29.09.2009

На паутину набрасывают сеть


Автор: Обзор прессы

Тема денег царит на полосах российских газет. Как их заработать, на что потратить и куда вложить – каждый решает сам: россияне отрывают в банках валютные счета, «Газпром» пытается избавиться от непрофильного актива, а милиционеры покупают кровать из золота.
More...
И лишь Михаил Прохоров бескорыстно радуется – «куршевельское дело» закрыто.

«Ведомости» открываются сегодня публикацией «Олимпиада выставила счет». Амбициозный проект подготовки к главному спортивному мероприятию 2014 года потребует свыше 1 трлн рублей, подсчитал Минрегион. 699,3 млрд рублей из них выделит федеральный бюджет. Такую смету ведомство представило в последней версии основных задач Минрегиона до 2012 г. Общие затраты на подготовку к Олимпиаде выросли более чем в 6 раз, отмечает газета. Как сообщил на инвестиционном форуме в Сочи вице-премьер Дмитрий Козак, теперь строительство только 14 основных олимпийских объектов (стадионы и олимпийский парк) будет стоить 195,3 млрд рублей. Самые крупные расходы согласно «Карте проекта» запланированы на следующий год — 348,7 млрд рублей, из которых 228 млрд рублей потратят из федерального бюджета. Затраты на 2011 г. — 307 млрд рублей, на 2012 г. — 216,5 млрд рублей.

Эксперты считают, что расчеты Минрегиона завышены. При желании их можно оптимизировать, полагает партнер ФБК Игорь Николаев. Эту точку зрения разделяет и главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. А вот ведомство, напротив, полагает, что расходы бюджета на Олимпиаду в следующем году могли оказаться выше. «При обсуждении фигурировала цифра 288 млрд рублей», — рассказали «Ведомостям» чиновник Минфина и два чиновника Минрегиона. На чем было решено сэкономить 60 млрд рублей, они не сообщили. Представитель секретариата Козака объяснил это привлечением инвесторов для строительства малой ледовой арены, конькобежного центра и арены для керлинга. «Отказались от некоторых вспомогательных объектов, скорректировали технические параметры других, сэкономили на падении цен на стройматериалы», — добавил собеседник издания.

В материале «Без сети» в центре внимания газеты оказалась Всемирная паутина. По данным издания, Минюст предложил предоставить правоохранительным органам право отключать граждан от Интернета. Министерство подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения безопасности использования государственных информационных ресурсов». Согласно поправкам за несанкционированный доступ к государственным сайтам может грозить наказание до семи лет лишения свободы (сейчас за неправомерный доступ к компьютерной информации грозит лишение свободы на срок до пяти лет). Правила регистрации доменных имен в национальной зоне должны включать порядок подтверждения данных о лицах, регистрирующих доменные имена, а провайдеры будут обязаны предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и оказанных им услугах. Мотивированное решение одного из руководителей такого органа будет для провайдера основанием приостановить оказание услуг. А нарушение порядка взаимодействия интернет-провайдеров с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, грозит физлицам штрафом в 1500 — 2000 рублей, а юрлицо могут наказать на 30000 — 40000 рублей.

Участники рынка в целом негативно отнеслись к инициативе правоохранительного ведомства. Провайдеры опасаются, что новые поправки могут быть использованы для недобросовестной конкурентной борьбы, когда закрытие доступа будут требовать без реальных на то оснований. Юристы на стороне интернет-компаний. Ограничение доступа к Сети любого пользователя по решению МВД или ФСБ противоречит конституционному праву любого гражданина на свободный доступ к информации, сказал «Ведомостям» управляющий партнер «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. С ним согласен член экспертной группы, участвующей в подготовке закона «Об Интернете», Астамур Тедеев. «Во Франции в прошлом году был принят сходный закон, однако из-за противоречий с Конституцией пришлось вносить в него поправки о том, что отключать человека можно только по решению суда. В феврале 2009 г. власти Германии не поддержали концепцию отключения интернет-пиратов после «трех предупреждений»: законодатели и провайдеры пришли к выводу, что это противоречит нормам о неприкосновенности личной жизни», — рассказал Тедеев.

Правоохранительную тему «Ведомости» продолжают в заметке «Золотой сон сбывается» историей о любви российских милиционеров к роскоши. МВД собирается приобрести спальный гарнитур, украшенный чистым золотом. Заявка на эту покупку появилась на сайте zakupki.gov.ru еще в августе, напоминает газета. Кровать из вишни, декорированная ручной резьбой, покрытая у изголовья и изножья «тонким слоем золота — 24 карата» высшей — 999-й пробы, по словам начальника управления МВД Валерия Грибакина, предназначена для департамента экономической безопасности и дома приемов МВД в Серебряном бору.

Желание поучаствовать в конкурсе на изготовление и поставку столь необходимой милиционерам мебели выразили три компании — ООО «Офисный комфорт», ООО «МВ-дизайн» и ООО «Трионес групп». Но двум последним было отказано в допуске к участию в конкурсе единогласным решением конкурсной комиссии. «МВ-дизайн» и «Трионес групп» были отсеяны, потому что не доказали, что могут участвовать в конкурсе (не находятся в процедуре ликвидации, не имеют существенной задолженности по налогам), а также не подтвердили, что внесли обеспечение заявки (5% начальной цены лота).

В итоге к конкурсу была допущена только одна компания — ООО «Офисный комфорт», с которой теперь должен быть заключен контракт по заявленной им цене (4,26 млн руб.). Конкурс же признан несостоявшимся, следует из протокола, опубликованного на zakupki.gov.ru. Гендиректор «Офисного комфорта» Андрей Шловиков вчера вечером сказал «Ведомостям», что точно не знает, какая именно мебель будет поставлена для МВД: по его словам, компания поставляет мебель из Белоруссии и Польши, последняя изготавливается под немецкой маркой Klose (требование немецкой фурнитуры было также прописано в конкурсной документации). Член комитета Госдумы по безопасности Михаил Старшинов сказал изданию, что «с точки зрения буквы и нормы закона, скорее всего, все сделано чисто». Однако вопрос, зачем была нужна мебель с такими требованиями, остается. Тем не менее пока депутаты никак реагировать не собираются. Старшинов предлагает подождать проверки закупок МВД Счетной палатой.

О валютных предпочтениях россиян издание рассказывает в публикации «Вклад от девальвации». Под впечатлением мрачных прогнозов о возможной девальвации рубля население понесло деньги в банки. В августе рублевые вклады населения выросли на 26 млрд руб. (0,6%), а валютные — на 60,9 млрд (4,4%), подсчитал начальник аналитического управления «БКФ-банка» Максим Осадчий. Поведение вкладчиков коррелирует с курсом доллара и заявлениями официальных лиц, подтверждают все опрошенные «Ведомостями» банкиры. «Последние два года в финансовой сфере осенью происходят осложнения, поэтому часть вкладчиков уже в августе решает подстраховаться. К тому же были слухи о девальвации рубля. Думаю, основной приток валютных вкладов произошел из-за таких клиентов», — сказал газете предправления банка «Открытие» Василий Заблоцкий.

Больше всего увеличили валютные вклады «Сбербанк» (7,9 млрд руб.) и «ВТБ 24» (3,9 млрд), на третьем месте — банк «Траст» (1,7 млрд), причем у двух последних прирост рублевых депозитов в августе был втрое меньше. Прирост валютных вкладов обеспечивают примерно в равной пропорции приток новых вкладов и конвертация старых, отмечает член правления банка «Траст» Елена Речкалова. На этот раз, по ее мнению, «сыграла неопределенность валютного тренда в июле и августе, кроме того, было немало публичных заявлений о второй волне кризиса и новом витке девальвации», вдобавок у населения уже есть негативный исторический опыт относительно августа. Заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников считает, что вкладчиков могли смутить скачки курса, которые наблюдались в конце июля и в августе. Банкиры не столь оптимистичны. Спрос на валюту сохраняется и в сентябре, многие вкладчики конвертируют сбережения, предпочитая вклады в евро: он меньше подешевел к рублю, говорит руководитель розницы частного банка из первой десятки.

«КоммерсантЪ» в материале «Свободу лыжникам Куршевеля» рассказывает о том, что нашумевшее дело главы группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, подозревавшегося в причастности к организации сутенерской сети, закрыто во Франции «за отсутствием состава преступления». «Ъ» напоминает, что Михаила Прохорова и шестнадцать его спутниц задержали на горнолыжном курорте Куршевель в январе 2007 года. Всех их отправили в камеры предварительного заключения города Лиона по подозрению в причастности к организации сутенерской сети. Полиция подозревала, что российский бизнесмен каким-то образом связан с компанией VIC Travel, организовывавшей поездки российских девушек в Куршевель. Ранее в багаже одной задержанной по пути на французский курорт россиянки полицейские обнаружили две сотни презервативов и решили, что они предназначены для целой группы, оказывающей интимные услуги гостям горнолыжного курорта. Девушек жандармы отпустили без предъявления обвинений. Господина Прохорова допрашивали в течение четырех дней, после чего также отпустили как «привлеченного свидетеля», выяснив, что VIC Travel лишь организовывала поездку в Куршевель обычной многочисленной группы поддержки бизнесмена.

Однако французские власти говорят, что так и не смогли разобраться в этом деле до конца. Главный прокурор Лиона Ксавье Ришо вчера вечером заявил «Ъ», что дело Михаила Прохорова затянула российская сторона. По его словам, суд Лиона направлял в адрес российской Генпрокуратуры запрос, однако в апреле 2009 года тот был отклонен. Ришо пояснил, что под запросом подразумеваются «некоторые проверки, которые было необходимо провести на территории России». Французский прокурор рассказал, что Генпрокуратура РФ мотивировала решение тем, что запрос лионского суда касался «одной из крупнейших российских компаний» и мог «нанести вред интересам России».

На бизнес-полосе газета раскрывает подробности готовящейся сделки по покупке государством 20% индийской сотовой «дочки» АФК «Система» — Sistema Shyam TeleServices (SSTS). В публикации «С индийским оператором провернут операцию» «Ъ» написал, что деньги на покупку доли АФК в индийском операторе может выделить «Внешэкономбанк». Ранее планировалось, что государство выкупит допэмиссию SSTS, на что в федеральном бюджете на 2009 год было предусмотрено 23,7 млрд руб. Сделка должна была состояться в рамках урегулирования внешнего долга Индии перед Россией. По оценкам министра финансов Алексея Кудрина, весной этого года на рупийных счетах России в Индии находился примерно $1 млрд.

На прошлой неделе ООО «Центр оценки «Аверс» завершило оценку по заказу Росимущества SSTS: 100% оператора предварительно оценены в $3,4 млрд, то есть стоимость 20% акций оператора составляет $680 млн. Однако государство может войти в капитал SSTS не только через допэмиссию, рассказали «Ъ» два источника, знакомые с деталями готовящейся сделки. Государство может выкупить 20% SSTS непосредственно у «Системы». «Сделка будет оформлена как кредит на $680 млн сроком на пять лет под 9% годовых, который выдаст «Внешэкономбанк». Спустя это время АФК обязана выкупить этот пакет обратно, вернув полученные средства в долларах»,— говорит источник «Ъ», знакомый с деталями сделки. По какому курсу АФК будет рассчитываться с государством, пока не определено, «но корпорация настаивает на средневзвешенном за пять лет», уточняет он.

Вариант допэмиссии по-прежнему обсуждается, добавляет второй источник «Ъ». Но в этом случае может быть размыта доля индийского акционера, а это противоречит местному законодательству, согласно которому нерезеденты не могут владеть более 75% акций индийских компаний. Еще один сценарий — создание SPV-компании, в которой государство покупает долю, эквивалентную 20% в SSTS (около 27%). Эксперты отмечают, что в любом варианте это выгодная сделка для обеих сторон. «Для государства это эффективный способ получить обратно деньги в бюджет с обязательством одной из крупнейших корпораций страны, а для АФК — привлечение большого объема средств для венчурного проекта на длительный срок по привлекательной ставке», — сказал аналитик «ВТБ Капитала» Виктор Климович.

«Время новостей» в заметке «Дорожное покрытие» рассказывает о новых поправках в Налоговый кодекс, которые перекладывают вопросы финансирования дорог на регионы. К 1 октября в Госдуму вместе с проектом бюджета-2010 будут внесены утвержденные правительством РФ поправки к главе 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ. Правительственный вариант законопроекта предполагает увеличить установленные в НК базовые ставки транспортного налога вдвое и разрешить органам власти субъектов федерации уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз и увеличивать не более чем в пять раз. Министерство надеется, что таким образом регионам удастся пополнить свои бюджеты на 7,5 млрд руб. Взамен им рекомендовано не надеяться на помощь федерального бюджета в ремонте и строительстве региональных дорог.

Однако региональные власти все чаще с легкостью передают все 100% транспортного налога в распоряжение муниципальных образований. Тем более удивительно, что это происходит в такое непростое с экономической точки зрения время, в том числе и для региональных бюджетов, написала газета. Отпрошенные газетой «Время новостей» эксперты полагают, что муниципалов хотят сделать жертвой сформированного в массовом сознании стереотипа, будто бы транспортный налог идет на развитие дорожной инфраструктуры.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова заявила изданию, что, отдавая налоговые сборы, регионалы только с одной стороны руководствуются стремлением наполнить местные бюджеты. «А с другой — просто так от дохода вряд ли кто откажется. Наверняка региональные власти таким образом хотят снять с себя ответственность за непопулярные решения», — предполагает юрист.

Научный сотрудник лаборатории проблем муниципального развития Института экономики переходного периода Нина Миронова напоминает, что в российском законодательстве прописана ответственность муниципальных органов власти за состояние местных дорог. И прокуратура часто предъявляет муниципалам претензии по этому поводу. Поэтому она считает, что местные власти должны иметь финансовые средства для выполнения своих обязанностей. «Если мы говорим, что муниципальные органы власти в принципе не способны поддерживать дороги в нормальном состоянии, тогда надо снять с них ответственность за это», — уверена Миронова.

Руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» Владислав Григоров полагает, что в идеале объемы финансирования дорожного хозяйства должны быть достаточными для поддержания дорог в нормативном состоянии. Но такие расчеты просто отсутствуют. Как пояснил глава пресс-службы «Росавтодора» Андрей Меньшов, «правительство РФ рекомендовало всем субъектам принять региональные нормативы для содержания своей сети дорог. Но этот процесс идет вяло. Какой смысл принимать норматив, если денег на его выполнение у регионов все равно нет».

«РБК daily» в материале «Rusal готовят к продаже» рассказывает о том, что компания может провести IPO в Гонконге до конца года. Как сообщило агентство Reuters, UC компания рассчитывает привлечь $1,5 — 2,5 млрд при капитализации в $30 млрд. В самой UC Rusal «РБК daily» отметили, что пока никаких решений о времени размещения, площадке и других деталях возможного IPO не принято. Однако источники Reuters уверяют, что предварительное одобрение плана IPO советом директоров Rusal получено на прошлой неделе, а на этой неделе ожидается его окончательное принятие. Предполагается, что Rusal разместит до 10% своих акций. Таким образом, с учетом суммы, которую компания хотела бы привлечь, речь может идти о размещении 5 — 8,3% акций Rusal.

О возможности IPO Rusal говорят уже несколько лет. Дело в том, что размещение должно состояться в течение трех лет с момента объединения «Русала» и СУАЛа Виктора Вексельберга в марте 2007 года. Однако все это время компании мешали то неблагоприятная рыночная конъюнктура, то участие в крупномасштабных сделках. В начале этого года IPO алюминиевой компании вновь вышло на передний план, но уже как условие, выдвигаемое кредиторами. В частности, сообщалось, что размещение акций Rusal — один из вариантов расплаты с кредиторами.

Между тем аналитик UniCredit Securitites Марат Габитов считает, что оценка компании в $30 млрд завышена. «С учетом прогноза показателя EBITDA компании в $1,5 — 1,6 млрд более близкой к справедливой была бы оценка на уровне $18 — 22 млрд», — говорит он. Согласен с коллегой Артем Бахтигозин из «Арбат Капитала», добавляя, что с учетом долга в $14 млрд оценка Rusal даже в $15 млрд при размещении в Гонконге была бы привлекательной. По его мнению, столь сжатые сроки подготовки говорят, что IPO — скорее всего, вынужденный шаг навстречу кредиторам. Впрочем, Марат Габитов уверен, что поддержку IPO Rusal окажет и сама биржа, ведь для нее это одно из крупнейших размещений, которое к тому же покажет укрепление авторитета азиатских рынков. «Если при этом Rusal заручится поддержкой крупных китайских инвестфондов, то привлечь $2,5 млрд компании будет вполне под силу», — говорит эксперт.

«Независимая газета» в публикации «Управление монополиями в ручном режиме» рассказывает о том, как РЖД пытаются навязать железную дорогу Обская — Бованенково. На прошлой неделе на выездном совещании в Салехарде по освоению газовых месторождений Ямала премьер Владимир Путин подверг критике главу «Газпрома» Алексея Миллера за «непрофильную деятельность». Компания должна заниматься добычей и разведкой газа, а не строительством дорог, заявил Путин и предложил РЖД выкупить эту ветку у газовиков.

Глава «Газпрома» оценил себестоимость построенной дороги в 130 млрд рублей. Понятно, что перспектива получить такую сумму из бюджета РЖД весьма порадовала газовиков, но сильно огорчила главу РЖД Владимира Якунина, который назвал цену «нереалистичной» и усомнился в справедливости самой схемы поддержки «Газпрома». Железнодорожники напомнили, что в инвестпрограмме РЖД расходы на приобретение этой дороги на Ямале никогда не предусматривались, поскольку изначально проектом занимался «Газпром».

Государство помогать РЖД деньгами не спешит. Минфин отказал вчера «Российским железным дорогам» в помощи при выкупе у «Газпрома» железной дороги. Независимые эксперты, опрошенные «НГ», считают, что правительство просто решило поправить финансовое положение одной монополии за счет другой. Государство в очередной раз пытается в «ручном режиме» управлять экономикой, создавая преференции «Газпрому». «Никакой прибыли РЖД от этой дороги не получат», — говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, объемы грузов, которые будут перевозиться по этой железной дороге, ограничены. А пользователь — один «Газпром», который в конечном счете и начнет диктовать выгодные ему правила игры, не допуская повышения тарифов на грузоперевозки.


0 коммент.:

Отправить комментарий