20.07.2009

Подводные камни «Меморандума»


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Меморандум о взаимопонимании Руководящего Комитета «Альянс Банка» (Steering Committee of JSC Alliance Bank) по вопросу о реструктуризации обязательств представляет собой весьма интересный документ. Причем его содержание весьма отличается от картины событий, представленной общественности на недавней пресс-конференции и в интервью «Казахстанской правде» топ-менеджером «Альянс Банка» Максатом Кабашевым.
More...
Начнем с того, что банк представляет своих партнеров по переговорам как Комитет кредиторов, в то время как в меморандуме говорится о Руководящем Комитете «Альянс Банка», члены которого к тому же не связывают себя какими-либо обязательствами принимать или отклонять предложения по поводу реструктуризации долгов банка. Они также не уполномочены представлять кого-либо из финансовых кредиторов и уж тем более их синдикаты. Поэтому все подписанты меморандума расписались лишь в качестве представителей Руководящего Комитета — «in its capacity as a member of the Steering Committee».

Кроме того, ясно говорится о том, что этот меморандум не имеет какого-либо отношения к текущим обязательствам банка по финансовым соглашениям, сохраняющим свою полную силу, и составлен в соответствии с нормами законодательства Англии.

В версии Максата Кабашева, изложенной в его интервью «Казахстанской правде» в минувший уик-энд, ситуация выглядит иначе: «Уже один тот факт, что наши именитые кредиторы не только подписали меморандум, дали нам разрешение называть их компании публично, но и готовы войти в наш бизнес, свидетельствует об их доверии к банку. Это компании с мировыми именами, у которых огромный опыт финансовой деятельности. И их слово дорого стоит. Думаю, если они приняли решение, то верят, что все будет прозрачно и успешно. Они поверили банку: в наших клиентов и в страну в целом».

Однако на самом деле о доверии к банку и Казахстану в документе нет ни слова. Зато ясно говорится о том, что реструктуризация внешнего долга банка является более выгодным вариантом для кредиторов и инвесторов по сравнению с его «неплатежеспособной» ликвидацией.

Но это все цветочки по сравнению с тем, какие условия диктуют кредиторы «Альянса» нашему государству, требуя от властей Казахстана пойти на прямое нарушение законодательства. Так, АФН должно подтвердить, что не применит к банку статьи 46 и 47 законодательства о банковской деятельности, в которых речь идет об ограниченных мерах воздействия и санкциях, и не лишит банк лицензии до 31 октября текущего года.

Дело в том, что статья 47 банковского законодательства требует от банка преобразоваться в кредитное товарищество в случае снижения значений коэффициентов достаточности его собственного капитала до уровня менее 50% от нормативов, установленных АФН. Есть еще и вариант с консервацией банка, а при отрицательной величине капитала АФН должно принять по согласованию с правительством решение о принудительном выкупе акций банка.

Более того, со слов Максата Кабашева, «до момента технического завершения процедуры реструктуризации никто не пойдет судиться с банком, не предъявит иски, не будет арестовывать счета или требовать процедуры банкротства». Наверное, в Генпрокуратуре такие заявления и требования должны вызвать адекватную реакцию, если, конечно, прокуроры применяют требования законодательства не избирательно, в зависимости от политической конъюнктуры.

Далее, на ФНБ «Самрук-Казына», подчиняющийся главе государства, кредиторами возлагается обязательство войти в капитал «Альянс Банка» сразу же по завершении реструктуризации его долгов и обеспечить поддержку его деятельности, в том числе и ликвидностью. Определена даже сумма «взноса» ФНБ на это дело — 129 млрд. тенге, включая вливание «живых» денег на сумму 24 млрд. тенге и конвертацию долга банка в его привилегированные акции на 105 млрд. тенге.

ФНБ должен будет также поддерживать уровень его капитализации на требуемом АФН уровне, и взять на себя миссию владельца мажоритарного пакета простых акций банка, но при этом не сможет получать никаких дивидендов до момента, пока «Альянс» не выплатит 50% своего реструктурированного долга. Где возьмет ФНБ требуемые средства и откуда у кредиторов уверенность, что эта масштабная сделка получит одобрение главы государства, осталось непонятным.

От Нацбанка кредиторы требуют не только такого же благожелательного отношения к фактически обанкротившемуся «Альянсу», как и к другим банкам второго уровня, но и официальное письмо в поддержку реструктуризации. Не забыта и оговорка и по поводу возможной девальвации тенге — по идее, этого не должно случиться до начала реструктуризации, а также масса других ковенантов-условий. В общем, Руководящий Комитет замахнулся не только на управление банком-должником, но и на компетенцию государственных органов управления нашей страны.

Кстати, самому «Альянсу» придется смириться с тем, что до завершения выплат по реструктурированным обязательствам кредиторы будут мониторить его текущую деятельность и проводить независимые проверки, требовать для себя места в системе управления банка и в его Совете директоров, а также часть свободной наличности банка. «Альянсу» предстоит также назначить независимого наблюдателя, кандидатура которого должна удовлетворить Руководящий Комитет.

В качестве лица, подотчетного Комитету, наблюдатель будет участвовать в заседаниях Совета директоров банка и других руководящих органов. Помогать Комитету и его наблюдателю в этом непростом деле будут в качестве юридического советника компания «Denton Wilde Sapte LLP», а финансового — «Ernst&Young LLP».

ОТ РЕДАКЦИИ: Оригинал факса вместе с подписями членов Комитета и письмом к нему от имени главы «Альянс Банка», выложен на сайте последнего на английском языке. Более же подробные комментарии к этому документу читайте в пятницу в газете «Республика — деловое обозрение» и на нашем интернет-портале.

0 коммент.:

Отправить комментарий