18.09.2009

"Аэрофлот" ссаживает бортпроводников


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

«Аэрофлот» может стать фигурантом крупного скандала. Компания готовит масштабные сокращения. В течение полугода могут лишиться работы 2 тыс. сотрудников компании, или 13% от общей численности персонала. В «Аэрофлоте» говорят, что летный состав под сокращения не попадет. Однако, как стало известно «Республике», компания готовится уволить 190 бортпроводников.
More...
А чтобы нейтрализовать профсоюз, представители авиаперевозчика уже попытались вручить предписание об увольнении президенту Шереметьевского профсоюза бортпроводников. Бортпроводники сдаваться не собираются и обещают в ответ завалить суды исками.

О том, что «Аэрофлот» готовится к массовым увольнениям, заявил в интервью агентству Рейтер гендиректор компании Виталий Савельев. По его словам, существенного восстановления спроса на авиаперевозки пока не произошло — в отрасли продолжается спад. Росавиация эти данные подтверждает: за семь месяцев 2009 года пассажиропоток у российских авиаперевозчиков снизился на 16,5%, а у «Аэрофлота» — на 10,6%, до 4,7 млн человек.

Ангел мой неземной, возвращайся домой

Кризис — хороший повод для сокращения разросшегося до 15,5 тыс. человек штата, считает Савельев. По его словам, компания уже уволила 500 человек. В течение полугода сократит еще 2 тыс. Если спад в отрасли продолжится — то еще 4 тыс. человек.

Это, по словам менеджера, позволит компании сэкономить за счет снижения издержек в этом году $859 млн и даже завершить год с прибылью. Правда, гендиректор оговорился, что до уровня прошлого года по показателю объема перевозок дотянуть все равно не удастся. В 2008 году компания перевезла 9,3 млн пассажиров.

В компании подчеркивают, что летный состав под сокращения не попадет. Вместе с тем, по словам президента Шереметьевского профсоюза бортпроводников Михаила Дерюгина, из «Аэрофлота» могут быть уволены 170—190 бортпроводников. Самому профсоюзному лидеру и летающему бортпроводнику вчера попытались вручить предписание об увольнении. «Закон говорит, что меня, как президента профсоюза и не освобожденного от основной работы, не имеют право ни сократить, ни перевести на другую должность», — возмущается профсоюзный лидер.

На сегодняшний день в компании числятся примерно 2,8 тыс. бортпроводников. И все равно, по словам Михаила Дерюгина, не хватает около 500 человек. «У нас бригады летают не в полном составе, — рассказал "Республике" бортпроводник. — Мы летаем составом, который в РЛЕ (Руководство по летной эксплуатации — ред.) прописан как минимальный. А для нас он нормальный. Вместо шести человек летаем впятером. На Ил-96 должна быть бригада из 12 проводников, а мы летаем по восемь человек. В результате я выполняю работу за себя и за того парня. Причем доплачивают мне за этого парня 18 рублей в час, то есть примерно 360 рублей в месяц».

Но самое скверное, по словам бортпроводника, что такой усеченный состав сказывается на безопасности полетов. «Во время полета мы работаем в салоне, и у нас аварийные выходы и туалеты остаются без контроля, что не соответствует нормам безопасности», — возмущается Михаил Дерюгин. Понятно, что сокращение двухсот человек еще больше заострит эти проблемы. «Мы завалим суды исками», — обещает профсоюзный лидер.

Пилотов сокращения, скорее всего, не коснутся. Во всяком случае, в Шереметьевском профсоюзе летного состава об этом ничего не известно. «Пилотов сокращать не будут — их в компании и без того большая нехватка», — сообщил «Республике» юрист профсоюза Алексей Шляпников. По его словам, если не считать бортпроводников, под сокращения в основном попадут наземные работники пенсионного возраста. «У нас в летном составе тоже есть пенсионеры, которые входят в профсоюз, но их увольнять не будут. Была одна группа, но их уже распределили. Того, кто хотел уволиться, уволили, остальных мы постарались трудоустроить в том же "Аэрофлоте"», — торжествует юрист.

