17.08.2009

Настоящие PR-асы


Автор: Алан ХУРУМОВ

Мы, журналисты, не любим пиарщиков. При том что связаны мы с ними зачастую самым тесным образом. Например, мы часто женимся на представительницах этой вполне древней профессии (пиарщицы обычно чудо как хороши). Знаю несколько таких пар – по работе они предпочитают не общаться, чтобы не было искушения развестись к чертовой бабушке.
More...
Еще чаще мы сами становимся пиарщиками. Таких знаю несколько десятков как минимум. И все же мы продолжаем не любить пиарщиков, хотя лояльны к конкретному PR-деятелю, не важно, где он пребывает в настоящий момент – в своем офисе, в твоей постели или в зеркале напротив.

Мы не любим пиарщиков в силу профессиональной специфики. Попробую объяснить. Задача журналиста — осветить суть какого-либо явления. Не важно, о чем идет речь — о сделке, о политическом или социальном событии, о конкретном персонаже. Мы должны показать его, что называется, без прикрас. А пиарщики в силу уже их профессиональной специфики должны максимально усложнить нашу задачу. Потому что они существуют специально для того, чтобы мы донесли до читателя или зрителя не суть явления, а его образ, который создал воспаленный мозг пиарщика. Так и воюем испокон веков: пиарщики подсовывают нам фотографии, а мы требуем негативы. Они показывают нам героя, а мы пытаемся стянуть с него маску, чтобы показать, каков этот человек на самом деле, без PRикрас.

Приведу такой пример. В прошлом «Неформате» мой друг и коллега недоумевал: чего ради российского премьера вечно тянет на экстрим? И действительно, мужчина покорил, кажется, все существующие высоты и низины — разве что в космос не слетал. Кажется, что для него покувыркаться на истребителе, погонять на подлодке, прошвырнуться на дно Байкала — что нам в булочную сбегать. Но вот вы верите в то, что Владимир Путин обожает летать на истребителях и ходить на подлодках? Если вы замерли в нерешительности, я развею ваши сомнения: не любит. Чтобы любить ходить на подлодках, надо быть роботом-инопланетянином. В подлодке узко и страшно. В ней нормальный человек испытывает сильное психологическое давление. В подлодке даже сама подлодка не стала бы ходить по доброй воле. А вот премьеру приходится, потому что такой образ для него придумал воспаленный мозг пиарщика. В итоге мы с Путиным страдаем, читатели недоумевают, а пиарщик торжествует, в очередной раз доказав миру, что он не зря ест свою французскую булку.

Или вот еще более наглядная иллюстрация — нашумевшее открытое письмо российского президента Дмитрия Медведева украинскому лидеру Виктору Ющенко.

«В последнее время украинская и российская общественность выражает тревогу по поводу наших двусторонних отношений... Напряженность в отношениях России и Украины действительно зашкаливает», — заявил Дмитрий Медведев в открытом послании своему украинскому коллеге Виктору Ющенко. Российский президент подчеркнул, что в нынешней ситуации он принял решение «не направлять на Украину» российского посла.

«Вот что это за жанр такой — открытое письмо президента президенту?» — недоумевал по этому поводу мой друг и коллега, о котором здесь уже шла речь. Он вообще часто удивляется, поскольку живет не в России — мы-то здесь давно ко всему привыкшие. Но в данном случае я его недоумение вполне разделяю. Действительно, что это за жанр? США и Куба десятилетиями друг другу, фигурально выражаясь, показывают кукиш — но что-то я не слышал, чтобы Фидель Кастро получал открытое видеопослание от американского президента. Мне кажется, что такой жанр мог сочинить только пиарщик.

Я еще почему сомневаюсь в том, что идея открытого письма принадлежит президенту? Если посмотреть ролик повнимательнее, можно заметить, что российскому лидеру, вежливо говоря, некомфортно. Такое ощущение, что он не стоит на берегу Финского залива, а плывет на подводной лодке вместе с премьер-министром. А вся проблема в том, что Дмитрий Медведев не слишком любит телекамеры. И я его понимаю — сам отлетаю от них как черт от ладана. Не любит — так и не мучил бы себя. Президент абсолютно не обязан выступать с длинными обращениями чаще, чем раз в год — 31 января. Его дело — руководить государством. Но поди объясни это пиарщику. Причем ведь у премьера и президента пиарщики могут быть разные. И вот сидит такой креативщик, треплет непослушные вихры и думает: «Коллега своего клиента в батискаф поместил. Чего бы такого учудить, чтобы мой выглядел как-то харизматичнее? А если одеть его во все черное и снять на фоне залива, да чтобы два корабля маячили на заднем плане?! А чего? Мощно будет смотреться, народ проникнется».

И вот что самое обидное. Пиарщик сочинит какую-нибудь галиматью, а человеку потом всю жизнь отдуваться приходится, потому как образ уже создан. Иногда, впрочем, это происходит и без помощи пиарщика. Возьмем Олега Митволя. Кто сочинил ему образ бессменного борца, не знаю. Это, по всей видимости, случилось давно, еще когда он работал в Росприроднадзоре. Может, сам и сочинил. Но, похоже, уже сам и не рад.

Префект САО Олег Митволь поручил управлению потребительского рынка и местному отделу Роспотребнадзора выяснить, на каких основаниях ресторан под названием «Бич чау» предлагает клиентам королевскую кобру по 10,5 тыс. рублей за килограмм и черепаху за 8,5 тыс. рублей. «Предстоит выяснить, каким путем сюда завозят таких экзотических животных, как кобра и черепаха. И, естественно, они будут исключены из меню ресторана», — заявил префект.

Это же сколько душевных сил уходит у Олега Митволя на постоянную борьбу! Вы когда-нибудь пробовали найти в московском ресторане черепаху и кобру? Мне кажется, на подлодке ходить — и то проще. Но пресмыкающихся в тарелке можно отнести к разряду бесспорных удач. Такие находки Олегу Митволю в последнее время встречаются редко. Все-таки он давно в образе борца, и выискивать объекты становится все труднее. Приходится даже эксплуатировать любимую тему столичного мэра и воевать с сексуальными меньшинствами — например, недавно чиновник организовать рейд в гей-клуб Body & Soul, чтобы выяснить, насколько законна его деятельность.

Но вернемся к пиару. Я бы его вообще отменил как явление, а пиарщиков сократил без выходного пособия. Во-первых, потому что они чаще всего разбираются в предмете как сантехник в пуантах. Во-вторых, негативный эффект от такого сотрудничества часто перебивает позитивный. Причем вред исходит не от сотрудничества как такового, а от информации, что было привлечено PR-агентство. Пиарится — значит прихорашивается. А зачем?

«Правительства Южной Осетии и Абхазии объявили, что наняли американское пиар-агентство Saylor Company, чтобы оно помогло улучшить их имидж на Западе», — написал «Ъ». Каждый час работы сотрудника Saylor Company обойдется Сухуми и Цхинвалу по $165—550 в зависимости от видов услуг, а работа на территории самих республик будет обходиться на 50% дороже. По подсчетам издания, услуги пиарщиков обойдутся каждой республике как минимум $30 тыс. в месяц, причем фактически деньги будут платиться из российского бюджета.

Я ничего не имею против Абхазии и Южной Осетии. Но информация о том, что они наняли американских пиарщиков, меня, честно говоря, смутила. Какая-то бредовая выходит ситуация — непризнанные Америкой республики нанимают американских же пиарщиков для того, чтобы получить перевес в информационной войне с Грузией, которой покровительствуют опять-таки американцы. Хоть бы российских пиарщиков наняли, право слово. Выглядело бы как-то патриотичнее. И потом все-таки на российские деньги этичнее было бы кормить российских бездельников, нежели американских.

0 коммент.:

Отправить комментарий