Что ни день, то сногсшибательные новости с политического фронта. Еще вчера все гадали: будет референдум или нет, а сегодня уже с пылу с жару подоспели новые поправки президента Нурсултана Назарбаева в конституционные законы, регулирующие выборное законодательство, которые, впрочем, не отменяют необходимость опять переписывать Конституцию.
Напомним, что вчера мы попытались проанализировать решение Конституционного Совета и последующее за ним выступление главы государства (см. «Шанс повернуть историю»). Не скрою, мы с коллегами несколько часов подряд после выступления елбасы скрупулезно копались в законах, указах и Конституции, пытаясь понять, на каком основании и в какие сроки пройдут досрочные выборы главы государства, о которых он объявил.
Исходя из публичной фразы Нурсултана Назарбаева, что «вместо разделяющего нас выбора «или референдум, или выборы» предлагаю объединяющую нас всех формулу... вношу предложение о проведении досрочных выборов президента», почему досрочные выборы объединяют выборы и референдум, совсем непонятно.
Для чего понадобилось вносить путаницу, известно только Назарбаеву. Но вопрос не в этом. Мы обратили внимание, что в законодательстве РК отсутствуют понятия «внеочередные» или «досрочные» выборы президента. Их попросту нет.
С трудом мы привязали выступление президента к ст. 94 Конституции РК, где говорится о возможности «скостить» срок президенту, если на то будет его добрая воля и согласие парламента. Но вопрос остался: что делать с досрочными выборами? Или внеочередными? Нельзя же их проводить по щучьему велению и президентскому хотению.
Все было бы гораздо проще, если бы в далеком 1998 году не появился на свет Конституционный закон Республики Казахстан N 285—1 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан». Этим законом были исключены из закона «О выборах» ст. 52 и 67, которые регламентировали процедуру «внеочередных выборов президента РК».
В результате получается анекдот: президент Нурсултан Назарбаев, который подписывал закон об исключении «внеочередных выборов президента», сегодня внес в Мажилис поправки «О внеочередных выборах президента Республики Казахстан». Смех да и только. Только, если ранее это была статья 52 закона о выборах, теперь она стала ст. 51—1.
Ранее статья о «внеочередных президентских выборах» (ныне не действующая) гласила, что «внеочередные выборы Президента проводятся не позднее чем в двухмесячный срок со дня досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины», а очередные выборы назначаются через пять лет согласно Конституции РК.
Теперь «внеочередные президентские выборы назначаются решением президента республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения». В пункте два уточняется, что «последующие вслед за внеочередными очередные выборы президента объявляются через пять лет в сроки, установленные настоящим конституционным законом».
Что касается ст. 67 (ныне недействующей), то вместо нее предлагается ст.66—1, по сути, копия прежней о том, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим конституционным законом для очередных выборов президента. Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией». Также отметим, что вносятся изменения, которые четко регламентируют исключительно пятилетний срок нахождения у власти президента страны вне зависимости от очередных или внеочередных выборов.
Казалось бы, юридические коллизии власти, таким образом, устранят. Однако президент Назарбаев в своем выступлении говорил о проведении досрочных выборов, а получается, что будут они именоваться внеочередными. Какая разница, спросит читатель, внеочередные или досрочные? Принципиальная! Потому как в Основном законе говорится лишь о том, что президент может быть досрочно отстранен от должности при «устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни», в случае смерти или отрешения от должности за государственную измену, но в этом случае президентские полномочия от него уплывают как в море корабли. Никаких иных упоминаний досрочных выборов, как и внеочередных, — нет.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вчерашнее обращение президента к народу о досрочных выборах писалось впопыхах, его не посмотрели юристы. В итоге получился тот же казус, что с референдумом. Вместо того чтобы сначала провести плебисцит по вопросу внесения изменений в Конституцию о возможности продления полномочий елбасы путем проведения референдума, начали собирать подписи, как будто этот вопрос решен. И также получилось с досрочными выборами. Сначала Нурсултан Назарбаев о них объявил, а потом уже стали думать, как выпутаться из этой щекотливой ситуации.
А все почему? Потому чтокогда-то из казахстанского законодательства решили выкинуть все положения о внеочередных выборах, видимо, чтобы даже тень такой возможности не омрачала лик незаменимого президента Назарбаева. Теперь локти кусают, неуклюже пытаясь опять переиначить законы. Вот так и ходим по кругу, каждый раз спотыкаясь о собственные грабли, возвращаясь назад, в будущее.
Исходя из публичной фразы Нурсултана Назарбаева, что «вместо разделяющего нас выбора «или референдум, или выборы» предлагаю объединяющую нас всех формулу... вношу предложение о проведении досрочных выборов президента», почему досрочные выборы объединяют выборы и референдум, совсем непонятно.
Для чего понадобилось вносить путаницу, известно только Назарбаеву. Но вопрос не в этом. Мы обратили внимание, что в законодательстве РК отсутствуют понятия «внеочередные» или «досрочные» выборы президента. Их попросту нет.
С трудом мы привязали выступление президента к ст. 94 Конституции РК, где говорится о возможности «скостить» срок президенту, если на то будет его добрая воля и согласие парламента. Но вопрос остался: что делать с досрочными выборами? Или внеочередными? Нельзя же их проводить по щучьему велению и президентскому хотению.
Все было бы гораздо проще, если бы в далеком 1998 году не появился на свет Конституционный закон Республики Казахстан N 285—1 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан». Этим законом были исключены из закона «О выборах» ст. 52 и 67, которые регламентировали процедуру «внеочередных выборов президента РК».
В результате получается анекдот: президент Нурсултан Назарбаев, который подписывал закон об исключении «внеочередных выборов президента», сегодня внес в Мажилис поправки «О внеочередных выборах президента Республики Казахстан». Смех да и только. Только, если ранее это была статья 52 закона о выборах, теперь она стала ст. 51—1.
Ранее статья о «внеочередных президентских выборах» (ныне не действующая) гласила, что «внеочередные выборы Президента проводятся не позднее чем в двухмесячный срок со дня досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины», а очередные выборы назначаются через пять лет согласно Конституции РК.
Теперь «внеочередные президентские выборы назначаются решением президента республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения». В пункте два уточняется, что «последующие вслед за внеочередными очередные выборы президента объявляются через пять лет в сроки, установленные настоящим конституционным законом».
Что касается ст. 67 (ныне недействующей), то вместо нее предлагается ст.66—1, по сути, копия прежней о том, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим конституционным законом для очередных выборов президента. Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией». Также отметим, что вносятся изменения, которые четко регламентируют исключительно пятилетний срок нахождения у власти президента страны вне зависимости от очередных или внеочередных выборов.
Казалось бы, юридические коллизии власти, таким образом, устранят. Однако президент Назарбаев в своем выступлении говорил о проведении досрочных выборов, а получается, что будут они именоваться внеочередными. Какая разница, спросит читатель, внеочередные или досрочные? Принципиальная! Потому как в Основном законе говорится лишь о том, что президент может быть досрочно отстранен от должности при «устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни», в случае смерти или отрешения от должности за государственную измену, но в этом случае президентские полномочия от него уплывают как в море корабли. Никаких иных упоминаний досрочных выборов, как и внеочередных, — нет.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что вчерашнее обращение президента к народу о досрочных выборах писалось впопыхах, его не посмотрели юристы. В итоге получился тот же казус, что с референдумом. Вместо того чтобы сначала провести плебисцит по вопросу внесения изменений в Конституцию о возможности продления полномочий елбасы путем проведения референдума, начали собирать подписи, как будто этот вопрос решен. И также получилось с досрочными выборами. Сначала Нурсултан Назарбаев о них объявил, а потом уже стали думать, как выпутаться из этой щекотливой ситуации.
А все почему? Потому что
0 коммент.:
Отправить комментарий