15.09.2009
Дело экологов: защита просит оправдания
Автор: Виктория ЯКОВЛЕВА
Предъявленное Альжану Бралиеву обвинение по своей надуманности и необоснованности не выдерживает никакой критики, а так называемые доказательства обвинения не только его не подтверждают, но и, наоборот, опровергают и свидетельствуют о полной невиновности. Об этом вчера заявил в прениях адвокат экс-вице-министра экологии Сергей Деев.
More...
- С момента возбуждения уголовного дела, т.е. с 18 августа 2008 года, Бралиев столкнулся с предвзятым и необъективным отношением к своим доводам, подвергся жесткому и необоснованному преследованию со стороны органа следствия, апофеозом которого стало его задержание и последующий арест, под которым он находится с февраля текущего года, — сказал адвокат. — Несмотря на очевидность доводов защиты о надуманности, голословности, а порою просто абсурдности предъявленного ему обвинения, он, тем не менее, находится в местах лишения свободы, имеет статус подсудимого и вынужден доказывать свою невиновность.
И какой тут был выбор?
Г-н Деев напомнил: впервые тема ядовитых конденсаторов и необходимости их уничтожения была затронута в 2004 году тогдашним директором ТОО «Меркурий плюс» Афанасьевым и директором Карагандинского областного экологического музея Калмыковым. Фирма «Меркурий» стала подрядчиком по «конденсаторному» проекту в 2007 году, выиграв тендер по госзакупкам способом из одного источника. Альжана Бралиева, который был председателем конкурсной комиссии в то время, обвиняют в том, что он незаконно отдал предпочтение «Меркурию», как предприятию, единственному на территории Казахстана оказывающему подобные услуги (работа заключалась в том, чтобы упаковать 14 с лишним тысяч конденсаторов и обеспечить их перевозку в Германию).
Между тем в суде выяснилось, что это ТОО, единственное в Казахстане, имеет эксклюзивное соглашение с немецкими фирмами — посредником и заводом-уничтожителем, и это во многом определило фактор безальтернативности «Меркурия».
- Вообще непонятно, на чем основан вывод следствия о том, что Бралиев не проводил так называемых маркетинга и мониторинга (по поводу безальтернативности фирмы — авт.), ведь такие понятия вообще отсутствуют в законодательстве о госзакупках! — сказал адвокат. — Получается, что следственно-оперативная группа во главе с господином Татубаевым сама придумала эту норму, а потом вменила ответственность за ее неисполнение нашему подзащитному?! Такие действия следователей являются явно незаконными и требуют соответствующей оценки суда.
- Непонятно, почему следствие и обвинение необоснованно делает акцент именно на 2007 год, в котором все работы были выполнены, а инкриминируемое следствием хищение совершено из средств, выделенных в 2008 году, к которому Бралиев не имеет никакого отношения, — продолжил защитник. — Мы уже заявляли ходатайство о назначении дополнительной экспертизы — для разделения выводов эксперта на 2007 и 2008 годы, но оно было необоснованно отклонено, по надуманным основаниям. Теперь же, после окончания следствия и уже в конце судебного процесса, обвинение и следователи представляют заключение КФК по закупу только 2007 года, где председателем комиссии был Бралиев, не говоря ни слова по закупу 2008 года, к которому наш подзащитный не имеет никакого отношения. А ведь в 2008 году средств было выделено в три раза больше (около одного млрд тенге), и именно из них, по версии следствия, похищено более 500 млн тенге.
Права — не в счет?
Второй адвокат экс-вице-министра Нурмахан Зулпхаров, в свою очередь, рассказал в прениях о стиле работы финпола во время предварительного следствия и попросил судью обратить внимание на нарушения норм УПК. К примеру, 20 апреля текущего года, несмотря на плохое самочувствие и рекомендацию врача — соблюдать покой, сотрудники финпола вывезли Бралиева из изолятора в свой рабочий кабинет для проведения следственных действий.
Когда туда пришли его защитники, Альжан Бралиев попросил у следователей разрешения побеседовать с ними наедине, но те включили видеокамеру, заявили, что сейчас будет предъявлено обвинение, и спросили, будет ли Бралиев его читать. Адвокаты попросили оппонентов соблюдать нормы УПК и позволить разговор с подзащитным тет-а-тет. Однако следователи, как сообщил на суде юрист, просьбу проигнорировали и прочли половину текста.
Наконец, уступив возражениям защиты, они разрешили беседу, но при этом оставили в кабинете сотрудника с видеокамерой, который фиксировал весь разговор. Требования адвокатов прекратить произвол опять-таки игнорировались.
Затем начался допрос. Альжан Бралиев заявил, что согласен ответить на все вопросы, но только тогда, когда его самочувствие немного улучшится. Только после настоятельной просьбы адвокатов была вызвана неотложка — медики подтвердили повышенное давление у Бралиева и рекомендовали немедленный покой.
...Резюмируя свои выступления, защитники бывшего вице-министра попросили суд оправдать их клиента за отсутствием состава преступления.
Как недруги договорились?
Сегодня слово взяли адвокаты второго экс-вице-министра Зейнуллы Сарсембаева. Одна из них, Жаныл Укасова, начала свой спич с напоминания о том, что между бывшим министром Искаковым и его замом Сарсембаевым не могло быть сговора по той причине, что босс МООС своего зама отчего-то недолюбливал.
- Испытывая негативное отношение к себе со стороны руководства, Сарсембаев неоднократно просил Искакова согласовать его перевод на другую работу, но вопрос остался открытым, — сказала защитница.
- Как Сарсембаев мог предвидеть, что он действует вопреки интересам службы, если фактически акты выполненных работ были подготовлены сотрудниками ТОО «Меркурий плюс», проверены и приняты Савицкой (одна из фигуранток дела, до сих пор находящаяся в бегах за границей — авт.) и начальником Карагандинского управления охраны окружающей среды Смагуловым, который был обязан в силу должностных обязанностей проверить наличие выполненных работ? — недоумевала Жаныл Укасова. — И только после этого Сарсембаев, последним из всех 150 должностных лиц МООС, ставил свою (подпись — авт.), убедившись, что работы были выполнены.
Завершая свою речь, адвокат заявила, что ей стыдно перед своим подзащитным за неработающие в нашей стране законы, так что Зейнулле Сарсембаеву приходится оправдываться в том, что он не совершал, и доказывать свою невиновность.
Завтра выскажутся адвокаты Адильбека Жайлганова, четвертого подсудимого по делу экологов; он фигурирует в процессе как представитель ТОО «Меркурий плюс».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий