Автор: Колонка редактора
На днях электронная почта принесла письмо с самыми свежими «новостями» из «Ак орды». Анонимный «корреспондент» в числе прочего сообщил, что готовится переформирование правительства и смена премьер-министра.
Начинается письмо так: «Благодаря Вашим публикациям, что следующим премьер-министром будет Тимур Кулибаев, эта идея завяла на корню. Но он все-таки государственный пост получит — станет первым вице-премьером. Карим Масимов возглавит ФНБ «Самрук-Казына». Проблема с Кайратом Келимбетовым — «ноль первый» не хочет его отдавать на съедение, поэтому, возможно, назначит акимом области, но это еще не точно. Премьер-министром планируется Аслан Мусин, а на его место придет Умирзак Шукеев».
Правительство пора апгрейдить?
Учитывая, что Карима Масимова и его кабинет отправляют в отставку почти столько же, сколько они работают, во все эти «новости» верится с трудом. Хотя понятно, что чем дальше — тем выше вероятность того, что премьера и его министров отправят в историю, поскольку ничего вечного в этом мире не бывает.
Вряд ли Нурсултан Абишевич назначает и увольняет правительство с подсказки СМИ, но, похоже, у него выработалась определенная привычка не делать ничего такого, что выглядело бы в глазах других уступкой под давлением. И этим вполне могут воспользоваться в своих целях ведущие политические игроки, в первую очередь находящиеся в его ближайшем окружении. Поэтому есть смысл рассматривать и учитывать не случайные факторы, а определенные закономерности и тенденции, тем более что при внимательном изучении их нетрудно выявить.
Так вот, в Казахстане уже сложился определенный цикл: правительства, как правило, работают не меньше года (иначе они не правительства, а временщики), но не более трех лет (больше страна и президент не выдерживают), плюс имеет значение их эффективность. То есть временной ресурс кабинет Масимова действительно выработал.
К тому же у Нурсултана Абишевича есть привычка менять правительство на ключевых точках излома госполитики. И если глава государства действительно считает, что кризис в Казахстане закончился и наступил этап нового подъема, то он должен согласно своему обычаю назначить нового премьера и новый кабинет, которые не будут напоминать о недавних провалах и ошибках.
Описанная в письме анонимного «корреспондента» схема кадровых перестановок не лучше и не хуже любой другой. При той короткой скамье запасных, которой располагает Назарбаев, глава государства сильно ограничен в своих действиях.
Более того, резкое сужение количества элитных групп, способных бороться за верховную власть в стране, привело к тому, что президент вынужден прислушиваться к каждой из них, поскольку пренебрежение может привести к непоправимым проблемам.
В результате, если он хочет сохранить минимальную стабильность в «Ак орде», то он обязан таким образом перераспределить должности, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным или выигравшим сверх меры.
С этой точки зрения описанная анонимным «корреспондентом» схема вполне имеет право на существование и, возможно, действительно отражает какой-то вариант перестановок.
Но будет ли этот вариант окончательным и превратится ли в реальность, знает только Нурсултан Абишевич и еще пара-тройка человек.
В кабмине хорошо, а в ФНБ лучше!
Рассмотрим вышеизложенную схему перестановок с точки зрения соответствия динамике политических процессов и учета политических «весов» и амбиций упомянутых в письме господ.
Переход Масимова с поста премьер-министра и председателя совета директоров «Самрук-Казыны» в кресло председателя правления Фонда национального благосостояния не столько понижение, сколько эффективный удар по позиции основного оппонента-конкурента в лице Кайрата Келимбетова. Потому что контроль над многомиллиардным бюджетом «Самрук-Казыны» и четырьмя сотнями «дочек» и «внучек» госхолдинга это намного больше, чем акимство в любом регионе Казахстана, включая Алматы и Астану.
Назначение премьером Аслана Мусина также выглядит разумным, поскольку нынешний руководитель Администрации президента не слишком весом в сегодняшнем раскладе «Ак орды» и вынужден держаться не то нейтральной, не то пассивной позиции.
Если бы главой правительства стал Умирзак Шукеев, то повторилась бы ось напряжения, уже существующая сегодня, когда премьер-министр, который по должности возглавляет совет директоров ФНБ «Самрук-Казына», не в ладах с председателем правления, что вряд ли на руку Кариму Кажимкановичу.
Соответственно, переход Умирзака Естаевича на пост главы Администрации президента при условии, что все основные политические решения принимаются триумвиратом Масимов — Кулибаев — Марченко, согласовываются с Назарбаевым и спускаются для исполнения ниже, это всего лишь способ политической изоляции лидера клана «южан».
В условиях, когда администрация из главного президентского штаба, где варится вся внутриполитическая кухня, превратилась в канцелярию по оформлению указаний и написанию бумаг, руководство ею дает мало шансов на политический прорыв к власти.
Царствует, но не правит?
Описанная в присланном в редакцию письме схема возможных кадровых перестановок не противоречит раскладу сил и политическим тенденциям. Мы бы даже сказали, она на пользу группе Масимов — Кулибаев — Марченко в условиях, когда отставка правительства и премьер-министра назрела и поставлена в повестку дня.
Потому что в ходе кадровых перемещений из колоды выбивается Кайрат Келимбетов. В должности акима области он не только потеряет в значении и влиянии, но и станет куда более уязвим — найти поводы для политических или уголовных обвинений в большом, открытом и многопроблемном региональном хозяйстве намного легче, чем в закрытом, сложном корпоративном хозяйстве госхолдинга.
Тимур Кулибаев в качестве первого заместителя главы правительства легко блокирует премьер-министра Аслана Мусина, который не имеет собственного мощного клана или финансово-промышленной группы и будет зажат между своим заместителем и главой ФНБ «Самрук-Казына».
Умирзак Шукеев, конечно, использует должность главы администрации для лоббирования интересов «южан», но поскольку решения принимаются не столько в кабинетах, сколько в коридорах и закоулках власти, то это не будет критично.
Стоит отметить, что недавнее назначение Каната Бозумбаева акимом Жамбылской области — это большой успех триумвирата. Ведь бывший президент KEGOC в последнее время ориентировался не столько на Нуртая Абыкаева, сколько на Тимура Кулибаева, благодаря чему и продержался в кресле столько лет.
Назначение главой базовой области «южан» «тимуровца» позволяет не только очистить аппараты акиматов области и районов от соответствующих креатур (судя по прессе, этот процесс уже начался), но и перехватить значительные финансовые потоки. Тем более что освободившееся кресло президента нацкомпании «КЕГОК» досталось Алмасадаму Саткалиеву, даже поверхностное изучение биографии которого свидетельствует, что и он из гнезда «тимуровцев».
Кстати, одним из доводов триумвирата в пользу именно такого варианта обновления правительства и перестановок на высшем уровне наверняка стал тезис, что экономическая ситуация в Казахстане стабилизировалась. Судя по тому, что Назарбаев все чаще и увереннее говорит об этом (а в способностях троицы заговаривать Нурсултана Абишевича уже никто не сомневается), смена правительства и премьер-министра не за горами.
Но если раньше президент сам подбирал и выбирал, то сегодня он, похоже, только соглашается и утверждает. Все это сильно напоминает последние годы жизни Брежнева, когда тот царствовал, но не правил, а в Кремле и Советском Союзе заправляла тройка Андропов — Громыко — Устинов.
Подведем итоги
Можно предположить, что описанный в письме анонимного «корреспондента» вариант перестановок, возможно, был предложен Назарбаеву триумвиратом как компромисс между необходимостью обновить правительство и желанием сохранить большую часть власти в своих руках.
Сразу оговоримся, что в Кулибаева как законного преемника мы не верим. Точнее, сомневаемся не в том, что зять может стать преемником своего тестя на посту главы государства и лидера нации, а в том, что Назарбаев вообще готов передать власть в другие руки, пусть даже столь родные ему и близкие.
Судя по разговорам Нурсултана Абишевича с членами своего окружения, Назарбаев отнюдь не собирается отдавать власть в стране кому-либо — причем ни в 2012 году, ни позднее. Это означает, что первый президент и так называемый лидер народа может согласиться на столь заметное усиление триумвирата, которое лишает его фактической власти, только... перед лицом Вечности.
При всех остальных вариантах реализация вышеописанной модернизации правительства означает, что у Назарбаева власть забирают или отбирают. Неважно, как: обманув, убедив или обведя вокруг пальца.
Источник: Газета "Голос Республики" №48 (129) от 11 декабря 2009 года
11.12.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий