Сегодня очередная годовщина национальной валюты республики. 15 ноября 1993 года Национальный банк Казахстана ввел в обращение первые тенге.
Это событие ознаменовало новую эпоху в жизни молодого независимого государства.
Деньги Казахстана, и в особенности его банкноты, за неполные два десятилетия успели не раз видоизмениться. При этом они не только обзавелись самыми современными степенями защиты от подделок, но и превратились в излюбленные объекты собирательства для целой армии бонистов (коллекционеры вышедших из обращения бумажных денежных знаков — бон). Этому в полной мере способствовало превосходное художественное оформление казахстанских банкнот.
Легенды и тайны ханаки великого мудрецаНа оборотных сторонах всех казахстанских купюр, начиная со 100 тенге образца 1993 года и заканчивая памятной банкнотой с номиналом 5000 тенге 2001 года, присутствуют изображения одного и того же здания — мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестане. Это пока единственный в Казахстане памятник материальной культуры, включенный в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. И хотя кому-то может показаться, что там запечатлены различные исламские постройки, это не так. Просто на каждой купюре продемонстрированы отдельные фрагменты этого здания и виды на мавзолей с разных сторон. Например, на боне в 2000 тенге мы видим центральный вход в здание, заключенный под своды высокой арки.
Этот величественный портал обращен на юго-восток . Его ширина составляет почти 50 метров, а пролет портальной арки чуть более 18 метров. В то же время на 100 тенге 1993 года показан вид на мавзолей сзади. Этот изысканно украшенный портал открывается на северо-запад и называется порталом Мухаммеда-Ханафии . Через него посетитель попадает прямиком в усыпальницу Ясави.)
Ходжа Ахмед Ясави (около 1105—1166 гг.), в отличие от «Живого Царя» узбеков, вполне реальная историческая личность. Несмотря на то что легенд, связанных с его именем, ничуть не меньше*. В энциклопедических словарях этого человека называют философом и поэтом, проповедником суфизма и просто мистиком. Его перу также приписывают сборник философских сочинений «Книга мудрости» («Диван-и-хикмет »), или просто «Хикметы», который дошел до нас в виде более поздних (XV век) арабских каллиграфических копий. Еще при жизни этот человек пользовался славой великого мудреца, чтобы послушать его проповеди, люди приходили издалека. Ясави, как и многие суфии до него, проповедовал тарикат («путь истины»), смысл которого заключался в отрешении от земных благ и регулярной медитации с единственной целью — приблизиться к Всевышнему. Приверженцы этого учения считали, что сделать это в силах каждого человека. А не только пророков, которым отводилась роль посредников между Богом и людьми.
Отдельные этапы жизни Ходжи Ахмеда Ясави можно проследить по дошедшим до нас письменным источникам. Но очень многое навсегда пропало в реке времени, уступив место красивым легендам.
По одной из них, Ходжа Ясави долго путешествовал в поисках уединения. В конце концов он остановился в месте, которое показалось ему наиболее подходящим для этой цели. Располагаясь на отдых, он воткнул свой посох в землю. В том месте из земли забил ключ. По преданию, именно там был заложен город Туркестан. Кстати, чудесный родник, из которого якобы пил сам Ясави, находится у Жума мечети, в каких-нибудь 150 метрах к югу от изображенной на банкнотах Казахстана ханаки** знаменитого проповедника.
А еще, говорят, у Ясави был волшебный белый верблюд, которого он получил в подарок от самого Аллаха. Сидя на нем верхом, Ясави совершал утренний намаз. При этом он начинал молитву в Туркестане, а заканчивал уже в Мекке. Возможно, такое чудо было благодаря тому, что волшебный зверь умел летать. И судя по всему, очень быстро.
По преданию, в возрасте 63 лет Ходжа Ахмед Ясави покинул мир, поселившись в землянке неподалеку от мечети, в которой прежде читал проповеди. Свой странный поступок он объяснял элементарно: «Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророку». В 63 года умер пророк Мухаммед — его великий предшественник и духовный учитель (ментор). И негоже было ему — простому смертному — жить дольше избранника Всевышнего. Впоследствии неподалеку от его последнего прижизненного пристанища выросло целое подземное поселение, в котором рядом со святым человеком проживали в основном родственники и ученики Ясави.
Современное здание мавзолея было построено над могилой Ходжи Ахмеда Ясави через три с лишним века после его смерти. Сделано это было по приказу Тимура Тамерлана. Над входом в здание хорошо сохранилась надпись, начало которой гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом эмира Тимура Гурагана...» По преданию***, разгромив в 1397 году ордынцев, великий эмир Самарканда возвращался домой через Ясу (Туркестан). Там он совершил зиарат (поклонение) у могилы Ясави****. К тому времени гурхана (усыпальница) знаменитого мистика уже имела плачевный вид, находясь на грани разрушения. Поэтому Тимур распорядился разобрать ее и возвести новый мавзолей. При этом завоеватель будто бы сам рассчитал, какие размеры должно иметь строение и как оно будет выглядеть.
Вообще же, ученые по-прежнему затрудняются сказать точно, а действительно ли это здание лишь место последнего покоя Ходжи Ахмеда Ясави. Уж слишком много тайн и загадок хранят древние стены. Впрочем, не только они. Известно, что мавзолей в Туркестане практически не имеет стабильного фундамента. И это более чем странно. Ведь на Тамерлана работали только лучшие зодчие и архитекторы*****. А в случае с изображенным на казахстанских банкнотах мазаром — лучшие из лучших. Они не могли совершить подобной ошибки. Тогда где же фундамент? Еще более загадочным может показаться тот факт, что здание не ориентировано на Мекку. И это отклонение составляет почти 30 градусов. Притом как во времена Тимура, так и сегодня, это направление для молящихся мусульман исключительно важно и обязательно.
Строительство ханаки Ясави также окутано многочисленными легендами и мифами. Существует предание, что тысячи людей были задействованы только для того, чтобы все необходимые для строительства материалы как можно быстрее оказывались на месте. При этом ряды рабочих, передававших их из рук в руки по цепочке, растягивались на многие километры. К примеру, город Сауран, где для мавзолея делались кирпичи******, находился почти в сорока километрах от строительной площадки. Кстати, использованные для сооружения мавзолея кирпичи будто бы делались из специального засекреченного раствора. Одним из составляющих его было кобылье молоко. По другой легенде, все зодчие и архитекторы, трудившиеся над этим грандиозным проектом, по окончании работ были убиты. Дабы никто больше не смог создать чего-либо более прекрасного, чем известная усыпальница.
Так это было или нет, нам уже не узнать. Но что «у могучего мавзолея по плану и замыслу нет преемников в Средней Азии», как выразился выдающийся
Размеры сооружения впечатляют — стороны прямоугольника в основании ханаки составляют соответственно 50 и 60 метров. В высоту же она достигает почти 38 метров. А толщина стен центрального помещения — джамаатханы — достигает трех метров. Кирпичный купол, венчающий мавзолей и «подобный небесному своду», имеет в диаметре чуть больше 18 метров и считается самым крупным в Средней Азии. По размерам он превосходит даже таковой у мавзолея самого Тимура Хромого в Самарканде (Гур-Эмир ). Изображение этого сакрального, а для мусульман и вовсе священного места встречается на узбекской банкноте 10 сумов 1994 г.
На стенах портала мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави хорошо заметны остатки деревянных балок и незаделанные отверстия от строительных лесов. Их, кстати, можно рассмотреть и на рисунках с банкнот Казахстана. Например, на 500 тенге 1999 года. А внутри некоторых помещений (всего их более 35) недостает отделки. Это связано с тем, что после смерти в 1405 году «заказчика» проекта — Тимура — работы на «объекте» были прекращены и уже больше не возобновлялись. Интересно, что такой несколько «недоработанный» образ сооружения словно иллюстрирует еще одну древнюю легенду, так или иначе связанную с ним. Как только Тамерлан отдал приказ на строительство ханаки Ясави, работа закипела. Но в первую же ночь поднялась страшная буря, а у недоделанных стен мавзолея внезапно появился чудовищный зеленый бык (по другой версии, огромные буйволы), который в считанные мгновения превратил в груду камней то, что было выстроено за день. Люди посчитали это за плохой омен, но, как только взошло солнце, вновь принялись за работу. Однако на следующую ночь все повторилось. Зеленое чудовище с ужасными рогами опять не оставило камня на камне. Это обстоятельство повергло Тимура в мрачные раздумья. Раз за разом он спрашивал себя, что же он делал не так. А ночью эмиру приснился дивный сон. К нему явился неизвестный старец и предрек, что из затеи его не выйдет ничего путного, пока он, Тимур, не прикажет сначала возвести мазар над могилой наставника Ахмета Ясави — Арыстанбабы. И как только сей наказ был выполнен, строительство мавзолея продолжалось уже без помех. (Рис. 7.)
Другая легенда объясняет отсутствие в центральном куполе комплекса нескольких кирпичей. Однажды любимая жена Тимура, слывшая красавицей, решила полюбоваться на внутреннее убранство мавзолея. Когда же она вошла в казандык*******, все внутри ханаки будто бы осветилось ее неземной красотой. А пораженный увиденным мастер, выкладывавший купол, от неожиданности выронил несколько кирпичей. С тех пор их там и не хватает.
Название центрального зала ханаки — казандык — происходит от большого бронзового котла — тай (казана), который установлен в середине помещения. По преданию, он был отлит мастерами Тимура из сплава семи металлов. Впрочем, из надписи на нем следует, что отлил его 25 июня 1399 года «Абд ал-азиз , сын мастера Шараф ад-дина Тебризи». У казана впечатляющие характеристики: он весит две тонны, достигает в высоту 1,64 метра, а диаметр у него 2,2 метра. И вместимость у него соответствующая — 3000 литров! На официальном сайте Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО указано, что «преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта человека, который к нему направляется». Изображение этого культового объекта на казахстанских банкнотах пока отсутствует. Но можно смело предположить, что однажды и он займет достойное место на какой-нибудь из банкнот. Во всяком случае, на одну из рекламных купюр Национального банка Казахстана рисунок этого парадного казана художники уже примеряли.
Схожие предметы, кстати, можно встретить и на деньгах других стран. Например, китайских или афганских. Что лишь доказывает, что появление священного казана из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на купюрах будущих выпусков Казахстана вполне ожидаемо и остается лишь делом времени.
Котел, второй по величине после туркестанского, запечатлен на вышедшей из обращения афганской купюре в 10 тысяч афганей 1993 г.
Он установлен у входа в Джума мечеть в Герате (Афганистан). Его первоначальная высота оценивается в почти полтора метра. К сожалению, подставка-постамент этого сакрального сосуда навсегда утрачена. И назвать точную высоту невозможно. Диаметр гератского казана чуть больше 1,7 метра. Однако он старше своего собрата из ханаки Ходжи Ясави. Если верить надписи на котле, он был отлит мастером Хасаном ибн Али Исфахани в 1375 году. Похожий бронзовый котел находился и в ханаке Джалалуддина Руми в городе Конья.
Многие историки считают, что появление этих обрядовых предметов вблизи или внутри мусульманских святынь так или иначе связано с традициями и обрядами доисламского периода. Известно, что в жизни кочевых племен, например скифов********, такие котлы играли важную роль. В них не только готовилась пища, но и варились ритуальные напитки. О предназначении туркестанского тай-казана именно для воды следует и из надписи верхнего орнаментального пояса самого котла. По данным исследований Института археологии им. А.Х. Маргулана, «подслащенная вода из котла раздавалась правоверным после пятничной молитвы, когда происходила общественная поминальная трапеза, во время которой бедные и паломники угощались особым образом приготовленным блюдом — "халим"». В то же время легенды, рожденные, скорее всего, еще во времена Тимура, приписывают этому казану волшебные свойства именно как сосуда, в котором жарилось мясо. Одно из таких мистических преданий приводит в своих записях и М.Е. Массон: «туша жертвенной овцы, помещенной в огромный котел, чудесным образом наполняла его мясом, если жертва оказывалась богоугодной».
Для религиозных обрядов использовался и упоминавшийся прежде древний бронзовый сосуд в форме котла, изображенный на китайской боне в 1 юань 1936 года, выпущенной Центральным банком Китая.
Такие ритуальные сосуды для вина применялись во время религиозных жертвоприношений душам предков еще в II-I тысячелетиях до н.э. Благодаря кропотливой работе археологов и реставраторов они во множестве сохранились до наших дней. И теперь украшают как музейные экспозиции во всем мире, так и многочисленные частные собрания предметов декоративного и бронзолитейного искусства древних народов.
И все-таки царем среди такого рода ритуальных артефактов следует считать невероятно огромный бронзовый котел, установленный над могилой суфийского святого Ходжи Бекташа, в его ханаке вблизи турецкого города Кыршехир. В свое время он был пожертвован туда все тем же Тимуром Великим. И по непроверенным данным был рассчитан... «на 24 быка»!
Примечания:* Одно из преданий утверждает, что его род произошел от дочери пророка Мухаммеда, мусульманской Богородицы, основоположницы всех потомков пророка.
** Монастырь дервишей.
*** Этот фрагмент из «Книги побед» Тимура («
**** Троекратное посещение святынь Туркестана приравнивается у мусульман к паломничеству в Мекку.
***** В числе которых было немало пленных строителей из Ирана.
****** Там находился хумдан — кирпичный завод.
******* Помещение под основным куполом.
******** Туркестанский казан выполнен по «скифскому типу».
Об авторе
Рольф Майзингер родился 16 ноября 1970 года в Казахстане. С 1994 года живет и работает в Германии. Российскому читателю известен по книгам «Секрет рисовальщика» и «Памирская жуть». Его статьи и очерки на темы коллекционирования, путешествий и мистических феноменов неоднократно публиковались в прессе Германии, Швейцарии, Австрии, США и Канады, а также на русском языке в странах СНГ. Его актуальные книги «Банкноты мира. Скрытые знаки бумажных денег» и «История банкнот. Тайны бумажных денег» посвящены удивительным изображениям на деньгах мира и украшены более чем 500 цветными иллюстрациями редких купюр.
0 коммент.:
Отправить комментарий