Крупные города всегда были и остаются центром притяжения населения страны. Алматы, утратив статус столицы, не избежал участи самого перенаселенного мегаполиса Казахстана.
С каждым годом в городе, который раньше любовно называли белым лебедем среди зелени и отцом яблок, все больше «понаехавших». Как же изменили Алматы переселенцы?
- Я коренная алматинка и люблю этот город не потому, что родилась здесь и живу. А потому, что он заслуживает любви и уважения, — говорила на заседании «круглого стола» «Актуальные проблемы развития Алматы» директор казахстанского Института по освещению войны и мира Розани Исмаилова. Она считает, что внутренняя миграция принесла городу не столько развитие, сколько разрушение.
Рассчитанный проектировщиками на 400 тысяч жителей город в советское время не пускал в себя кого попало. Только лучшие, успешные представители общества могли здесь получить работу и привилегии, полагающиеся жителям столицы Казахской ССР. Более полувека они качественно пополняли культурную,научно-техническую и рабочую элиту города, формируя ее костяк.
А вот с утратой статуса столицы Алматы, по мнению политолога, стал деградировать. Сейчас население города составляет 1 343 518 человек, а по неофициальным данным, включая незарегистрированных трудовых мигрантов из соседних областей, около двух миллионов (13% населения всей республики).
Розани Исмаилова уверена, что две волны миграции начиная с90-х годов прошлого века стали волнами потери человеческих ресурсов южной столицы:
- К сожалению, эти мигранты принесли с собой агрессивное неприятие всего чужого и варварское разрушение неповторимой ауры любимого города. Не сумев оптимизироваться, пополнив ряды маргиналов, они не стали органичной созидающей силой — напротив, растворили в себе город, который постепенно стал частью большого аула. С горечью приходится констатировать, что идет третья волна потери человеческих ресурсов. Впереди нас ждут новые потрясения.
Оказавшиеся не у дел на своей малой родине, потому что там для них нет перспектив, сельчане продолжают стекаться сюда.
Правда,г-жа Исмаилова тут же допускает оговорку: нет, мол, ничего плохого в том, что молодежь едет в культурный центр на учебу.
- Но что характерно: не поступив в вузы, большая часть сельчан стремится осесть в городе. Это объясняется невозможностью возвращения мигрантов по социальным и экономическим соображениям. Определенную роль играют и этнические традиционные представления, особенности казахского менталитета, а именно нежелание выглядеть неудачником в глазах сородичей, — продолжает она.
В общем, от «понаехавших» одно зло. Но делать жечто-то надо! Спасение политолог видит в себе подобных:
- Дело в том, что нет той критической массы представителей казахской интеллигенции, предпринимательства, представителей властных структур, которые смогли бы решить вопрос удовлетворения роста национального самосознания. Критическая масса нарабатывается. Мы и есть та самая масса, которая способна переломить ситуацию.
Бог в помощь, как говорится...
Источник: Деловая газета "Взгляд" №34 (170) от 29 сентября 2010 года
Рассчитанный проектировщиками на 400 тысяч жителей город в советское время не пускал в себя кого попало. Только лучшие, успешные представители общества могли здесь получить работу и привилегии, полагающиеся жителям столицы Казахской ССР. Более полувека они качественно пополняли культурную,
А вот с утратой статуса столицы Алматы, по мнению политолога, стал деградировать. Сейчас население города составляет 1 343 518 человек, а по неофициальным данным, включая незарегистрированных трудовых мигрантов из соседних областей, около двух миллионов (13% населения всей республики).
Розани Исмаилова уверена, что две волны миграции начиная с
- К сожалению, эти мигранты принесли с собой агрессивное неприятие всего чужого и варварское разрушение неповторимой ауры любимого города. Не сумев оптимизироваться, пополнив ряды маргиналов, они не стали органичной созидающей силой — напротив, растворили в себе город, который постепенно стал частью большого аула. С горечью приходится констатировать, что идет третья волна потери человеческих ресурсов. Впереди нас ждут новые потрясения.
Оказавшиеся не у дел на своей малой родине, потому что там для них нет перспектив, сельчане продолжают стекаться сюда.
Правда,
- Но что характерно: не поступив в вузы, большая часть сельчан стремится осесть в городе. Это объясняется невозможностью возвращения мигрантов по социальным и экономическим соображениям. Определенную роль играют и этнические традиционные представления, особенности казахского менталитета, а именно нежелание выглядеть неудачником в глазах сородичей, — продолжает она.
В общем, от «понаехавших» одно зло. Но делать же
- Дело в том, что нет той критической массы представителей казахской интеллигенции, предпринимательства, представителей властных структур, которые смогли бы решить вопрос удовлетворения роста национального самосознания. Критическая масса нарабатывается. Мы и есть та самая масса, которая способна переломить ситуацию.
Бог в помощь, как говорится...
Источник: Деловая газета "Взгляд" №34 (170) от 29 сентября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий