17.11.2009

Не забывайте, он же памятник - ему можно!


Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Фото: Андрей ХАЛИН

Чем больше скульптурных композиций появляется на улицах Астаны, тем громче смеются ее жители. По-видимому, муки творчества у наших художников превратились в примитивный «распил бабла».
А чьим именно изображением будут любоваться астанчане и гости столицы, зависит не от исторической справедливости, а от «крыши» скульптора. В итоге столица Казахстана имеет «агитпроп» на площади и разваливающихся батыров на пустыре.

Второй раунд скандала с «выброшенными на помойку» скульптурами казахских ханов состоялся в понедельник в Алматы. Очевидно, решив, что лучшая защита — нападение, архитекторы, скульпторы и чиновники из Астаны провели специальную пресс-конференцию.

Напомним, шум поднялся после открытия барельефа с фигурой первого президента как элемента архитектурно-мемориального ансамбля «Казак елi» на главной площади страны. Медовые речи, лившиеся в столице по этому поводу, были изрядно подпорчены дегтем заявлений художника Сембигали Смагулова — автора монументальных фигур ханов Жанибека, Керея и группы батыров. Он заявил, что его скульптуры, первоначально предполагавшиеся для установки в ансамбле, были отвергнуты нынешним акимом Астаны Имангали Тасмагамбетовым и заменены на барельеф «Первый президент и народ». С тех пор, уже более полугода, монументы ржавеют на пустыре.

Наносить ответный удар авторы стоящей ныне композиции приехали в более чем представительном составе: главный архитектор НИПИ генплана Астаны Бахтыбай Тайталиев, скульпторы Мурат Мансуров и Нурлан Далбай, архитектор Казбек Жарылгапов, искусствовед Лаура Уразбекова, директор АО «Карагандинский художественно-производственный комбинат» Александр Курицын. Выступали они все по очереди подробно и обстоятельно, со ссылками на Родена и Вучетича обосновывая свою позицию. Общий смысл их речей сводился к следующему: ответственность за то, что фигуры оказались на свалке, лежит на самих авторах.

По словам спикеров конференции, Сембигали Смагулов позаимствовал идею монумента у победителей конкурса 2006 года Нурлана Далбая и Казбека Жарылгапова, в обход всех тендеров и комиссий получил деньги на проект, который и выполнил в Китае, изготовив оплакиваемые ныне фигуры первых ханов. Но в это время авторы первого варианта памятника, заменив в своем проекте ханов на президента с народом, получили-таки заказ от акимата Астаны. Воплощением их эскизов в жизнь мы сейчас и обречены любоваться.

Детище же Сембигали Смагулова удостоилось на пресс-конференции многих резких и обидных слов. Мол, и художественной ценности скульптуры никакой не имеют, и сделаны не пойми из чего — еще нигде не установили, а они уже разваливаются, да еще и изготавливались в другой стране — никакого патриотизма! А теперь, как сказано в пресс-релизе, «мошенничество, связанное с присвоением чужой победы и развертыванием собственного коммерческого проекта с кучей фигур и коней, неизбежно тянет за собой другое: он (Смагулов) использует искреннее желание современников найти утешение и опору в национальной истории, чтобы сбыть некачественный товар под брендом «наше прошлое».

Мурат Мансуров, член жюри того самого конкурса, где победили авторы существующей композиции, даже назвал предполагаемую причину бурной активности художника Смагулова. По его словам, место, где должны были быть установлены фигуры, попадает в свободную экономическую зону. Но из-за отклонения проекта их теперь надо оттуда вывозить, а для этого следует заплатить НДС, на который, видимо, у авторов нет денег.

- Иначе при самых благих намерениях вывоз этой продукции автоматически попадает под контрабанду, тем более что страна-производитель — Китай. Отсутствие денег на НДС и невозможность вывоза скульптур в обход закона и вызвало эту волну патриотизма, — объяснил г-н Мансуров.

Кстати, директор Карагандинского худкомбината Александр Курицын уверил присутствующих, что по крайней мере в трех городах Казахстана — Алматы, Астане и Караганде есть соответствующие производственные базы, а также специалисты, способные изготовить подобные бронзовые фигуры.

Назвать вещи своими именами решился только присутствовавший на пресс-конференции художник Канат Ибрагимов:

- Хотите субъективное мнение? Понимаете, начальство сменилось, — ответил он на вопрос о том, как могли утвердить эскиз одного художника, а деньги на заказ выделить другому.

0 коммент.:

Отправить комментарий