Беспредел на таможенном пропускном пункте «Хоргос» «крышует» не только руководство таможни, но и некие «генералы из Астаны».
С таким заявлением пришла к нам в редакцию предпринимательница Канагат Такеева. Наша газета стала для нее последней инстанцией в попытке добиться справедливости и привлечь внимание к ситуации на «Хоргосе». Об особенностях отечественного таможенного бизнеса она рассказала в интервью редакции.
Прежде чем мы дадим слово нашей собеседнице, мы хотим довести до сведения правоохранительных органов, к которым наверняка попадет это номер газеты, следующее:
1. Мы посчитали невозможным откладывать публикацию этих, возможно, не до конца проверенных сведений, потому что сегодня уже есть наглядный пример российской Кубани, гдеиз-за бездействия правоохранительных структур и всеобщего страха подонки просто начали насиловать людей сотнями и убивать десятками.
2. Мы ждем комментариев от всех упомянутых в этом интервью лиц и структур и готовы дать их в газету — с тем, чтобы разобраться наконец в происходящем на «Хоргосе».
3. Мы также надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этой историей и обеспечат личную безопасность Канагат Такеевой, потому что уверены, что ее жизни действительно могут угрожать те самые коррумпированные чиновники, которые лишают наш бюджет законных отчислений.
Абдрахманов, но не тот
- Канагат, начнем с того, почему Вы решили заняться брокерским бизнесом на «Хоргосе»?
- У меня сейчас висит долг за коттедж на сумму в миллион долларов. В залоговом имуществе находится как сам дом, так и две квартиры в Алматы. Я была вынуждена заморозить кредит, но банк отказался. На «Хоргос» я пришла, чтобы заработать, — договорилась с одним партнером, у которого уже третий год существует своя брокерская компания, мы открыли там филиал.
- С чего начались проблемы?
- В частном секторе, где находятся склады временного хранения, я сняла себе офис, но со мнойпочему-то не заключали договоров. Я спрашиваю: почему? Говорят: начальник таможни сказал не заключать. Сейчас там во главе некто Абдрахманов. Я своих знакомых подключила, меня свели с Абдрахмановым в Алматы, мы стукнули по рукам, он сказал: «Все, можешь работать, никто тебя тут не тронет».
- Абдрахманов? Тот самый, что, будучи начальником на «Хоргосе» в 2002 году, устроил перестрелку с финполовцами, когда полиция попыталась его арестовать?
- Сейчас на «Хоргосе» во главе Абдрахманов Ерлан Файзулаевич. Вообще, мне изначально сказали, что криминал контролирует это место. Я поехала к этому «криминалу». Мне стало известно, что сейчас по «Хоргосу» превалирует некто Баха из криминала — мол, под ним сейчас все. Однако его люди сказали, что они не решат моего вопроса. Создалось впечатление, что криминал сумели отодвинуть с таможни правоохранительные структуры.
Но я могу однозначно сказать, что, даже если правоохранительная система вытеснила с лидирующих позиций криминал, они идут рука об руку! Я выходила на разных людей... При этом 95% на «Хоргосе» — контрабанда, кроме оборудования, которое идет по заводским инвойсам. При таком раскладе границы можно вообще закрывать!
- Там же камеры размещены, вонлайн-режиме транслирующие видео в Астану...
- Я не знаю, что они там наблюдают, но когда есть энная сумма, большая часть которой еженедельно отвозится в Астану, я думаю, эти камеры показывают то, что нужно. Все говорят постоянно: откуда изыскать деньги? А вы три месяца не кладите в карман просто, вы закроете все дырки и все кредиты.
У клиентов выхода нет. Я поднимала интервью КарбузоваКозы-Корпеша в 2008 году, он по тематике «Хоргоса» красиво выступал — мол, клиенты страдают, неимоверно тяжкие условия, за проход 180 долларов «вчерную» платят. А теперь проход 300 долларов. Что ж это получается, Карбузов почистил всех и стоимость повысилась в два раза? Зачем тогда говорить такие высокопарные красивые слова, если ты потом надбавишь больше?
- Вы думаете, он причастен к этому?!
- Ну знаете, он же глава Таможенного комитета! Я бы поверила, что он ни при чем, если бы он работал там шесть месяцев. Тогда бы я сказала: Карбузов тут ни при чем. Но он же работает четыре года! И не знать, что происходит?! Ведь я не единственный клиент, остальные просто молчат.
Будешь под Талгатом!
- Хорошо, Вы договорились с Абдрахмановым, и в чем же тогда дальнейшие проблемы были?
- Запустили нас, мы начали работать, ставки нам сказали, прямо написали, сколько должны за провоз машины. Я у них спросила: а если у меня вес нормальный, нет перевеса, я все равно должна платить? Я им сказала, что не хочу платить, раз у меня все нормально. Они парировали: «Тебе нужны проблемы? Если у тебя перевеса нет, все нормально по документам, ты ничего не заплатишь, но в следующий раз у тебя косяк в машине и тебе большую сумму напишут, так что лучше плати потихоньку». Я приняла их условия — «заранее оплачивай свои будущие проблемы».
С таможенниками договорились, согласовали суммы, ценовую сетку расписали. Я беру пробную машину — идет мебель. Приступили к работе, завели эту машину, начали ее оформлять. Когда мы эту машину загнали, оказался перевес — 400 килограммов. Согласно условным ценам мы должны были оплатить 52 тысячи долларов по закону за эту машину.
Я спрашиваю у таможенников: по закону оформляем или не по закону? Договорились «не по закону». Я говорю, что у нас груз идет в Алматы, а они сказали: «Ты должна весь груз везти на «Даму». Я просила: отпустите одну машину через «Хоргос». Они вроде бы согласились, начали машину оформлять, но потом все приостановилось.
Я была вынуждена встретиться с представителями другой ОПГ — вроде бы называется группировка «Атабинские». Но их представитель заявил, что они тут ни при чем. Позже мне Расул — заместитель Аскара Абаева, начальника отдела доставки на таможне, - заявил, что мой груз не пускает некто Талгат. Кто такой Талгат и почему не разрешает? Ведь я договаривалась уже до этого...
- Так кем оказался этот Талгат?
- Одиозная личность, я его так и не увидела. Я спросила, кто он такой вообще, мне говорят, что он кассир, но непонятно — то ли он относится к криминалу, то ли к структурам. Он якобы собирает всю кассу черную и потом делит: эта сумма — КНБшникам, эта — финполовцам, а эта — в Астану агашке. Я сказала, что буду обращаться в органы власти, но мне сказали, что я ничего не добьюсь: «Будешь, как все, под Талгатом, если хочешь работать на «Хоргосе».
- И по какой же схеме вся эта касса распределяется?
- Брокерские компании каждую пятницу собирают все «долги» и отдают «кассиру» Талгату. Все подсчитанные и аккумулированные деньги Талгат сначала отвозит в Алматы, где делит эти так называемые чаевые между «органами», которые его не трогают, но большая сумма из этой кормушки уходит в Астану.
Только с моей машины «на чай» должно было уйти около 10 тысяч долларов. При этом в бюджет уходило вместо 52 тысяч долларов 10 с половиной. Представляете, какие суммы ежедневно там курсируют?! В этом году поток машин немного уменьшился, но во все годы около 300 машин в сутки проходило, и почти с каждой снималась мзда.
- А с китайской стороны тоже такие проблемы или машины проходят нормально?
- Китайцы тоже научились брать, они даже за ручную кладь, за каждую сумку получают от полутора тысяч тенге до двух.
- Что сейчас с Вашей застрявшей машиной происходит?
- Я поняла, что если правоохранительные структуры хотят, чтобы там только Талгат работал, то меня они сейчас по схеме будут отрабатывать. А схема какая? Контрабанда. Я даю сразу же отбой: «Ребята, фирму не подставляем, машину ставьте на СВХ, оформлением не занимаемся». На «Хоргосе» все идет контрабандой, в том числе и машина, которую меня попросили оформить. Ни с одной машины честно не выплачивают денег в бюджет.