Однако к проблемам коллег пилоты неравнодушны. «По какому принципу будет проводиться сокращение? — задал вопрос Алексей Шляпников. — Скорее всего, не по фактору полезности того или иного сотрудника, а по старинному принципу "Свой — не свой". Но законодательство не позволяет просто так увольнять пенсионеров. И мы будем судиться. Мы им простую жизнь не дадим».

«Аэрофлот» — только для летчиков?


По словам гендиректора «Аэрофлота», сокращение сделает компанию более эффективной. О том, что у нее проблемы, трудно не согласиться. В эффективной компании персонал просто так никто сокращать не будет. По словам экс-председателя профсоюза авиационных специалистов «Аэрофлота» Виктора Клещенкова, авиаперевозчик закончил прошлый год с убытками от основной деятельности в 12 млрд рублей.

Кризис эти проблемы, очевидно, сильно усугубил. И возможно, как раз сейчас для «Аэрофлота» настал час икс. По словам Алексея Шляпникова из Шереметьевского профсоюза летного состава, уже начались перебои с зарплатой. За август компания выплатила зарплату не в полном объеме — сотрудники не получили надбавки, которые у работников отрасли составляют едва ли не основную часть дохода. Видимо, проблемы есть. И оптимальный способ их решения — экономия на персонале.

«Они хотят приблизиться к мировому эталону, — пояснил "Республике" мотивы компании Виктор Клещенков. — За рубежом на миллион перевезенных пассажиров приходится тысяча сотрудников компании. В этом году "Аэрофлот" перевезет чуть больше 6 млн пассажиров. А в компании работает 15,5 тыс. человек». Клещенков согласен с юристом Шереметьевского профсоюза летного состава в том, что «Аэрофлот», скорее всего, планирует избавиться от наземного персонала. Но не только от пенсионеров, как считает Алексей Шляпников. Клещенков предполагает, что «Аэрофлот» в принципе хочет избавиться от наземных служб, оставив в компании лишь пилотов и бортпроводников, как это принято у западных авиаперевозчиков. «Летчиков и бортпроводников у них около 6 тыс. человек. При пассажиропотоке в 6 млн получается как у западных компаний», — сказал он.

Алексей Шляпников из Шереметьевского профсоюза летного состава приводит еще одну методику расчета персонала. «Сам Виталий Савельев озвучивал нам, что по западным нормам соотношение общего числа сотрудников к летному составу должно быть один к пяти или один к шести, — рассказал он. — В "Аэрофлоте" — один к тринадцати. По словам Савельева, так авиакомпания просто не может процветать».

Судя по этим расчетам, на 6 тыс. сотрудников гендиректор компании может и не остановиться. Чтобы было как у них, необходимо уволить около девяти тысяч. Как бы там ни было, наблюдатели уверены: существует и другой выход. «Те же самые наземные службы могут зарабатывать очень приличные деньги и на оперативном обслуживании, и на периодическом», — считает Виктор Клещенков. Кроме того, по его словам, значительной экономии можно было бы добиться, оптимизировав самолетный парк и маршрутную сетку. Сегодня, по его словам, самолеты часто летают не по оптимальным для себя диапазонам дальности, что приводит к существенному перерасходу топлива.

Каждую из сторон, в принципе, где-то можно понять. Можно понять менеджеров «Аэрофлота», понимающих, что штат эффективной компании не может быть таким раздутым. Можно понять представителей профсоюзов, которые хотят разобраться, по какому принципу будут проходить сокращения. Непонятно лишь одно — при чем тут бортпроводники? Оставили бы стюардесс, право слово! Ведь совсем же тоскливо станет без них летать!


0 коммент.:

Отправить комментарий