«Травам, деревьям, цветам, зверькам и веселым птицам – Я светить буду добрым светом, который из сердца струится! Этот свет называют Любовь! Пусть он всех на Земле согреет! Хочешь солнышко тоже? – Возьми и пусти его в сердце скорее!»
Не исключено, что подобные приведенному выше заклинания очень скоро будут знать все дети Казахстана. Начиная от воспитанников детских садов и завершая студентами высших учебных заведений.
Шутки в сторону
Это совсем не шутка — такие поэтические изыски весьма характерны для нового обязательного для всех учебных заведений страны образовательного предмета «Самопознание».
Того, кстати, самого, который был запущен еще в 2001 году в экспериментальном порядке в ряде школ и детских садов республики с подачи небезызвестной почитательницы учения Порфирия Иванова. Эксперимент признан успешным, и теперь в областинравственно-духовного просвещения Казахстан точно будет впереди планеты всей, поскольку ни в одной стране мира ничего подобного даже близко не наблюдается.
Подтверждением тому служит, в частности, приказ министра образования и науки Жансеита Туймебаева №71 от 18 февраля 2010 года «Об утверждении типовых учебных программ по предмету «Самопознание» для1—11 классов общеобразовательных организаций образования», к которому прилагаются разъяснения основ вышеуказанного предмета. Разработаны они усилиями сотрудников все того же министерства, некоего института гармоничного развития человека, а также национального научно-практического образовательно-оздоровительного центра «Бобек».
Куда направить мозги
Надо сказать, последний документ очень любопытен, так как в буквальном смысле по полочкам раскладывает деятельность учителей «Самопознания» на протяжении всего учебного года.
В соответствии с программой преподаватели данной дисциплины должны, придерживаясь четырех основных направлений — таких как «Познание человеком самого себя», «Человек в обществе», «Человек и окружающий мир» и «Духовный опыт человечества», помочь своим подопечным достичь главных целей «Самопознания». Речь идет «об осознании каждым учеником своего внутреннего мира, осмыслении им своей индивидуальности, а также его гармоничном становлении, как личности с развитой жизненной позицией».
Естественно, имеется в методической программе и расшифровка понятия «жизненная позиция». Прежде всего это умение конструктивно решать вопросы соответственно нравственным нормам, выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром, оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких, жить в ладу с самим собой и быть искренним в мыслях, словах и действиях, проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм, готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки, развивать на практике навыки служения обществу.
На первый взгляд, все чинно и благородно. Кто ж поспорит с тем, что стране нашей нужны думающие, патриотично настроенные граждане, умеющие отвечать за свои слова и поступки? Очень даже нужны! Другое дело, что, ознакомившись с программой и несколькими методическими пособиями по «Самопознанию», возникает предательское подозрение — налицо попытка массовой промывки мозгов уже подрастающему поколению.
«Коллективизация» детей
Ладно, можно ещекак-то спокойно отнестись к различного рода урокам-конкурсам , урокам-концертам , урокам-играм , в ходе которых преподаватели «Самопознания» будут прививать детям чувство коллективизма и бережное отношение к природе. Хотя и здесь есть свои закавыки в виде особых закрепляющих приемов (кстати, больше смахивающих на сектантские) типа «Круг радости» или «Круг от сердца к сердцу».
Дескать, детки, вы посмотрели листики и цветочки, а теперь все вместе подойдите к деревцу, обнимите его и отдайте всю свою отрицательную энергию. С точки зрения методик «Самопознания» это способствует тому, что «каждый ученик будет вовлечен в проблему урока, принят коллективом и сам позитивно воспримет коллектив».
Если кто полагает, что это абсолютно безобидно, то, мягко говоря, ошибается. После первоочередного процесса «коллективизации» детей «Радость познания» (в том числе и через осознание ими собственного «я») начинается этап совместных обсуждений. Называется он «Учимся общению». Необходимо оно нашим детям? Еще как! Но как раз на этом этапе и начинают появляться первые ростки «правильного» сознания.
В процессе уроков детям будет предложено совместно подумать о таких понятиях, как любовь, добро, культура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие и уважение. Более того, в ходе подобных раздумий вполне допускается коллективное обсуждение... семейных проблем того или иного ученика.
Класс разделяется на две команды, а преподаватель «Самопознания» выступает в роли некоего арбитра, который должен в итоге направить учащихся «на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определение достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций».
Скажете, ерунда? Это с какой точки зрения посмотреть. Хотите верьте, хотите нет, но в процессе подобных обсуждений один шаг до появления армии «павликов морозовых», особенно если вдруг окажется, что родители ученика-«самопознанца» не согласны с существующими в стране порядками.
«Установки» на добро
Между тем позицию «самопознанцев» по отношению в том числе и к действующей власти в стране призван закрепить третий этап нового общеобразовательного предмета — «Быть человеком».
Опять же на поверхности все без сучка и задоринки. Учителя «Самопознания» должны с учетом психологических особенностей возраста детей прежде всего помочь им в определении нравственных ценностей. Соответственно, дети на примере биографий известных в Казахстане политиков, общественных деятелей и деятелей культуры должны эмоционально почувствовать, что такое доброта, дружелюбие, целеустремленность, смелость, самоуважение, а также внимание к другим людям, животным и природе.
Сложно сказать, как там насчет животных и природы, но если верить тем преподавателям, которые этим летом упорно штудировали специальные курсы по «Самопознанию», им уже даны своеобразные «установки» на добро. Их ученики по ходу раздумий и мечтаний о будущем и различных проблемах должны познакомиться с трудами Сары Алпысовны и Нурсултана Абишевича.
И познакомятся — в этом сомневаться не приходится.
Воттут-то вслед за общими интересами и появляется закрепляющий этап «Самопознания» — «Как прекрасен этот мир!». Предполагается, что на основе уже сформированного нравственного и экологически ориентированного поведения детям будет легче реализовывать свои знания и представления о морали на служение обществу.
И как раз на этом этапе к урокам «Самопознания» начнут активно подключать родителей учащихся, которым будет предложено уже дома совместно со своими чадами поразмышлять о любви не только к кошечкам, собачкам, рыбкам и хомячкам, но и к своей стране, ее гербу, флагу и президенту.
Соответственно, родителям будет предоставлена необходимая литература, с ними проведут ознакомительные занятия, тренинги и беседы, которые, с точки зрения разработчиков нового общеобразовательного предмета, позволят им лучше понять цели, задачи и методику «Самопознания». Считается, что тем самым это позволит обеспечить непрерывностьнравственно-духовного воспитания юных граждан Казахстана.
Поймем по ходу?
Кстати, выясняется, что даже осчастливленные специальными курсами по «Самопознанию» педагоги не могут объяснить, для чего, собственно, нужен этот предмет, какова его суть. У всех учителей, с кем довелось побеседовать в последние дни, все в буквальном смысле сводится к общей фразе — для того, чтобы дети лучше познали себя.
Пример? Пожалуйста! Вот мнение учителя одной из общеобразовательных школ Алматы Гульнары Бисембаевой:
- «Самопознание» — это нравственное воспитание ребенка. Ребенок самоутверждается, что ли. С помощью этого предмета мы раскрепощаем детей. Они перестанут бояться тех предметов, по которым они не успевают. Мы поможем им раскрыть самих себя!
- Это что, нечто вроде психотерапии?
- Да, да, да! Это психотерапия!
- А как это будет выглядеть на практике?
- Ну, мы только начинаем преподавать этот предмет. Думаю, это будет на основе доверия.
Схожее разъяснение сути предмета «Самопознание» дал и учитель из Алматинской области Малай Маденов:
- Это предмет, с помощью которого человек прежде всего сам себя должен познать, сам себя понять! Кто он? Зачем на земле появился, для чего живет, для чего существует? Когда человек сам себя понимает, других начинает уважать. Человек должен понять самого себя, свою душу, тогда и другие его станут понимать!
Не знаю, кому как, но похоже, что учителя будут познавать «Самопознание», которое, честно говоря, больше смахивает на казахстанский вариант известной на весь мир «Рухнамы», вместе со своими воспитанниками и их родителями. Причем по мере появления в школах учебников от фонда «Бобек» и специальных кабинетов, которыми уже начали награждать особо отличившиеся на ниве образования школы по всей республике.
Подискутируем?
Вполне допускаю, что в нашей стране найдется немало сторонников «Самопознания» Сары Алпысовны, у которых своя точка зрения на этот предмет и необходимость его преподавания в школах. Хотелось бы ее услышать, чтобы окончательно понять, с чем его «едят».
И понять, не очередное ли эторелигиозно-мистическое учение, главная цель которого — заставить всех и вся безропотно воспринимать директивы официальной Астаны, одновременно радуясь «травам, деревьям, цветам, зверькам и веселым птицам»?
То ли еще будет!
Появившийся девять лет назад образовательный курс «Самопознание» мог бы остаться веселым недоразумением, если бы не рвение наших чиновников, способных «нарядить» в одежды гениальной учености любого голого короля. Допустим, в Павлодарской области не только внедряютчудо-науку за бюджетные деньги на 12 экспериментальных образовательных площадках, в их числе детские сады, школы и даже педагогический институт (со среды «подопытными кроликами» стали уже все школьники), но и ежегодно 12 февраля чествуют педагога-новатора и автора экспериментального предмета Сару Назарбаеву.
Источник: Газета "Голос Республики" №29 (160) от 03 сентября 2010 года
Шутки в сторону
Это совсем не шутка — такие поэтические изыски весьма характерны для нового обязательного для всех учебных заведений страны образовательного предмета «Самопознание».
Того, кстати, самого, который был запущен еще в 2001 году в экспериментальном порядке в ряде школ и детских садов республики с подачи небезызвестной почитательницы учения Порфирия Иванова. Эксперимент признан успешным, и теперь в области
Подтверждением тому служит, в частности, приказ министра образования и науки Жансеита Туймебаева №71 от 18 февраля 2010 года «Об утверждении типовых учебных программ по предмету «Самопознание» для
Куда направить мозги
Надо сказать, последний документ очень любопытен, так как в буквальном смысле по полочкам раскладывает деятельность учителей «Самопознания» на протяжении всего учебного года.
В соответствии с программой преподаватели данной дисциплины должны, придерживаясь четырех основных направлений — таких как «Познание человеком самого себя», «Человек в обществе», «Человек и окружающий мир» и «Духовный опыт человечества», помочь своим подопечным достичь главных целей «Самопознания». Речь идет «об осознании каждым учеником своего внутреннего мира, осмыслении им своей индивидуальности, а также его гармоничном становлении, как личности с развитой жизненной позицией».
Естественно, имеется в методической программе и расшифровка понятия «жизненная позиция». Прежде всего это умение конструктивно решать вопросы соответственно нравственным нормам, выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром, оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких, жить в ладу с самим собой и быть искренним в мыслях, словах и действиях, проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм, готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки, развивать на практике навыки служения обществу.
На первый взгляд, все чинно и благородно. Кто ж поспорит с тем, что стране нашей нужны думающие, патриотично настроенные граждане, умеющие отвечать за свои слова и поступки? Очень даже нужны! Другое дело, что, ознакомившись с программой и несколькими методическими пособиями по «Самопознанию», возникает предательское подозрение — налицо попытка массовой промывки мозгов уже подрастающему поколению.
«Коллективизация» детей
Ладно, можно еще
Дескать, детки, вы посмотрели листики и цветочки, а теперь все вместе подойдите к деревцу, обнимите его и отдайте всю свою отрицательную энергию. С точки зрения методик «Самопознания» это способствует тому, что «каждый ученик будет вовлечен в проблему урока, принят коллективом и сам позитивно воспримет коллектив».
Если кто полагает, что это абсолютно безобидно, то, мягко говоря, ошибается. После первоочередного процесса «коллективизации» детей «Радость познания» (в том числе и через осознание ими собственного «я») начинается этап совместных обсуждений. Называется он «Учимся общению». Необходимо оно нашим детям? Еще как! Но как раз на этом этапе и начинают появляться первые ростки «правильного» сознания.
В процессе уроков детям будет предложено совместно подумать о таких понятиях, как любовь, добро, культура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие и уважение. Более того, в ходе подобных раздумий вполне допускается коллективное обсуждение... семейных проблем того или иного ученика.
Класс разделяется на две команды, а преподаватель «Самопознания» выступает в роли некоего арбитра, который должен в итоге направить учащихся «на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определение достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций».
Скажете, ерунда? Это с какой точки зрения посмотреть. Хотите верьте, хотите нет, но в процессе подобных обсуждений один шаг до появления армии «павликов морозовых», особенно если вдруг окажется, что родители ученика-«самопознанца» не согласны с существующими в стране порядками.
«Установки» на добро
Между тем позицию «самопознанцев» по отношению в том числе и к действующей власти в стране призван закрепить третий этап нового общеобразовательного предмета — «Быть человеком».
Опять же на поверхности все без сучка и задоринки. Учителя «Самопознания» должны с учетом психологических особенностей возраста детей прежде всего помочь им в определении нравственных ценностей. Соответственно, дети на примере биографий известных в Казахстане политиков, общественных деятелей и деятелей культуры должны эмоционально почувствовать, что такое доброта, дружелюбие, целеустремленность, смелость, самоуважение, а также внимание к другим людям, животным и природе.
Сложно сказать, как там насчет животных и природы, но если верить тем преподавателям, которые этим летом упорно штудировали специальные курсы по «Самопознанию», им уже даны своеобразные «установки» на добро. Их ученики по ходу раздумий и мечтаний о будущем и различных проблемах должны познакомиться с трудами Сары Алпысовны и Нурсултана Абишевича.
И познакомятся — в этом сомневаться не приходится.
Вот
И как раз на этом этапе к урокам «Самопознания» начнут активно подключать родителей учащихся, которым будет предложено уже дома совместно со своими чадами поразмышлять о любви не только к кошечкам, собачкам, рыбкам и хомячкам, но и к своей стране, ее гербу, флагу и президенту.
Соответственно, родителям будет предоставлена необходимая литература, с ними проведут ознакомительные занятия, тренинги и беседы, которые, с точки зрения разработчиков нового общеобразовательного предмета, позволят им лучше понять цели, задачи и методику «Самопознания». Считается, что тем самым это позволит обеспечить непрерывность
Поймем по ходу?
Кстати, выясняется, что даже осчастливленные специальными курсами по «Самопознанию» педагоги не могут объяснить, для чего, собственно, нужен этот предмет, какова его суть. У всех учителей, с кем довелось побеседовать в последние дни, все в буквальном смысле сводится к общей фразе — для того, чтобы дети лучше познали себя.
Пример? Пожалуйста! Вот мнение учителя одной из общеобразовательных школ Алматы Гульнары Бисембаевой:
- «Самопознание» — это нравственное воспитание ребенка. Ребенок самоутверждается, что ли. С помощью этого предмета мы раскрепощаем детей. Они перестанут бояться тех предметов, по которым они не успевают. Мы поможем им раскрыть самих себя!
- Это что, нечто вроде психотерапии?
- Да, да, да! Это психотерапия!
- А как это будет выглядеть на практике?
- Ну, мы только начинаем преподавать этот предмет. Думаю, это будет на основе доверия.
Схожее разъяснение сути предмета «Самопознание» дал и учитель из Алматинской области Малай Маденов:
- Это предмет, с помощью которого человек прежде всего сам себя должен познать, сам себя понять! Кто он? Зачем на земле появился, для чего живет, для чего существует? Когда человек сам себя понимает, других начинает уважать. Человек должен понять самого себя, свою душу, тогда и другие его станут понимать!
Не знаю, кому как, но похоже, что учителя будут познавать «Самопознание», которое, честно говоря, больше смахивает на казахстанский вариант известной на весь мир «Рухнамы», вместе со своими воспитанниками и их родителями. Причем по мере появления в школах учебников от фонда «Бобек» и специальных кабинетов, которыми уже начали награждать особо отличившиеся на ниве образования школы по всей республике.
Подискутируем?
Вполне допускаю, что в нашей стране найдется немало сторонников «Самопознания» Сары Алпысовны, у которых своя точка зрения на этот предмет и необходимость его преподавания в школах. Хотелось бы ее услышать, чтобы окончательно понять, с чем его «едят».
И понять, не очередное ли это
То ли еще будет!
Появившийся девять лет назад образовательный курс «Самопознание» мог бы остаться веселым недоразумением, если бы не рвение наших чиновников, способных «нарядить» в одежды гениальной учености любого голого короля. Допустим, в Павлодарской области не только внедряют
Источник: Газета "Голос Республики" №29 (160) от 03 сентября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий