02.10.2009
Дальше будет еще хуже?
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Уже понятно, что банковский сектор ждут в ближайшее время новые потрясения. Неудивительно, что руководство Агентства по финансовому надзору пытается если не снять с себя вину за известные провалы государства в этом секторе, то хотя бы разделить ответственность на равных с другими госорганами.
More...
Такое впечатление возникло после знакомства с опубликованным в прошлую пятницу пресс-релизом АФН «Анализ просроченной задолженности ссудного портфеля банков второго уровня РК». В отличие от «Ак орды» и правительства, бодро рапортующих вместе с партией власти о достижениях в борьбе с кризисом и чуть ли не лидирующей роли Казахстана в мире на этом направлении, в АФН утверждают, что «данные меры недостаточны в условиях негативных тенденций в реальном секторе экономики страны и глобальных кризисных явлениях».
Горькая правда лучше лжи?
Регулятор выносит грустный вердикт прежним громко декларировавшимся успехам нашей страны в деле экономических реформ: «Попытки диверсифицировать экономику, избавить ее от излишней зависимости от нефти и создать сегменты малого и среднего бизнеса, работающие в производственной сфере, предпринимались, но не были доведены до конца, как и попытки сделать казахстанский бизнес более прозрачным и с более понятной структурой акционеров».
А в том, что не были приняты своевременные меры по оценке рисков банковского сектора и его возможных убытков под давлением кризиса виновато, оказывается, не АФН, а другое ведомство — статистическое, ибо «отсутствие качественной оперативной статистики по развитию реального сектора и сектора домохозяйств делает невозможным» для регулятора реально оценить опасность.
Более того, в АФН отмечают, что «даже с учетом принятых Агентством мер по новым требованиям к капитализации банков второго уровня, которые в настоящее время являются наиболее высокими на всем пространстве СНГ в сравнении с международными стандартами, этих мер оказалось недостаточно, и скрытые (ранее накопившиеся) системные риски превысили оценки надзорного органа».
Что касается ссудного портфеля банков, то регулятор выражает озабоченность в связи с прогрессирующим ухудшением его качества, приводя при этом вполне убедительные данные своих аналитиков. Так, с начала текущего года доля безнадежных кредитов в структуре кредитования экономики увеличилась в 6 раз, до 25,1%, на 1 июля, доля неработающих займов (сомнительных 5-й категории и безнадежных) — с 7,0 до 33,6%.
При этом в строительстве доля неработающих кредитов выросла с 10 до 48,3%, промышленности — с 7,3 до 26,7%, торговле — с 5,8 до 33%, сельском хозяйстве — с 5,7 до 28,6%, у малого предпринимательства — с 10,9 до 31,3%.
В то время как в целом доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней за период с 1 февраля по 1 июля увеличилась с 4,2 до 10,2%, в строительстве этот показатель возрос с 5,8 до 13%, промышленности — с 4 до 12,5%, сельском хозяйстве — с 2,3 до 9,8%, у малого предпринимательства — с 8,3 до 18,9%.
Напомнили в АФН и о том, что ипотечные займы под залог недвижимости продолжают оставаться основным компонентом кредитного портфеля банков второго уровня — на них приходится 36,3%, а в абсолютном выражении — 3 трлн 708,7 млрд тенге. Еще 8,6% приходится на займы, выданные физическим лицам на покупку и строительство жилья, 8,3% — ипотечные жилищные займы, выданные тем же лицам.
При этом доля неработающих займов в общей сумме ипотечных жилищных займов выросла с 5,6 до 27,5%, а доля займов с просрочкой свыше 90 дней в общей сумме займов, выданных физическим лицам на покупку и строительство недвижимости, — с 9,5 до 20,6%. Как утверждают в АФН, «в настоящее время, заемщику легче отказаться от жилья, чем погашать кредит в течение 15 — 20 лет по цене выше рыночной в 2 — 3 раза, с учетом вознаграждения».
