Автор: Василий ИВАНОВ
Результаты проводимых Агентством РК по защите конкуренции расследований подтверждают факты нарушений антимонопольного законодательства со стороны поставщиков ГСМ. Об этом на селекторном совещании правительства в понедельник заявил заместитель председателя этого ведомства Жанат Кожахметов.
- В настоящее время судебными и правоохранительными органами рассматривается первый пакет — штрафные санкции, в отношении такого рода поставщиков, по второму пакету расследования в ближайшее время тоже завершатся и также будут переданы в судебные органы, — пообещал Кожахметов.
Но настоящей сенсацией стало известие АЗК о том, что пока южные регионы жалуются на дефицит, как минимум на двух НПЗ — Атырауском и Шымкентском — происходит затоваривание. По сведениям Кожахметова, в Атырау по состоянию на 10 ноября остатки бензина составляют 63 тысячи тонн, причем такая динамика наблюдается около месяца.
В Шымкенте картина чуть получше — по ШНОСу остатки составляют на 10 ноября 22,5 тысячи тонн бензина и связаны «с неформальным запретом местных исполнительных органов вывозить за пределы области бензин».
- В то же время в самом Южном Казахстане, несмотря на то, что за октябрь и десять дней ноября было поставлено на 40% больше ГСМ, чем его потребность, наблюдается дефицит, — продолжил разоблачения представитель АЗК. — По нашим данным, эта ситуация искусственно создана операторами, закрепленными за рынком ГСМ. По оперативным сведениям, эти операторы вывозят за пределы области горючее по более высоким ценам, чем им продает сам ШНОС.
Возможность уже на селекторе отыскать и выпороть виновных премьера порадовала: он тут же поинтересовался, есть ли у антимонопольщиков «правовые основания» заняться прилюдной экзекуцией по отношению к этим операторам. Но Кожахметов его несколько разочаровал:
- У нас правовые основания только в части антиконкурентных согласованных действий, потому что эти операторы не являются доминантами, — сказал он. — Сейчас мы это изучаем, если подтвердится, будем передавать в правоохранительные органы.
То есть не исключено, что экзекуции не будет, потому что обвинять предпринимателя, не являющегося монополистом или доминантом, в том, что он продает горючее дороже, чем покупает, — нонсенс при рыночной экономике. Еще больший нонсенс — диктовать предпринимателю, где ему бензин сбывать, в ЮКО или за его пределами. Что, впрочем, тут же опроверг аким Южно-Казахстанской области Аскар Мырзахметов, грудью вставший на защиту операторов:
- Мы категорически не согласны, это абсолютная дезинформация, ни одной тонны, ни одного литра в сторону не вывозится операторами, — торопливо и горячо вещал аким с селекторного монитора. — Более того, мы можем сказать, что благодаря работе через операторов, разница в цене, которая поставляет оператор, у нас 10—15 тенге, то есть 80-й бензин цена оператора у нас 80 тенге, а те цены, которые предоставляются без оператора, там 85—90 тенге.
В общем, виноватых в ситуации на рынке ГСМ в понедельник не нашли, теперь будут искать в среду — на рабочем совещании у премьера.
17.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий