03.09.2009

Быть ли нам страной потребителя?


Автор: Ксения БОНДАЛ

Казахстанская экономика уже не сырьевая, как до сих пор принято считать, а потребительская. 76% экономически активного населения, не считая самозанятых, работает в отраслях, ориентированных на потребительские рынки, говорится в исследовании компании Zertteu DC Group. Между тем, большинство опрошенных «Республикой» экспертов с такими выводами не согласны.
More...
Логика исследователей такова. Между доходами казахстанцев и их потребительским спросом существует значительный разрыв.

- Доходы за январь-июнь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 12%, а розничный товарооборот за тот же период упал на 8,6%, — рассказал на «круглом столе» в Алматы руководитель исследовательского проекта компании Марат Каирленов.

При этом, по его данным, в январе этого года этот разрыв составлял 15,1%, а в июне — уже 24%. Товарооборот у торгующих предприятий уменьшился, заметил эксперт, в январе 2009 падение составило 14,7%, а в июне — уже до 24,7%. Зато на базарах ничего не изменилось, из чего г-н Каирленов сделал вывод, что они «как показывали минимально возможные объемы, так и показывают их».

Шопинг у нас — работа


Нескоро еще казахстанская экономика перевоплотится в потребительскую, заверил нас генеральный директор ТОО «Оптовый клуб» Берик Тапишев.

- Если у американцев шопинг — это отдых, способ снять стресс, то у нас это труд, — объяснил он свою позицию. — То есть для этого нужно найти время, определиться, куда пойти и что конкретно купить.

Емкость казахстанского потребительского рынка в денежном выражении составляет всего $2,5 млрд, привел данные г-н Тапишев, при 5-миллионном населении. А в Израиле, например, при количестве 5—6 млн человек объем рынка — $15 млрд.

К тому же следует понимать, что существует несколько потребительских рынков. Если наши граждане могут отказать себе в услугах, то реже отказывают в привычных продуктах, подметил собеседник.

- Поэтому паниковать из-за того, что вроде бы рухнут все потребительские рынки, неправильно, — заверил он. — А учитывая, что они у нас как цивилизованные пока не сложились, то вряд ли смогут родить очередную кризисную волну.

Данные Zertteu Group по товарообороту Берик Тапишев поставил под сомнение, сославшись на то, что, скорее всего, они взяты у крупных легальных производителей.

- Однако доля продаж на рынках не учитывается, то есть товарооборот на них идет, но в статистку не попадает, — сказал глава «Оптового клуба». — А между тем 90% продаж товаров происходит на рынках и в магазинах, где нет официальных кассовых аппаратов. И только 10% рынка приходится на организованные центры торговли.

«Страна экспортеров»

По мнению члена совета Форума предпринимателей Евгения Бессонова, размышления о Казахстане как о стране с потребительской экономикой — «полная глупость». К понятию «казахстанская экономика» до сих пор лучше всего подходит прилагательное «нефтегазовая», считает эксперт.

- Наша страна — страна экспортеров металлов, нефти и зерна и импортеров-контрабандистов, завозящих к нам продовольственные и непродовольственные товары, — посетовал он. — И вот 30% народа завозят товары в страну, а 70% не имеют денег, чтобы их купить.

А потребительского сектора, точнее, предприятий потребительского сектора, у нас нет, заверил г-н Бессонов, а все потому, что у народа просто нет доходов.

Угроза внутри и извне

Если смотреть с точки зрения занятости, то большая часть казахстанцев действительно работает в сферах, связанных с потребительскими рынками, прокомментировал нам руководитель Группы проведения макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

- Но нужно смотреть с точки зрения притока денег в экономику. В этом случае ее сырьевая направленность налицо, — сказал экономист и признал, что на потребительских рынках действительно сложилось тяжелое положение.

Третья волна кризиса, по его мнению, будет спровоцирована в большей степени внешними факторами: ценами нефти, металлов и зерна на мировых рынках. Но внутренние причины — уровень безработицы, розничный товарооборот и т.д. — тоже немаловажны, подвел итог г-н Худайбергенов.

Есть кризис управления экономикой


В выводах Zertteu Group есть рациональное зерно, считает президент Института развития Казахстана Магбат Спанов, ведь от продажи сырья мы получаем средства, которые потом тратим на своих же потребительских рынках.

- Но мне интересно, откуда взялась теория якобы надвигающейся очередной, третьей волны экономического кризиса? — недоумевал эксперт. — Сначала наше правительство обещало, что ее не будет, теперь уже не отрицает этого. Я считаю, это просто способ обезопасить себя от обвинений в неумении управлять экономикой.

А ведь мы в Казахстане имеем дело как раз таки с кризисом управления экономикой, подчеркнул г-н Спанов.

- Немудрено влить в нее $20 млрд, другой вопрос — как сделать, чтобы они «заработали», — сказал он. — Соответственно, неправильно ждать кризиса из какой-то отрасли, когда его причины находятся глубже.

0 коммент.:

Отправить комментарий