Еще одна проблема — высокая (51,9%) доля кредитов в инвалюте в общем объеме ипотечных жилищных займов, притом что «переоценка основного долга и вознаграждения вследствие девальвации тенге, а также сокращение рабочих мест в реальном и финансовом секторе экономики негативно повлияли на финансовое положение заемщиков и на способность данных заемщиков погашать долг».
Во имя провизий
От общей кредитной картины перейдем теперь к данным аналитиков АФН по отдельным банкам. Как это ни удивительно, но «БТА Банку» по-прежнему удается сохранять лидерство по размеру ссудного портфеля, выросшему за август на 0,6%, до 2 трлн 610 млрд тенге, тогда как у его ближайшего конкурента по этому показателю — «Казкоммерцбанка» — прирост составил лишь 0,2%, до 2 трлн 551,4 млрд тенге.
Идущий с большим отрывом от передового тандема «Народный банк Казахстана» показал снижение на 0,1%, до 1 трлн 257,1 млрд, как, впрочем, и расположившийся на 4-м месте «АТФБанк» (0,1%, до 890,6 млрд тенге).
Другим сюрпризом стал выход на 5-ю позицию «Альянс Банка» — хотя его ссудный портфель в августе сократился на 1,1%, до 672,3 млрд тенге, этого оказалось достаточно для того, чтобы обойти «Банк ЦентрКредит», у которого снижение было более значительным — 2,6%, до 670,8 млрд тенге.
«Второй эшелон» по объему кредитования вновь возглавил «Темiрбанк», ссудный портфель которого снизился на 0,5%, до 274,7 млрд тенге, далее расположились «Нурбанк» (261,9 млрд тенге с приростом на 2,3%), kaspi bank (242,4 млрд тенге, почти 3%) и замкнувший первую десятку «Евразийский банк» (166,7 млрд тенге, увеличение на 1,6%). Из этого расклада следует, что последнее трио активно использует нынешние трудности системообразующих банков для укрепления своих позиций на рынке.
К тому же у этих банков и более низкие показатели доли кредитов с просрочкой платежа в общем объеме ссудного портфеля, что говорит о более высоком его качестве. Так, при среднем уровне по всему банковскому сектору в 27,45% у «Нурбанка» на 1 сентября было 21,20%, kaspi bank — 20,56%, «Евразийского» — 16,3%, в то время как у «БТА Банка» — 30,3%, «Казкома» — почти 23%, «Народного банка Казахстана» — 23,9%, «Альянс Банка» — 65,3%, «АТФБанка» — 25,4%, «Темiрбанка» — 61,6%. Исключение среди системо-образующих банков по этому показателю составил лишь «Банк ЦентрКредит» — 13,1%.
В абсолютном выражении наибольший размер таких кредитов вновь оказался у «БТА Банка» — 789,4 млрд тенге на 1 сентября, причем их объем в августе увеличился весьма значительно — на 43,2 млрд тенге (5,8%). Впрочем, у «Казкоммерцбанка» прирост оказался еще больше — на 63,4 млрд тенге (12,1%), до 586,1 млрд тенге. Третьим по этому показателю идет «Альянс Банк» — 439 млрд тенге с приростом на 2,6% (11,1 млрд тенге), за ним следуют «Народный банк Казахстана» — 300,3 млрд тенге (0,4%), «АТФБанк» — 226,4 млрд тенге (снижение на 2,3%), «Темiрбанк» — 169,2 млрд тенге (0,1%), «Банк ЦентрКредит» — 88,1 млрд тенге (5,7%), «Нурбанк» — 55,5 млрд тенге, у которого объем таких кредитов почти не изменился, kaspi bank — 49,8 млрд тенге (прирост на 0,8%) и «Евразийский банк» — 27,2 млрд тенге (снижение на 1,1%).
По отношению суммы просроченной задолженности, включая просроченное вознаграждение, к размеру ссудного портфеля в первой десятке выше среднего уровня по банковскому сектору (12,8%) оказались «БТА Банк» (16,2%), «Казком» (15,1%), «Альянс Банк» (28,9%) и «Темiрбанк» (13,6%). А наиболее низкий показатель оказался у «Евразийского банка» (2,9%), «Банка ЦентрКредит» (3,5%) и kaspi bank (3,9%).
По объему «просрочки» лидирует по-прежнему «БТА Банк» — 422 млрд тенге с приростом на 4,8%, за ним следует «Казкоммерцбанк», у которого этот показатель за август вырос сразу на 36,5%, до 385,3 млрд тенге, а в абсолютном выражении — на 103 млрд тенге! Третьим и здесь расположился «Альянс Банк» (194,5 млрд тенге, прирост на 5,3%).
Далее идут «Народный банк Казахстана» (138,1 млрд тенге, снижение на 2,7%), «АТФБанк» (41,4 млрд тенге, 13,2%), «Темiрбанк» (37,3 млрд тенге, прирост на 5,4%), «Банк ЦентрКредит» (23,4 млрд тенге, снижение на 6%), «Нурбанк» (20,8 млрд тенге, прирост на 3,5%), kaspi bank (9,5 млрд тенге, прирост на 3,3%). Замкнул же первую десятку по этому показателю «КазИнвестБанк», у которого «просрочка» в августе увеличилась на 10,2%, до 6,5 млрд тенге.
В заключение — о сформированных провизиях по кредитам. Лидирующий по их объему «БТА Банк» за август нарастил этот показатель еще на 156,4 млрд тенге (более $1 млрд), или на 9,3%, до астрономических 1 трлн 839,3 млрд тенге ($12,2 млрд)! Для чего с такой энергией чиновники загоняют в банк провизии в столь огромных масштабах и откуда берутся средства на их формирование, знают только они сами. Со своей стороны заметим, что эти средства могут затем превратиться в прибыль «БТА Банка», если окажется, что риски невозврата кредитов были преувеличены.
Идущему вторым «Казкоммерцбанку», ссудный портфель которого лишь немного уступает «БТА Банку», за последний месяц лета удалось нарастить провизии лишь на 0,7%, до 586,6 млрд тенге, тогда как контролируемому государством «Альянс Банку» — на 2,9%, до 486,2 млрд тенге, а занимающему 4-е место «Народному банку Казахстана» — на 2,2%, до 228,4 млрд тенге.
В «АТФБанке» этот показатель вырос на 2,5%, до 112,5 млрд тенге, «Банке ЦентрКредит» — 0,6%, до 84,6 млрд тенге. Но настоящий сюрприз преподнес «Темiрбанк» — у него объем сформированных провизий увеличился за август на 82,9%, до 68,4 млрд тенге, а в абсолютном выражении — на 31 млрд тенге!
Источником средств на эти цели для «Темiрбанка», по всей видимости, является материнский «БТА Банк». Его глава Анвар САЙДЕНОВ пояснил на днях, что «мамой» было инвестировано в «дочку» 73 млрд тенге, к которым нужно добавить еще 57 млрд тенге, приходящиеся на межбанковскую задолженность «Темiрбанка» перед БТА.
На 8-й позиции идет kaspi bank — 23 млрд тенге с приростом на 3,1%, «Нурбанк» — 19,6 млрд тенге (11,4%), а замыкает первую десятку «Евразийский банк» — 8,9 млрд тенге (7,2%). При этом наиболее высоким отношение сформированных провизий к ссудному портфелю среди ведущих банков оказалось у «БТА Банка» (70,5%) и «Альянс Банка» (72,3%) при среднем уровне по банковскому сектору 34,4%.
Берем под козырек?
Еще одним сюрпризом от АФН стала официальная публикация регулятора с длинным названием: «Анализ рекомендаций министров финансов и глав центральных банков «Группы двадцати» по укреплению финансовой системы, выпущенных по итогам встречи, состоявшейся 5 сентября 2009 года в Лондоне: действующая казахстанская практика и планируемые мероприятия по дальнейшему совершенствованию регулирования и надзора финансового рынка».
В принципе, понять чиновников можно — Казахстану с глобальными амбициями его руководства не хочется оставаться в стороне от новых веяний. С другой стороны, как нам кажется, очередное увлечение модными тенденциями вряд ли уместно до тех пор, пока ситуация в банковском секторе и в экономике в целом не стабилизируется.
Как бы то ни было, следуя международным новациям в сфере ограничения выплат вознаграждений топ-менеджерам финансовых организаций, АФН во втором квартале следующего года готовится «порадовать» отечественных топменеджеров целым рядом сюрпризов.
Так, выплата их бонусов будет осуществляться поэтапно на протяжении нескольких лет за счет нераспределенного чистого дохода возглавляемой организации. Но сначала этот показатель придется еще уменьшить на величину ожидаемых и непредвиденных рисков (убытков) организации и необходимого прироста собственного капитала, адекватного принятым рискам.
В международной практике, как указывает регулятор, для оценки дохода, скорректированного на риск, используется показатель RAROC. Так вот, его значение к тому же должно превышать бэнчмарк или необходимый прирост собственного капитала (к примеру, пропорционально приросту кредитного портфеля банка), и только нераспределенный чистый доход, взятый в пределах указанного превышения, может быть использован на выплату бонусов!
А поскольку политика по выплате вознаграждения и материального стимулирования будет оцениваться АФН как неотъемлемая часть системы оценки финансовой устойчивости, то выявление регулятором ее несоответствия уровню устойчивости рискам, присущим финансовой организации, вызовет ответные меры реагирования со стороны государства.
АФН также намерено ввести требование, согласно которому в случае увольнения сумма вознаграждения топменеджера не должна превышать его годовой заработной платы. Однако при этом делается весьма примечательная оговорка: «Если максимальная годовая заработная плата будет явно не разумная для руководящего работника, который уволился в течение первого периода его пребывания в офисе, такой руководящий работник имеет право на получение отдельных выплат, которые не должны превышать вдвое годовой заработной платы»!
Но финансовой организации предоставляется право отказаться от бонусов полностью или частично, «когда критерии результативности вызывают озабоченность или деятельность организации не соответствует требованиям уполномоченного надзорного органа». При выплате большого бонуса его значительная часть должна быть отсрочена с установлением максимального отсроченного периода, и выплатят ее по истечении 3 лет с момента получения первой части.
Поскольку на днях в ходе саммита в Питтсбурге лидеры стран «Большой двадцатки» (G20) договорились ввести ограничения на бонусы руководителей финансовых организаций, то читатели сами могут сравнить, насколько планы наших чиновников отвечают этим глобальным тенденциям.
Согласно одобренным G20 правилам теперь таким организациям предстоит отказаться от гарантированных премий и бонусов, при этом выплата премиальных не допускается в единовременном порядке, а растягивается на период в три года. Но и это еще не все — часть бонусов должна выплачиваться акциями, а не «живыми» деньгами. Плюс необходимость жесткой привязки зарплат и премиальных топменеджеров к финансовым результатам возглавляемых ими организаций. Тем не менее стимулы к управленческому труду все же сохранены, поскольку G20 не одобрила предложения министр Карим МАСИМОВ на днях пообещал деловым кругам следить за решениями стран группы G20 и принимаемыми ими мерами по отношению к банковскому сектору, сделав упор на то, что «государство больше должно регулировать банковский сектор».
Далее, во втором квартале следующего года АФН предполагает внести изменения в действующее законодательство по вопросам ограничения внешних заимствований для банковских конгломератов. Изучение соответствующего международного опыта ведется в настоящее время, но уже сейчас регулятор ориентируется на рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, изложенные в документе The management of liquidity risk in financial groups («Управление риском ликвидности финансовых групп»).
При этом ликвидность для финансовых конгломератов будет устанавливаться и рассчитываться на консолидированной основе, охватывающей наряду с банками и их дочерние организации. Лимит на внешние заимствования для конгломератов будет рассчитываться как отношение суммы совокупных обязательств его участников перед нерезидентами к фактическому размеру собственного капитала банковского конгломерата. Расчет совокупных обязательств участников банковского конгломерата будет проводиться на ежеквартальной основе.
Еще одно новшество предполагает введение коэффициента левереджа, который сегодня установлен для банков без учета дочерних организаций. Из трех известных методов расчета этого показателя АФН ссылается на самый простой способ, применяемый в США, где его определяют отношением капитала первого уровня к общим «скорректированным» активам банка. Минимум для банков с высоким рейтингом установлен в размере 3%, для других — 4%.
Для борьбы с оффшорами АФН намерено внести изменения в банковское законодательство, согласно которым регулятор получит право на отказ в выдаче разрешения для создания дочерней организации-нерезидента при наличии в стране местонахождения этой «дочки» запрета на раскрытие банковской тайны. Причем регулятор весьма спешит с этой мерой, так как изменения предполагается внести уже в последнем квартале текущего года!
Между тем в АФН напоминают, что уже и так введено немало ограничений в этом вопросе. Среди них — перечень оффшорных зон для це лей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, НПФ и акционерных инвестиционных фондов; ограничение операций банков по кредитованию лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, запрет на прямое или косвенное владение акциями финансовых организаций юридическими лицами, зарегистрированными в оффшорах, или имеющих аффилированных лиц, зарегистрированных там, или физическими лицами, являющимися участниками (учредителями, акционерами) юридических лиц, с регистрацией в оффшорах.
Регулятор также планирует подойти к расчету минимальных требований капитала по сделкам секьюритизации и ресекьюритизации на осно ве последних рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Это означает введение взвешивания по степени риска сделок по ресекьюритизации на основе кредитной рейтинговой оценки. К примеру, для диапазона этой оценки от «ААА» до «ААА-» взвешивание предусматривается по 40%, от «А+» до «А-» — по 100%, тогда как для диапазона «ВВВ+» до «ВВВ-» веса устанавливаются на отметке 225%, от «ВВ+» до «ВВ-» — по 650%.
АФН намерено ужесточить требования по использованию внешних рейтинговых оценок, полученных на основе собственных гарантий банка, и коэффициенты конверсии инструментов ликвидности при осуществлении сделок секьюритизации до 50% независимо от срока их погашения с тем, чтобы уменьшить регуляторный арбитраж между банковским и торговым портфелями.
Эти и другие меры АФН намерено принять во втором квартале следующего года, а также ввести обязательное представление банками уровня отчетов по подверженности рискам наряду со сценариями и результатами стресстестирования, а также планами действий на случай непредвиденных ситуаций. Кстати, в этих планах должна быть так называемая матрица ответственности — система принятия решений советом директоров, а также иных заинтересованных лиц банка.
В дополнение к этим новшествам в следующем году АФН установит требования к раскрытию информации банками об их методологии оценки рисков, в том числе методики моделей кредитного скоринга и статистики дефолтов.
... Из международных событий отметим также IV конференцию по вопросам евразийской интеграции, организованную межгосударственным «Евразийским банком развития», которая как раз сегодня завершает свою работу в Алматы. А с подачи «Сбербанка» в нашей стране появился клуб инвесторов и кредиторов, который будет действовать в рамках рабочей группы по финансовым инструментам и инвестициям (РГФИИ) при координационном совете по форсированному индустриальному развитию Казахстана.
Источник: Газета "Республика" № 37 (172) 2 октября 2009 года
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий