себя, оказались на обочине. Хуже того: ради экономии на налогах (любимый спорт европейцев) многие из них, фактически являясь служащими различных фирм, «на бумаге» считались свободными предпринимателями — и теперь, потеряв место, не имеют даже права на пособия по безработице. В итоге — работы нет, счет в банке пуст, накопления растаяли.

В гражданские суды сотнями посыпались иски против бывших работодателей — о возмещении дополнительных часов работы, о выплате отпускных и выходных пособий... На самом деле подобные иски могут обернуться бедой не только для ответчиков, но и для самих истцов: ведь если будет признано, что тот или иной служащий был вовсе не «самостоятельным», а вполне регулярным сотрудником, — как с работодателя, так и с него самого государство вправе требовать возмещения всех налоговых отчислений, которые оба столь успешно обходили стороной. Плюс штраф, разумеется. «Фиктивная самостоятельность» в глазах испанских, да и любых других европейских фискальных органов — весьма серьезный проступок.

Для старших представителей «поколения ни то ни се» худшее — это осознание, что сами они ни в чем не виноваты. Они все делали правильно: прилежно учились, получали дипломы, честно работали... И вот теперь, в тридцать с лишним лет, оказались либо опять на шее у родителей, либо вообще — на улице. Но ведь и работодатели тоже не виноваты: заказы тают, как мороженное под горячим мадридским солнцем, деньги тоже.

Младшим в этой группе также не позавидуешь: еще не успев отучиться, вступить в профессиональную жизнь, они заранее оказались из нее выброшены самым безжалостным образом. Они не нужны. Конечно, молодые люди более устойчивы по отношению к любым ударам судьбы: можно, в конце концов, стиснуть зубы и выполнять любую работу, какая подвернется, в надежде когда-нибудь переломить «планиду» и добиться своего. Но вот вопрос: много ли этой самой «какой подвернется», учитывая, что «черную» работу гораздо лучше и дешевле выполняет какой-нибудь не отягощенный знаниями эквадорский иммигрант, а не умный и высокообразованный выпускник университета? Да и выпускники-то тоже разные бывают: свежеиспеченный инженер скорее может стать маляром или электриком на стройке, чем выпускник факультета журналистики или политологии, не говоря уже о вечно крайних искусствоведах и историках...

Конец «бетонного благополучия»

Совсем недавно из года в год в Испании создавалось больше новых рабочих мест, чем во всех государствах Евросоюза, вместе взятых. В течение 14 лет экономика находилась в процессе непрерывного роста. Этот экономический бум основывался на туризме и в еще большей степени оказывался «замешен на бетоне»: каждый год в Испании строилось примерно 800 тысяч новых квартир — больше, чем в Германии, Франции и Италии, вместе взятых. Позволить себе купить квартиру могли даже простые рабочие, а многие — не только квартиру, но еще и дом в придачу, а то и второй — на побережье. Недвижимость покупалась для перепродажи, для дополнительного, весьма приличного, дохода: в конце концов, сданные «под ключ» квартиры и дома успевали за время строительства вырасти в цене вдвое. Земельные участки дорожали в 20 раз, как только коммунальные власти выдавали разрешения на строительство.

Строительная промышленность обеспечивала 30% испанского валового национального дохода, все остальные виды промышленности, вместе взятые, достигали показателя примерно в 17%. В строительстве, в туризме и в секторе обслуживания рабочие места появлялись как грибы после дождя. Причем места эти не требовали особой квалификации, так что как минимум пять миллионов мигрантов перебрались за это время в Испанию, легально и нелегально заполняя «грязные» вакансии, испанцы же могли позволить себе выбирать, чем заниматься.

Сегодня все это осталось в прошлом. Только так называемые общественные заказчики (государственные и коммунальные учреждения) задолжали строительным компаниям 32 млрд евро. Средний срок расплаты по счетам растянулся в 2008 году до 92 дней (для сравнения — в Германии с того момента, как исполнитель предоставляет заказчику счет, до момента, как этот счет оплачивается, в среднем проходит 40 дней). Так как суды оказались буквально завалены исками о неуплате, даже крупные фирмы позволяют себе проволочки с оплатой счетов от небольших предприятий или частных лиц.

Но повод для оптимизма, пусть и осторожного, все-таки есть: во-первых, по общему мнению специалистов, «дна» экономика уже достигла, выход из кризиса намечен на последние месяцы 2010 года, а во-вторых — несмотря ни на какие финансовые потрясения, испанское побережье по-прежнему наводнено туристами. Здесь еще возможно отыскать работу и продержаться до лучших времен. А что они наступят — в этом оптимистичные испанцы не сомневаются.

0 коммент.:

Отправить комментарий