20.07.2009
В теплых и дружеских объемах
Автор: Дмитрий КОПТЕВ
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев добивается от Москвы пересмотра формулы, по которой рассчитывается цена на казахский газ, закупаемый «Газпромом», пишет российская пресса. Однако настоящим предметом переговоров является не цена, а возможное изменение законтрактованных объемов, уверены эксперты.
More...
Впрочем, полагают они, уже то, что информация о теме переговоров просочилась в печать до их начала, свидетельствует о том, что на жесткий конфликт ни одна из сторон идти не намерена.
«На предстоящей встрече с Дмитрием Медведевым господин Назарбаев намерен поднять вопрос о новой формуле цены на казахстанский газ», — в таких или схожих выражениях описывали в конце прошлой недели тему субботних переговоров между президентами России и Казахстана российские СМИ, ссылаясь на «источник в казахском Министерстве иностранных дел». Итоги переговоров, как и то, поднимался ли на них вопрос о ценовой формуле, пока публично не обнародовались. Но эксперты сомневаются, что в нынешних обстоятельствах российская сторона согласится обсуждать вопрос повышения цены на газ.
«Мы видим, что спрос на российский газ в Европе резко упал, — рассказал «Республике» аналитик компании «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук. — В таких условиях вероятность того, что формула цены будет пересмотрена в сторону ее повышения, крайне невысока». С другой стороны, сейчас, после подписания межправительственного соглашения о строительстве газопровода Nabucco, у России практически не осталось рычагов влияния на своих центральноазиатских партнеров, говорит эксперт.
Любая попытка давления приведет лишь к появлению у европейского проекта очередного сторонника, что хорошо видно на примере Туркменистана. После того как Россия отказалась закупать туркменский газ по цене, которая после падения стоимости топлива перестала устраивать «Газпром», Ашхабад совершенно недвусмысленно дал понять, что связывает свои дальнейшие планы с не зависящими от России путями экспорта — прежде всего, Nabucco. А российское руководство, упорно повторяющее, что не рассматривает Nabucco как конкурента «газпромовскому» проекту South Stream, на самом деле не может не понимать, что двух газопроводов, опирающихся, по сути, на одну и ту же ресурсную базу и поставляющих топливо одним и тем же потребителям, существовать не может.
«Единственным предметом, по поводу которого сейчас возможны переговоры, остаются объемы законтрактованного газа», — уверен Андрей Полищук. В период безудержного роста цен на энергоносители Россия обязалась покупать каждый кубометр добытого центральноазиатского газа. Сейчас, когда продажи «Газпрома» в Европе стремительно падают (и не только из-за снижения потребления газа, но и потому, что напуганные «энергетическим оружием» потребители в массовом порядке переключаются на поставщиков из менее озабоченных своим величием стран, таких как Алжир и Норвегия), такое количество топлива ему просто некуда девать. Собственная добыча концерна в первом полугодии упала на 25%, так что покупной газ для него сейчас — просто обуза.
Однако деваться некуда — контракты на покупку заключены по условиям «бери или плати». Если «Газпром» не выберет положенных объемов газа из трубы, в дело вступают статьи договора, где говорится о штрафных санкциях. Именно возможность изменить условия договора в том, что касается объемов, в обход этих статей, и является главным предметом разговора на сегодняшний день, уверен аналитик «Брокеркредитсервиса». Намеки же на изменение ценовой формулы — не более чем сообщение о цене, которую за это придется заплатить России.
Точно так же, как и сообщение со ссылкой на тот же источник в дипломатических кругах о том, что Казахстан ставит вопрос «о продаже значительных объемов газа напрямую европейским потребителям на своей границе». Поскольку иных возможностей продавать газ европейцам, кроме как договориться с «Газпромом», монопольно владеющим газотранспортными коридорами, у Астаны нет, это заявление невозможно расценивать иначе как заявку на переговоры с российским концерном: мы вам — снижение объемов, вы нам — доступ к трубе.
Переговоры по аналогичному вопросу с Туркменистаном закончились, напомним, взрывом газопровода — старая труба не выдержала скачка давления, произошедшего после того, как «Газпром» прекратил отбор газа. Впрочем, опасаться того, что российско-казахстанские отношения перейдут во взрывоопасную фазу, похоже, не приходится. «То, что информация о теме переговоров попала в печать, — жест доброй воли со стороны Казахстана, — полагает независимый политолог и журналист Андрей Колесников. — Такие вещи, разумеется, разрабатываются на уровне экспертов, и подобные «утечки» позволяют другой стороне переговоров подготовить свои аргументы заранее».
Помимо прочего, масштабы газового сотрудничества между Москвой и Астаной не так велики, как с Ашхабадом. В Казахстане «Газпром» закупает около 8 млрд кубометров газа в год, в то время как в Туркменистане — почти в 10 раз больше. Сотрудничество двух стран в сфере ТЭК базируется в основном на нефти. Естественно, что в таких условиях проще договориться, чем взрывать трубы. Теперь, стало быть, остается внимательно следить за прессой обеих стран — где-то там должен появиться ответ на озвученное таким нетривиальным образом предложение.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий