27.11.2009

Близко от критической черты


Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ

Близким к критическому назвал экономист Канат Берентаев размер валового внешнего долга компаний и банков Казахстана. В то же время государственный внешний долг пока находится в зоне безопасности. Однако активное его наращивание несет, по мнению эксперта, значительные риски для экономики и социальных программ правительства.


- Канат Базарбаевич, насколько оправдано активное наращивание государством внешних долгов для покрытия дефицита бюджета, ведь все финансовые возможности страны еще не исчерпаны? У нас же есть Нацфонд.

- Привлечение внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита — общепринятая практика. Единственное, что вызывает сомнение, все ли внутренние источники задействованы, чтобы снизить бюджетный дефицит. Как известно, для его сокращения правительство перенесло сроки увеличения заработной платы бюджетникам с 1 января 2010 года на 1 июля, сохранила ставки корпоративного подоходного налога на уровне 20%.

- А разве не осталось других источников пополнения госдоходов?

- Очевидно, что они есть. Во-первых, пересмотр ставок налогов на добычу полезных ископаемых, а также пошлин на экспорт нефти, природного газа и металлов.

Во-вторых, целесообразно отменить возврат НДС при экспорте нефти и других видов сырья. Тем более что на них имеется более или менее стабильный спрос, цены постепенно растут. Предоставление нефтяникам таких льгот, как мы видим, никоим образом не влияет на насыщение внутреннего рынка нефтепродуктами, что негативно сказывается на общей экономической ситуации.

В-третьих, требуется разработка сводного бюджета страны, который бы включал в себя и основные статьи доходов и расходов национальных компаний, в том числе и их «дочек». Дивиденды от государственных пакетов акций в общих доходах государства незначительны, а на какие цели распределяется полученная прибыль — неизвестно. Было бы целесообразно, если прибыль этих компаний, за исключением инвестиций в основной капитал на модернизацию и расширение производства, направить на увеличение доходов государства, чтобы снизить бюджетный дефицит, профинансировать тех же бюджетников.

- Но ведь это при желании можно было сделать за счет средств Нацфонда, которые, по последним данным Минфина, превысили $26 миллиардов. Или же свободных денежных средств в фонде нет?

- Вызывает сомнение, что в Нацфонде сегодня сосредоточено 26 миллиардов долларов. К сожалению, неизвестно, в какие ценные бумаги и каких иностранных государств и компаний они инвестированы. В результате финансового кризиса рыночная стоимость таких активов существенно изменилась, причем в сторону уменьшения. В этой связи, безусловно, средства Национального фонда в номинальном выражении, может, и составляют 26 миллиардов долларов, а в реальном — сумма может оказаться намного меньше.

- А какие могут возникнуть негативные последствия и риски, если государство будет активно занимать на внешних рынках?

- Существуют определенные размеры госдолга по отношению к ВВП, которые определяют безопасные границы внешнего долга государства. Здесь важен не столько объем заимствований, сколько возможность его обслуживания. С моей точки зрения, пока государственный внешний долг находится в зоне безопасности, особенно учитывая, что мы выходим на стадию посткризисного развития, а в случае действенности Таможенного союза можно рассчитывать, что экономика Казахстана будет развиваться достаточно стабильно.

Сейчас опасения вызывает валовой внешний долг, который близок к критическому значению. Хотя государство и не отвечает за долги частных компаний и банков, но их банкротство ведет к потере части экономического суверенитета.



Источник: "Голос Республики" №45 (180) от 27 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий