Автор: Василий ИВАНОВ
Комитет национальной безопасности Казахстана получил нового шефа: им стал один из заместителей Амангельды Шабдарбаева, исполнявший обязанности шефа спецслужбы несколько дней декабря после отставки экс-шефа – Адиль Шаяхметов.
Новый руководитель КНБ сразу дал понять журналистам: комментировать скандалы вокруг своего бывшего шефа он не будет.
Представлять нового главу казахстанской спецслужбы на спешно собранное пленарное заседание в Сенат приехал не Назарбаев, а руководитель администрации президента Аслан Мусин. Что выглядело достаточно странно: когда президент в апреле менял глав МВД и Генпрокуратуры, он лично объяснял сенаторам мотивацию своих решений, хотя тогда откровенных скандалов вокруг Бауржана Мухамеджанова и Рашида Тусупбекова не наблюдалось. Сейчас же, когда вокруг фигуры экс-шефа КНБ заварилась каша межведомственных разборок с финполом и в Интернете всплыли записи Джакишева, Назарбаев решил никому ничего не объяснять: такое ощущение, что к уже вырвавшимся на публику скандалам добавить было просто нечего...
Ожидать, что при позиции «ноль первого» «молчание — золото» что-то скажет руководитель его администрации, было бы глупо. Мусин обошелся формальностями: сослался на Конституцию, согласно которой президент представляет сенаторам кандидатуру нового председателя комитета. Сенаторы проголосовали за предложенную кандидатуру — все было буднично и быстро. За исключением, разве что, особенностей трансляции происходящего в пресс-центре: журналисты думали, что так и не увидят нового председателя в лицо, поскольку транслирующая камера упорно зациклилась на вице-спикере Мухамбете Копее.
Учитывая, что о новом шефе КНБ и так было известно немного, эти особенности национальной трансляции создавали дополнительный антураж идеального чекиста, которого никто и никогда не видел в лицо. Но от традиций никуда не денешься — требовалось «алаверды» в ответ на единодушное голосование сенаторов, и Шаяхметову пришлось-таки взобраться на трибуну, под прицел телекамеры:
- Я оправдаю ваше доверие, в нашем комитете имеются высокопрофессиональные кадры, и с их помощью, и с вашей обещаю выполнить все обязательства, имеющиеся перед обществом, — заверил 53-летний уроженец Алматинской области, работающий в органах гос- и нацбезопасности с 1982 года.
Увидев и запомнив в лицо новоиспеченного главного чекиста страны, журналисты попытались получить от него уже в кулуарах комментарий о перестановках. И получили вполне ожидаемый ответ — о бывшем шефе и хорошо, и ничего:
- Я не связываю отставку Шабдарбаева с этими фактами, это не в моей компетенции, — заявил Шаяхметов в коридорах Сената в ответ на вопрос о том, не послужили ли причиной отставки «ментовские войны» и записи Джакишева.
По его мнению, экс-глава КНБ «добросовестно и безупречно проработал длительное время в органах национальной безопасности, поднял уровень комитета на соответствующие высоты, провел большую организационную и кадровую работу». И вообще, советником президента абы кого не назначают — только за исключительные заслуги перед Родиной, таков был основной посыл ответа нового председателя.
При этом расхлебывать одну из «вершин», достигнутую предыдущим руководителем — дело Джакишева, — его преемник намерен «в правовом поле, в установленном законодательством порядке, в соответствии с Уголовно-процессуальным и Уголовным кодексами». Соответствующий вопрос журналистов звучал — будет ли оно доведено до суда, ответ был чекистский — «будет доведено». До суда или до какого-либо другого процессуального решения, новый председатель осмотрительно не спрогнозировал.
Зато горой встал за честь мундира, когда журналисты спросили, как он относится к мнению экспертов о том, что КНБ себя дискредитировал в глазах общества.
- Это уже лишние вопросы, — отрезал Шаяхметов. — Комитет работает в чисто правовом поле, есть моменты, которые в СМИ идут в искаженном виде, вы это сами прекрасно понимаете, — апеллировал он к окружившим его журналистам. А потом решил смягчить свой ответ:
- Я, в основном, удовлетворен вами всеми, вы объективно даете информацию, думаю, что буду с вами сотрудничать и все моменты, которые будут возникать в обществе, мы с вами вместе будем пресекать, — вербовал новых сторонников глава комитета.
При этом в перечень моментов, которые следует пресекать, вошли терроризм, экстремизм, контрабанда — экономическая и наркотиков — и организованная преступность. А также борьба с иностранными шпионами, которых, судя по всему, в стране в период кризиса развелось огромное количество: по словам Шаяхметова, почему-то именно «в текущем году по контрразведочной деятельности была проведена большая работа».
- И были моменты, когда послы ведущих государств мира приходили к руководству нашей страны и признавали свои ошибки, — подчеркнул он.
В общем, общество и СМИ получили четкий и ясный сигнал: борьба со шпионами и контрабандистами должна волновать их гораздо больше внутриведомственных разборок и выплескиваемого в ходе этих разборок компромата. Равняйсь, смирно, равнение на середину...
09.12.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий