11.12.2009

Рахат есть, а госсекретов – нет!..


Автор: Камиль АЯНОВ

Первой новостью для журналистов стала передача в суд скандально известного уголовного дела экс-президента АО «НАК «Казатомпром» Мухтара Джакишева. Бывшему руководителю «казахстанского атома» предъявлено обвинение в… совершении хищений путем растраты имущества нацкомпании. Причем по предварительному сговору с группой лиц.
Таковой «группой», видимо, является второй обвиняемый по делу – его телохранитель Талгат Кыстаубаев. Как говорится, больше одного – уже толпа.

В числе самых главных обвинений, предъявляемых Мухтару Джакишеву, оказалось... сотрудничество с родственниками и знакомыми фигурантов по делу экс-зятя президента Рахата Алиева. Так что права оказалась Жамиля Джакишева, когда на прошлой неделе говорила, что ее супругу припомнят детсадовскую дружбу с автором «Крестного тестя».

Госсекретов еще не нашли?!

Впрочем, речь шла не только о дружбе с бывшим послом Казахстана в Австрии, но и о связях с международными организациями.

- В 2003 году под предлогом взаимодействия с МАГАТЭ Джакишевым открыто представительство АО «НАК «Казатомпром» в Вене, — сообщил на брифинге официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет Суиндиков. — Руководителем и работниками представительства формально оформлялись сотрудники посольства Казахстана в Австрии или их близкие родственники, не имеющие отношения к компании «Казатомпром» и не выполнявшие никаких служебных функций в представительстве. Таким образом, путем списания денег на различные расходы по содержанию представительства в Вене, а это аренда офиса, зарплата работников, покупка основных средств и т.д., с июля 2003 года по сентябрь 2007 года похищено средств нацкомпании «Казатомпром» на общую сумму 99763961 тенге.

Каким образом следствие намерено доказывать «ненужность» казахстанскому «Казатомпрому» представительства в Вене, можно только догадываться. Возможно, сыщики будут мотивировать все тем, что родственники и знакомые фигурантов по алиевскому делу просто не могли и не должны были работать на благо нашей страны.

- Кроме хищений, — отметил Суиндиков, — Джакишеву вменяется неоднократное получение взяток в особо крупном размере от руководителей подрядных предприятий за признание их победителями проводимых конкурсов по государственным закупкам.

Тут журналисты было насторожились, но, вопреки их надеждам, и здесь никаких громких имен не прозвучало.

- Телохранителю Джакишева — Кыстаубаеву — также вменяется хищение имущества «Казатомпрома» при отягчающих обстоятельствах и злоупотребление служебным положением, — сообщил официальный представитель Генпрокуратуры.

Злоупотребляющий служебным положением телохранитель — это даже как-то страшновато звучит!

Кроме того, так и осталось неясным, почему вокруг обычного вроде бы дела о растрате и злоупотреблении оказалось накручено столько таинственности? Почему защитникам и родственникам под предлогом секретности был запрещен доступ к обвиняемому? Где же те грандиозные «атомные аферы», с которыми имя Джакишева не связывал только ленивый?

- Что касается эпизодов о хищении долей урановых месторождений, — между делом упомянул Суиндиков, — материалы по ним в связи с необходимостью проведения дополнительных следственных действий выделены в отдельное производство, и по ним в настоящее время продолжается предварительное расследование.

Говоря проще, следователи за полгода сами еще не разобрались, были те хищения или нет. А все громкие обвинения, поступившие в адрес Джакишева, пока приказано считать пшиком. Впрочем, по словам Суиндикова, без госсекретов и этот процесс не обойдется. Но секреты будут маленькие и скромные.

- Конечно, вопрос о режиме проведения судебного процесса относится к прерогативе суда, но тем не менее в рамках подготовки дела к главному судебному разбирательству прокуратура будет ходатайствовать о его рассмотрении в открытом режиме, — либерально заметил представитель. Но тут же уточнил: — За исключением стадии изучения засекреченных материалов.

Их не ждали, их не звали

Но самое интересное началось, когда выяснилось, что на брифинге вместе с журналистами инкогнито присутствуют супруга обвиняемого Жамиля Джакишева и его адвокат Нурлан Бейсекеев. У последнего вопросов к прокуратуре оказалось очень даже много.

Незадолго до этого, рассказывая о «деле Джакишева», Суиндиков упомянул, что адвокат умышленно затягивал следственный процесс, а также дезинформировал СМИ, утверждая, что времени на ознакомление дела обвиняемому и его защите дали всего ничего. Мол, все это не соответствует действительности.

Однако, с точки зрения самого Бейсекеева, все отнюдь не так благопристойно, как расписывает Генеральная прокуратура. По его мнению, Джакишева лишили элементарной возможности оправдаться.

- Это право является правом любого обвиняемого, который привлекается к уголовному делу, — подчеркнул адвокат. — И Генпрокуратуре известно, что Джакишев в силу своего состояния здоровья ни разу не смог дать показания! Полноты, объективности и всесторонности расследования по делу не было обеспечено по одной простой причине — Джакишев не был допрошен по всем пунктам обвинения. Он не имел возможности представить доказательства своей невиновности.

Адвокат неоднократно упомянул, что состояние здоровья Джакишева сейчас оставляет желать лучшего, давление обвиняемого зашкаливает за 230, но, несмотря на жалобы, никаких послаблений ему не дают. А срок на ознакомление с делом отмерили такой короткий, что и здоровый не справится.

- Простым математическим подсчетом я установил, — заявил адвокат, — мне предлагается ознакомиться с листом уголовного дела за 23 секунды. При этом меня не допускали к участию в деле во время предварительного следствия, и я не имел возможности ознакомиться с какими-либо документами.

Впрочем, адресованные к нему вопросы г-н Суиндиков не принял, заявив, что на них... уже ответил.

- Я думаю, что та информация, которая была освещена мною, дает ответы на многие заданные сейчас вопросы, — туманно прокомментировал он адвокатское выступление. — Что касается состояния здоровья Джакишева и вытекающих из этого последствий, 19 ноября по инициативе следствия был проведен консилиум с участием врачей Национального научно-медицинского центра. В его составе были медицинские работники, врачи высшей категории и несколько докто­ров, кандидатов наук, которые дали заключение о том, что состояние здоровья Джакишева позволяет содержать его в условиях следственного изолятора, проводить с ним следственные действия и что он не нуждается в госпитализации. Этот консилиум был проведен после того заявления, которое он передал через СМИ.

Почувствуйте разницу

После официального брифинга у дверей Генеральной прокуратуры состоялся брифинг поменьше.

На нем Жамиля Джакишева рассказала журналистам о том, как в действительности все обстоит в деле ее супруга. Что времени на ознакомление с документами стороне обвиняемого действительно дали очень мало. Что многочисленные жалобы ее мужа по-прежнему остаются без ответа. Что «консилиум врачей» сводился к беглому медосмотру.

- В Генпрокуратуре говорят о том, что якобы они ко всем подходят одинаково, — заявила Жамиля, — но давайте возьмем и сравним два этих дела — Джакишева и Жантелеева. Нарушения в «деле Джакишева» абсолютно те же самые, что и в «деле Жантелеева». Те же самые конспиративные квартиры, те же самые свидетели, которые под нажимом пишут показания...

Разница только в том, что Жантелеева выпустили, а Мухтар Джакишев сидит.

0 коммент.:

Отправить комментарий