«Хочу поднять волну»
- Вы думаете, что обращение в прессу Вам поможет?
- Я таким образом хочу обратить внимание на работу финансовой полиции и КНБ — сейчас обсуждают вопрос о том, чтобы отдать борьбу с «коррупцией» одной из этих структур. Я считаю, ни той, ни другой организации отдавать нельзя. Я обратилась в КНБ - никаких действий не последовало. Когда я обратилась в финпол, мне сказали, что мы не занимаемся этим: мол, «Хоргос» — это область, езжай в Талдыкорган и там пиши заявление. Но товар идет в город, и, мне кажется, это наглядный пример коррупции в государственных масштабах.
Я прошла все инстанции вплоть до президента, но не получила никакого ответа, поэтому обращаюсь в прессу. Хочу поднять волну. Так как правоохранительная система не защищает меня. Я хочу спросить — где мне тогда искать защиты, если Назарбаев не может защитить свой народ?
- Ситуация, в которой Вы оказались, угрожает вашей безопасности?
- Я думаю, да. Все люди, с которыми я встречалась, говорили мне: будь осторожна. Вы только представьте себе, сколько людей, высокопоставленных чиновников кормятся с этой кормушки, с «Хоргоса»?!
Но я не буду бояться, я буду работать там. Да, я не принадлежу к семье Назарбаевых, Тасмагамбетовых или Кулибаевых, но почему все делается вокруг этих семей? Я, например, тоже горжусь своей фамилией, и я знаю, что работаю хорошо.
Кто тот Абдрахманов?
Эта история произошла в марте 2002 года, когда финпол задержал у «Хоргоса» 19 большегрузов, следовавших из Китая в Кыргызстан, Армению и Узбекистан.
В машинах находились китайские товары, но таможенные документы не были оформлены. Товар арестовали. В двух машинах была обнаружена контрабанда - автомат Калашникова и 200 кг белого порошка. Финполиция заподозрила таможенников в должностном преступлении. Было заведено три уголовных дела, в том числе и против начальника «Хоргоса» Ерикжана Абдрахманова. Когда шесть финполовцев прибыли в «Хоргос», чтобы доставить Абдрахманова в Алматы для дачи показаний, на них напали таможенники во главе с самим Абдрахмановым. Руководил группой финпола Искендер Султанов, который рассказал, что их не только избили, отобрали личные вещи, но и угрожали оружием. Причем осуществил это сам начальник таможни. Отделался он легко — в 2007 году его перевели в ВКО, где он до сих пор является руководителем департамента.
Источник: Газета "Голос Республики" №40 (171) от 19 ноября 2010 года
1. Мы посчитали невозможным откладывать публикацию этих, возможно, не до конца проверенных сведений, потому что сегодня уже есть наглядный пример российской Кубани, где
2. Мы ждем комментариев от всех упомянутых в этом интервью лиц и структур и готовы дать их в газету — с тем, чтобы разобраться наконец в происходящем на «Хоргосе».
3. Мы также надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этой историей и обеспечат личную безопасность Канагат Такеевой, потому что уверены, что ее жизни действительно могут угрожать те самые коррумпированные чиновники, которые лишают наш бюджет законных отчислений.
Абдрахманов, но не тот
- Канагат, начнем с того, почему Вы решили заняться брокерским бизнесом на «Хоргосе»?
- У меня сейчас висит долг за коттедж на сумму в миллион долларов. В залоговом имуществе находится как сам дом, так и две квартиры в Алматы. Я была вынуждена заморозить кредит, но банк отказался. На «Хоргос» я пришла, чтобы заработать, — договорилась с одним партнером, у которого уже третий год существует своя брокерская компания, мы открыли там филиал.
- С чего начались проблемы?
- В частном секторе, где находятся склады временного хранения, я сняла себе офис, но со мной
- Абдрахманов? Тот самый, что, будучи начальником на «Хоргосе» в 2002 году, устроил перестрелку с финполовцами, когда полиция попыталась его арестовать?
- Сейчас на «Хоргосе» во главе Абдрахманов Ерлан Файзулаевич. Вообще, мне изначально сказали, что криминал контролирует это место. Я поехала к этому «криминалу». Мне стало известно, что сейчас по «Хоргосу» превалирует некто Баха из криминала — мол, под ним сейчас все. Однако его люди сказали, что они не решат моего вопроса. Создалось впечатление, что криминал сумели отодвинуть с таможни правоохранительные структуры.
Но я могу однозначно сказать, что, даже если правоохранительная система вытеснила с лидирующих позиций криминал, они идут рука об руку! Я выходила на разных людей... При этом 95% на «Хоргосе» — контрабанда, кроме оборудования, которое идет по заводским инвойсам. При таком раскладе границы можно вообще закрывать!
- Там же камеры размещены, в
- Я не знаю, что они там наблюдают, но когда есть энная сумма, большая часть которой еженедельно отвозится в Астану, я думаю, эти камеры показывают то, что нужно. Все говорят постоянно: откуда изыскать деньги? А вы три месяца не кладите в карман просто, вы закроете все дырки и все кредиты.
У клиентов выхода нет. Я поднимала интервью Карбузова
- Вы думаете, он причастен к этому?!
- Ну знаете, он же глава Таможенного комитета! Я бы поверила, что он ни при чем, если бы он работал там шесть месяцев. Тогда бы я сказала: Карбузов тут ни при чем. Но он же работает четыре года! И не знать, что происходит?! Ведь я не единственный клиент, остальные просто молчат.
Будешь под Талгатом!
- Хорошо, Вы договорились с Абдрахмановым, и в чем же тогда дальнейшие проблемы были?
- Запустили нас, мы начали работать, ставки нам сказали, прямо написали, сколько должны за провоз машины. Я у них спросила: а если у меня вес нормальный, нет перевеса, я все равно должна платить? Я им сказала, что не хочу платить, раз у меня все нормально. Они парировали: «Тебе нужны проблемы? Если у тебя перевеса нет, все нормально по документам, ты ничего не заплатишь, но в следующий раз у тебя косяк в машине и тебе большую сумму напишут, так что лучше плати потихоньку». Я приняла их условия — «заранее оплачивай свои будущие проблемы».
С таможенниками договорились, согласовали суммы, ценовую сетку расписали. Я беру пробную машину — идет мебель. Приступили к работе, завели эту машину, начали ее оформлять. Когда мы эту машину загнали, оказался перевес — 400 килограммов. Согласно условным ценам мы должны были оплатить 52 тысячи долларов по закону за эту машину.
Я спрашиваю у таможенников: по закону оформляем или не по закону? Договорились «не по закону». Я говорю, что у нас груз идет в Алматы, а они сказали: «Ты должна весь груз везти на «Даму». Я просила: отпустите одну машину через «Хоргос». Они вроде бы согласились, начали машину оформлять, но потом все приостановилось.
Я была вынуждена встретиться с представителями другой ОПГ — вроде бы называется группировка «Атабинские». Но их представитель заявил, что они тут ни при чем. Позже мне Расул — заместитель Аскара Абаева, начальника отдела доставки на таможне, - заявил, что мой груз не пускает некто Талгат. Кто такой Талгат и почему не разрешает? Ведь я договаривалась уже до этого...
- Так кем оказался этот Талгат?
- Одиозная личность, я его так и не увидела. Я спросила, кто он такой вообще, мне говорят, что он кассир, но непонятно — то ли он относится к криминалу, то ли к структурам. Он якобы собирает всю кассу черную и потом делит: эта сумма — КНБшникам, эта — финполовцам, а эта — в Астану агашке. Я сказала, что буду обращаться в органы власти, но мне сказали, что я ничего не добьюсь: «Будешь, как все, под Талгатом, если хочешь работать на «Хоргосе».
- И по какой же схеме вся эта касса распределяется?
- Брокерские компании каждую пятницу собирают все «долги» и отдают «кассиру» Талгату. Все подсчитанные и аккумулированные деньги Талгат сначала отвозит в Алматы, где делит эти так называемые чаевые между «органами», которые его не трогают, но большая сумма из этой кормушки уходит в Астану.
Только с моей машины «на чай» должно было уйти около 10 тысяч долларов. При этом в бюджет уходило вместо 52 тысяч долларов 10 с половиной. Представляете, какие суммы ежедневно там курсируют?! В этом году поток машин немного уменьшился, но во все годы около 300 машин в сутки проходило, и почти с каждой снималась мзда.
- А с китайской стороны тоже такие проблемы или машины проходят нормально?
- Китайцы тоже научились брать, они даже за ручную кладь, за каждую сумку получают от полутора тысяч тенге до двух.
- Что сейчас с Вашей застрявшей машиной происходит?
- Я поняла, что если правоохранительные структуры хотят, чтобы там только Талгат работал, то меня они сейчас по схеме будут отрабатывать. А схема какая? Контрабанда. Я даю сразу же отбой: «Ребята, фирму не подставляем, машину ставьте на СВХ, оформлением не занимаемся». На «Хоргосе» все идет контрабандой, в том числе и машина, которую меня попросили оформить. Ни с одной машины честно не выплачивают денег в бюджет.
«Хочу поднять волну»
- Вы думаете, что обращение в прессу Вам поможет?
- Я таким образом хочу обратить внимание на работу финансовой полиции и КНБ — сейчас обсуждают вопрос о том, чтобы отдать борьбу с «коррупцией» одной из этих структур. Я считаю, ни той, ни другой организации отдавать нельзя. Я обратилась в КНБ - никаких действий не последовало. Когда я обратилась в финпол, мне сказали, что мы не занимаемся этим: мол, «Хоргос» — это область, езжай в Талдыкорган и там пиши заявление. Но товар идет в город, и, мне кажется, это наглядный пример коррупции в государственных масштабах.
Я прошла все инстанции вплоть до президента, но не получила никакого ответа, поэтому обращаюсь в прессу. Хочу поднять волну. Так как правоохранительная система не защищает меня. Я хочу спросить — где мне тогда искать защиты, если Назарбаев не может защитить свой народ?
- Ситуация, в которой Вы оказались, угрожает вашей безопасности?
- Я думаю, да. Все люди, с которыми я встречалась, говорили мне: будь осторожна. Вы только представьте себе, сколько людей, высокопоставленных чиновников кормятся с этой кормушки, с «Хоргоса»?!
Но я не буду бояться, я буду работать там. Да, я не принадлежу к семье Назарбаевых, Тасмагамбетовых или Кулибаевых, но почему все делается вокруг этих семей? Я, например, тоже горжусь своей фамилией, и я знаю, что работаю хорошо.
Кто тот Абдрахманов?
Эта история произошла в марте 2002 года, когда финпол задержал у «Хоргоса» 19 большегрузов, следовавших из Китая в Кыргызстан, Армению и Узбекистан.
В машинах находились китайские товары, но таможенные документы не были оформлены. Товар арестовали. В двух машинах была обнаружена контрабанда - автомат Калашникова и 200 кг белого порошка. Финполиция заподозрила таможенников в должностном преступлении. Было заведено три уголовных дела, в том числе и против начальника «Хоргоса» Ерикжана Абдрахманова. Когда шесть финполовцев прибыли в «Хоргос», чтобы доставить Абдрахманова в Алматы для дачи показаний, на них напали таможенники во главе с самим Абдрахмановым. Руководил группой финпола Искендер Султанов, который рассказал, что их не только избили, отобрали личные вещи, но и угрожали оружием. Причем осуществил это сам начальник таможни. Отделался он легко — в 2007 году его перевели в ВКО, где он до сих пор является руководителем департамента.
Источник: Газета "Голос Республики" №40 (171) от 19 ноября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий