Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ
«Круглый стол» «Создание национальной рамки квалификаций в Казахстане: перспективы и трудности» прошел в акимате Алматы. Собравшиеся члены программы «Общественный диалог» обсуждали, как можно повысить ценность казахстанского человеческого капитала, то есть как сделать кадры действительно квалифицированными и востребованными на рынке труда.
Учитывая, что источники квалификации – это образование и опыт, организаторы обсуждения предложили создать в Казахстане так называемую национальную рамку квалификаций (НРК).
Эта рамка представляет собой, грубо говоря, описание того, что должен знать и уметь работник определенной квалификации. Принятие НРК позволяет достичь сразу нескольких целей: соотнести компетенцию работника (то есть его умение применять свои знания на практике) с конкретным уровнем квалификации, определить объем необходимого обучения для достижения следующего уровня, повысить мотивацию к обучению на рабочем месте и определить соответствие квалификаций реальным умениям работников.
Рамка квалификаций обычно изображается в виде графической схемы, которая содержит описание критериев (уровней), соответствующих определенной квалификации, рассказали организаторы встречи. Когда такие рамки закрепляются законодательно или на основе соглашения сторон (государства, работодателей и работников), оптимизируется вся система образования.
- Мы уже не учим всех всему, затрачивая огромные деньги, — объяснила международный эксперт регионального Центра квалификаций в Центральной Азии Гайша Ибрагимова. — Каждый студент изучает только те модули, которые ему действительно понадобятся на рабочем месте.
Вторая выгода — в том, что знания и навыки работника соответствуют определенному стандарту, признаваемому во многих странах мира, в том числе европейских. То есть отпадает потребность в подтверждении дипломов и сертификатов.
Третий плюс — работодатель получает сотрудника, знающего и умеющего именно то, что ему понадобится на рабочем месте. Поэтому Джамиля Асанова, руководитель Ассоциации развития гражданского общества (АРГО) — организатора «круглого стола», логично предположила, что материальные затраты на переход к новой системе может взять на себя бизнес, который более всего и страдает от кадрового голода.
Зная, что конкретно от него требуется, работник будет охотно повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование и переходить на следующий уровень. В результате государство получает более развитый человеческий капитал, а сами кадры — более высокую оплату труда.
Еще одно и, наверное, главное преимущество введения НРК — экономический эффект для государства, выражающийся в сокращении расходов на социальную сферу. Для ясности Гайша Ибрагимова привела пример.
- Возьмем, например инвалида-колясочника, который хочет работать шеф-редактором, обслуживать сайт. Его надо обучить. Сегодня никто не знает, какими знаниями должен владеть шеф-редактор сайта. Если разрабатывается рамка, то определяются уровень, которого должен он достичь, профессиональные стандарты, модули обучения. Из-за того что человек обучается только конкретным модулям, сокращаются расходы и на обучение инвалида, и на разработку модулей. Более того, когда инвалид начинает сам зарабатывать на жизнь, государство перестает платить ему пособие, сокращаются общие расходы государства на соцпрограммы. Государство выигрывает от того, что народ начинает себя кормить, — подвела она итог.
В конкретных цифрах, согласно данным европейских исследований, внедрение национальной рамки квалификаций дает экономический эффект от 5 (на нижних уровнях) до 30% (на верхних), уточнила Гайша Ибрагимова.
Проект разработанной специально для Казахстана рамки квалификаций представила руководитель рабочей группы программы «Общественный диалог» Наталья Бахмутова. Приведя данные Агентства по статистике РК, согласно которым в Казахстане на июнь 2009 года насчитывалось 108000 безработных и 2млн 631тыс. самозанятых, она сделала вывод, что внедрение НРК является насущной необходимостью.
- По сути, НРК влияет на все: и на профессиональные стандарты, и на образовательные, и на учебники, и учебные планы, и на квалификацию педагогических кадров, а также на качество рабочей силы, а в итоге — качество товаров и услуг, — объяснила Наталья Бахмутова.
НРК обеспечивают прозрачность, понятность и доступность для людей способа повышения собственной квалификации, возможность иметь работу независимо от социального положения и уровня образования, что гиперактуально в современных условиях, сделала вывод г-жа Бахмутова. Подробная концепция НРК была роздана участникам встречи для обсуждения, каковое и состоялось во второй половине встречи.
На резонный вопрос присутствовавших, в том числе главы представительства программы «Общественный диалог» Питера Харриса, почему же на «круглом столе» нет ни одного представителя Министерства образования или департамента образования акимата, попыталась ответить руководитель АРГО Джамиля Асанова.
- По этой же теме у нас будет «круглый стол» в Астане, куда мы приглашаем Администрацию президента, профильные министерства, посольские программы, для того чтобы озвучить этот вопрос для лиц, принимающих решение, — рассказала она. — А здесь мы хотели поднять вопрос на уровень общественного обсуждения, поскольку еще здесь сконцентрированы вузы, учебные заведения, чтобы получить обратную связь по содержанию концепции.
Нам все же не совсем понятно, почему управляющие органы в области образования и занятости проигнорировали возможность ознакомиться с проектом, который, помимо немалой экономии бюджетных средств, способствует сокращению безработицы и повышению качества рабочей силы.
17.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий