26.01.2011

Референдум – это зараза

Пять тысяч подписей собрали власти в поддержку «стройки века». Однако возмущенные жители поселка Старый Икан говорят, что, если автотрасса Западная Европа - Западный Китай пройдет через их аул, люди навсегда лишатся плодородных земель и богатых пастбищ. 
 
Автор: Руслан МУРАТОВ
 
На акцию протеста вышли около 100 человек: в основном аксакалы и руководители крестьянских хозяйств Туркестанского района ЮКО. Они предлагают проложить международный автобан не с южной стороны населенного пункта, как запланировали проектировщики, а с северной. Только так, по их мнению, удастся сохранить тысячи гектаров посевных площадей и лугов.
Осенью земледельцы засеяли поля пшеницей, но в декабре будущий урожай озимых погубили автогрейдеры, которые уже вовсю начали подготовку к возведению грандиозного проекта.
Протестующие возмущены: они несколько раз говорили о своей проблеме местным властям, однако чиновники предлагают сменить не место прохождения трассы, а перенести на другие участки поля и пастбища. Этот вариант фермеров не устраивает — в указанных акиматом местах напрочь отсутствует ирригационная система.
Идея о строительстве суперсо¬временной автотрассы родилась в марте позапрошлого года. Стоимость инициированной Евросоюзом дороги — $767 миллионов. Деньги выделяет Всемирный банк. Предполагается, что данная автомагистраль в первую очередь будет способствовать безопасности движения и разгрузке на дорогах. Основные работы в Южном Казахстане должны начаться уже предстоящей весной. И хотя главное условие проекта заключается в том, что возведение не должно идти в ущерб населению, жители уже нескольких южноказахстанских аулов выражали свое несогласие по поводу планов строителей.
Поддержать жителей Старого Икана приехали представители НПО. Крестьянам посоветовали собрать подписи в поддержку предложения о переносе трассы в обход урожайных полей. Общественники хотя и подсказали сельчанам отправить письмо в Вашингтон, прямо в офис Всемирного банка, все же скрывать не стали: надежд на положительное решение вопроса особо питать не стоит.
А через несколько дней после митинга в село прибыла делегация комитета автомобильных дорог. Чиновники решили лично убедить южан: из-за строительства международной трассы их земли не пострадают. Местный аким тоже подсуетился, за пару дней собрал 5 000 подписей в поддержку проекта и организовал встречу делегации из Астаны с жителями. Правда, активистов последней акции протеста не пригласили.
Проектировщики пообещали учесть претензии каждого землепользователя. Однако тут же заявили, что о переносе строительства международной магистрали с южной стороны поселка в северную часть и речи быть не может.
Смотрите видеосюжет на Stan.tv
Источник: Деловая газета "Взгляд" №03 (185) от 26 января 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий