17.09.2009

«Назначили» виновным?


Автор: Виктория ЯКОВЛЕВА

Вчера свой последний спич в процессе экологов произнесли адвокаты четвертого фигуранта дела Адильбека Жайлганова – Гульжан Омарова и Надежда Пархоменко. Они так же, как и предыдущие защитники, возмутились прокурорским искажением фактов, надуманностью обвинения и множеством странных недоговоренностей в обвинительной речи.
More...
Начала г-жа Омарова с того, что обратила внимание судьи Ерлана Тасырова на сотрудника финпола, который с самого начала слушаний присутствует на заседаниях, словно выполняет служебные обязанности. К слову, супруга одного из подсудимых, экс-вице-министра Альжана Бралиева, Амина, несколько раз говорила о том же, но судья отвечал: процесс открыт для всех.

- Для чего, спрашивается, он здесь находится? Смею предположить: наверное, в будущем он желает стать прокурором или адвокатом, поэтому решил на примере данного дела постигать азы, познать, что такое состязательность сторон? — с иронией отметила Гульжан Омарова, вызвав смех в зале; правда, финполицейский, о котором шла речь, сохранял невозмутимость, копаясь в мобильном телефоне. — Действительно, процесс гласный, но не объясняется ли присутствие сотрудника полиции тем, чтобы как-то воздействовать на некоторых свидетелей так называемого «списка обвинения»?..

Доказательств так и нет

Заговорив о несостоятельности обвинения, адвокат процитировала знаменитое выражение Дзержинского: «Отсутствие вашей судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка», заставив ухмыльнуться одного из прокуроров, Бахтияра Ерназарова.

- Так как фактических данных о совершении преступных действий со стороны нашего подзащитного Жайлганова не установлено, орган обвинения вынужден на протяжении всего следствия неоднократно использовать понятия «при неустановленных обстоятельствах», «с неустановленными лицами», тем самым подтверждая нашу позицию об отсутствии у обвинения каких бы то ни было доказательств, — практически продублировала реплики своих коллег по делу Гульжан Омарова. — Мнение защиты находило свое подтверждение с каждым днем судебного следствия.

Адвокат напомнила: имеется постановление о привлечении в качестве обвиняемой Татьяны Савицкой (директора департамента административно-финансового обеспечения (ДАФО) МООС, которая продолжает скрываться за границей — авт.), датированное 2 марта нынешнего года. Вот некоторые выдержки из этого документа:

«В феврале 2007 года директор ДАФО Савицкая разработала план хищения бюджетных средств путем их растраты в пользу ТОО «Меркурий плюс», к исполнению которого в марте 2007 года она привлекла директора ТОО «Меркурий плюс» Лайса В.О. Последний, непосредственно принимая участие в совершении совместно с должностным лицом МООС Савицкой растраты государственного имущества, производит работы на РЛС «Дарьял-У» в Балхаш-9 по упаковке конденсаторов, содержащих ПХД, в нарушение технического задания, без изготовления индивидуальных контейнеров и деревянных ящиков, готовит акты выполненных работ о якобы соответствии выполняемых работ требованиям техзаданий; денежные средства, полученные в качестве оплаты за реализацию проекта, обналичивает через лжепредприятия».

Такое же обвинение в тот же день было предъявлено Виктору Лайсу. Оба обвинения — заочные и до сих пор никем не отменены.

- В данных постановлениях никто из наших подзащитных, в том числе Жайлганов, не указываются как соучастники преступления, — уточнила г-жа Омарова. — Далее, 26 февраля 2009 года в порядке ст.132 УПК РК задерживается вице-министр МООС Бралиев, 5 марта ему предъявляется обвинение, в котором также отсутствует какое-либо упоминание о Жайлганове. 4 марта выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого Сарсембаева, где также Жайлганов не упоминается.

А уже 30 марта Адильбека Жайлганова, пришедшего в финпол для проведения следственных действий в качестве свидетеля, задержал руководитель следственно-оперативной группы Татубаев. Основанием задержания послужило то, что «очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указали на данное лицо как на совершившее преступление». Мотивом задержания было то, что «он может воспрепятствовать объективному расследованию и разбирательству дела в суде».

- Волей-неволей напрашивается вопрос: кто назначил Жайлганова виновным? Или это заказ?! — обратилась к судье Гульжан Омарова.

Спросить надо с... Меклера

Далее адвокат сказала о том, что судом для приобщения к материалам дела принят номер газеты «Мегаполис» от 7 сентября 2009 года с публикацией интервью и фото Бориса Меклера, «того самого, кто незримо присутствует в рассматриваемом уголовном деле». В материалах дела, по словам Омаровой, имеются неоднократные ссылки на него, документы с германской стороны, договора с ТОО «Меркурий плюс» и т.д.

- Думаем, что его интервью все поставило на свои места. Всегда подразумевалось, что хозяином ТОО «Меркурий плюс» является Меклер, что именно он, а не безденежный Афанасьев (директор фирмы до назначения Лайса — авт.), мог в 2003 году за 110 млн тенге купить РЛС «Дарьял-У», — объяснила адвокат. — Меклер подтверждает, что это действительно его фирма, что он в нее вложил огромные деньги — 1 млн 300 тысяч долларов, понес колоссальные затраты на уничтожение конденсаторов в Германии, что он просто так бы не приобретал данный объект, если бы он ему не принес прибыль.

На основе анализа документов адвокат сделала однозначный вывод: данный проект с выделением бюджетных денег именно в собственную фирму был задуман Меклером единолично еще в 2004 году, о чем свидетельствуют показания директора карагандинского экомузея Калмыкова. Меклер, по мнению Омаровой, имел для этого все возможности: сохранил связи после выезда в Германию (депутаты от Карагандинской области, эколог Калмыков, эксперт ПРООН Бейбитова); знал, что во всем мире стойкие органические загрязнители должны уничтожаться и для этого должны выделяться средства из госказны.

Для разработки ТЭО были привлечены карагандинские проектировщики. Когда ТЭО прошло согласования и экспертизу, Корчевскому (президенту Казахстанской палаты экологических аудиторов, который подозрительно долго лечит гипертонию за границей и в суде ни разу не появился - авт.) из Германии были направлены все необходимые документы о том, что ТОО «Меркурий плюс» имеет с германским заводом-уничтожителем соглашение на утилизацию конденсаторов, чтобы Корчевский дал для МООС заключение, необходимое для проведения госзакупок.

В своей речи Гульжан Омарова представила схему преступления — шаг за шагом, — как она ее видит, подкрепив выводы имеющимися в деле доказательствами. В конце февраля 2007 года близкая знакомая Меклера Савицкая подписывает договор между МООС и ТОО «Меркурий плюс» на сумму 385 млн тенге. Первого марта 2007 года по указанию Меклера директором назначается его близкий родственник Лайс, а с 14 марта на счет ТОО поступают первые 115 млн тенге, позже — оставшиеся деньги и еще почти 800 млн тенге — в 2008 году. Судьба этих денег, за исключением сумм, вложенных в реконструкцию зданий на территории ТОО «Меркурий плюс» и на первичные затраты, неизвестна.

- Понятна ярость Меклера и неимоверно сильное желание уничтожить Жайлганова, — сказала адвокат. — Меклер неоднократно угрожает ему через СМИ и дает понять, что приложит максимум усилий, чтобы Жайлганов был наказан. Уж не этим ли объясняется заключение гособвинителя, что Жайлганова надо приговорить к лишению свободы сроком на 9 лет? У нас не всегда даже за убийство просят таких наказаний! И это при том, что прокурор ни единым словом не счел нужным мотивировать, почему Жайлганову назначается такой срок наказания...

Г-жа Омарова обратила внимание суда, что изначально в постановлении о продлении срока следствия следователь Сисенгалиев указывал, что собственником ТОО «Меркурий плюс» является Борис Меклер. Но в конце февраля — начале марта 2009 года акценты в данном деле сместились в сторону Жайлганова и других подсудимых.

О смещенных акцентах с начала процесса говорилось десятки раз, но эти замечания адвокатов, увы, так и остались лишь замечаниями. Сегодня, как ожидается, последний день слушаний: гособвинители имеют право на реплику в ответ на эмоциональные выступления восьми адвокатов и трех общественных защитников и, наконец, скажут свое последнее слово высокопоставленные чиновники из Минэкологии.

0 коммент.:

Отправить комментарий