24.09.2009
По земле не едет и по небу не летит
Автор: Александр УСТИНОВ
В течение последней недели Министерство транспорта и коммуникаций страны будто бы замаливало грехи. Сначала перед Евросоюзом, презентуя в парламенте совершенно новый проект закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», призванный открыть небо над Европой для большинства казахстанских авиакомпаний.
More...
Потом перед согражданами, искренне удивляясь тому, в каком состоянии пребывает ныне сфера пассажирских автоперевозок, и, наконец, перед журналистами.
Два с лишним месяца назад казахстанские авиаторы встали в один ряд с коллегами из беднейших стран Африки. Это произошло, когда подавляющему большинству авиакомпаний нашей страны, так же, как и многим африканским перевозчикам, запретили летать в Европу.
От залёта до залёта
Очередной «залёт» отечественной гражданской авиации вынудил Минтранском «сломя голову» писать новое авиационное законодательство и в срочном порядке вносить документ в парламент страны. На минувшей неделе проект закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» был представлен депутатам Мажилиса.
- С учетом разработки новых стандартов ИКАО по регулированию деятельности гражданской авиации и перехода на европейские авиационные требования из 120 статей действующих законов требуют изменения или полного пересмотра более 90 статей, — едва ли не с порога заявил парламентариям вице-министр транспорта и коммуникаций Еркын Дюсембаев.
Случаи, когда казахстанские авиакомпании попадали в черные списки Евросоюза, уже бывали, но тогда европейских экспертов не устраивал уровень шума, который издают самолеты из Казахстана, не нравился внешний вид казахстанских авиалайнеров, их техническое оснащение и другие недостатки. На этот раз к весьма стандартному набору технических претензий добавились еще и претензии идеологические: авиационные власти Старого света теперь недовольны и казахстанскими законами, регулирующими деятельность авиации.
- Вследствие замечаний ИКАО, которые были проведены в апреле текущего года, по которым ИКАО выявила ряд существенных замечаний, — витиевато пояснил журналистам после презентации законопроекта в Мажилисе председатель комитета гражданской авиации Радильбек Адимолда. — Это, прежде всего, несовершенство законодательного поля, которое мы хотим ликвидировать новым законом о гражданской авиации. Который будет соответствовать международным требованиям и параметрам ИКАО.
Пока же в Казахстане остается всего две авиакомпании, которые все еще не против видеть в небе над Европой — это абсолютный монополист рынка авиаперевозок «Эйр Астана» и компания, услугами которой пользуются лишь чиновники самого высокого ранга. И этим двоим, похоже, никакие залёты не страшны.
О бесплатном чае и VIP-привилегиях
Депутатам новый проект закона откровенно не понравился, о чем народные избранники, не церемонясь, заявили разработчикам документа. Больше других недовольным остался мажилисмен Алтай Тлеубердин, которого на пленарных заседаниях Мажилиса слышно нечасто, зато его часто замечают в аэропортах.
- Мне самому приходилось бывать во многих аэропортах Казахстана, — откровенно признался депутат Тлеубердин, — и такого чувства удовлетворения не испытываешь, когда сам наблюдаешь, как аэропорты оказывают услуги.
По словам неудовлетворенного парламентария, статьи нового авиационного законодательства «куцые», а формулировки их слишком общие. В целом же проект закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» господин Тлеубердин обозвал «недоработанным». Поначалу казалось, что депутат пытается бороться за социальную справедливость:
- Во-первых, узаконено наличие VIP-залов. В прогрессивном мире такого нет, правильно? Это у нас осталось от Советского Союза — депутатский зал, — как бы искренне возмущался господин Тлеубердин. Но в процессе своего монолога депутат, похоже, окончательно забылся и стал сравнивать отечественные VIP-услуги с теми самыми, о которых, по его же словам, все прогрессивное человечество давно позабыло:
- В аэропортах международного значения, если человек приобрел билет бизнес-класса, он имеет право на качественное сервисное обслуживание, его кормят и поят без дополнительной оплаты. У нас, — жаловался мажилисмен, — взимают плату непонятно за что, за то, что проходишь через VIP-зал. Если выпьешь там кофе-чай, с тебя еще возьмут плату.
Депутатов заданное коллегой Тлеубердиным направление разговора о собственных привилегиях явно воодушевило на всё новые и новые предложения, которые, по их мнению, непременно нужно внести в новое авиационное законодательство. Кто-то из особо скромных мажилисменов предложил еще тщательнее поделить пассажиров — кроме VIP-залов, которые, видимо, нужно оставить исключительно для депутатов, предложили открыть еще и отдельные залы для бизнесменов. Это, скорее всего, чтобы представители бизнес-сообщества не мешали депутатам ожидать объявление о посадке.
Депутаты еще долго жаловались на самые разные разочарования в качестве работы отечественных аэропортов и авиакомпаний. Ругали «Эйр Астану» за то, что никаких депутатских зарплат не хватает на бесконечные перелеты — в основном, из Алматы в Астану. Одним словом, открыто демонстрировали свой огромный опыт в деле авиаперелетов. Однако почему-то на фоне всех этих разговоров мало кто из народных избранников интересовался хоть какой-нибудь перспективой снятия позорного запрета Евросоюза на доступ казахстанских авиалайнеров в воздушное пространство стран Евросоюза. Видимо, за границу наши парламентарии предпочитают летать исключительно иностранными авиалиниями, а потому до защиты отечественного перевозчика за рубежом им и дела особого нет.
С небес на землю
Представьте себе парламентария, едущего из Астаны в отпуск на старом междугородном автобусе. Если как следует пофантазировать, то представить такое, конечно, можно, но, увы, увидеть воочию нельзя. Навряд ли хоть один депутат в последние годы добровольно находил в себе силы, чтобы отважиться на такое испытание — летать, путь даже самолетами, попавшими в черные списки Евросоюза, не только быстрее и комфортнее, но еще и гораздо безопаснее.
В Комитете транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций решили наконец-то озаботиться и проблемой безопасности междугородного пассажирского автотранспорта и организовали рейд по самым популярным автобусным маршрутам. Интересовались практически всеми нарушениями, которые допускают водители междугородного общественного автотранспорта, а все выявленные в ходе рейда безобразия снимались на камеру. В итоге получился небольшой фильм, который руководство Минтранскома показало и прокомментировало журналистам на специально организованной пресс-конференции.
Бывавший хоть раз в междугородном рейсе человек ничуть не удивится тому, что проходы в автобусах дальнего следования, как правило, заставлены коробками с «левым» грузом, если же такового нет, то прямо на полу сидят попутчики, которых водители по доброте душевной подвозят куда надо за полцены. Мало кого удивишь лысыми, как колено, колесными покрышками, разбитыми стеклами, не спавшими сутками водителями и дышащими на ладан автобусами. Народ к этому давно привык.
Однако руководство Министерства транспорта и коммуникаций до сих пор в шоке от просмотра подготовленного для них фильма. Еще бы, ведь привыкшим не ездить, а летать, причем по «железной правительственной брони», чиновникам представить себя в роли рядовых граждан — это настоящее испытание. Своими эмоциями на этот счет руководство Минтранскома поделилось с журналистами, в очередной раз посмотрев и прокомментировав отснятые кадры:
- Вот, как вы слышите, нерегулярная перевозка автобуса осуществляется без соответствующего предрейсового медицинского осмотра водителей, техосмотра автобусов. Культура водителей автобусов очень низкая, они даже не знают, что необходимо проводить ежедневный технический осмотр, — голосом первооткрывателя комментировал происходящее на привокзальной площади Астаны начальник Управления контроля на автомобильном транспорте Комитета таможенного контроля Минтранскома Болат Смагулов.
Чиновник так возмущался фактами так называемой «стихийной отправки пассажиров», что стало понятно — он лично видит такую картину впервые. Дальше — больше, эмоциям и искреннему возмущению чиновника просто не было предела, когда он комментировал все остальные, еще более грубые нарушения правил перевозки пассажиров, которые для самих пассажиров давно стали вполне привычным делом.
...Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. По словам чиновников Министерства транспорта и коммуникаций, совсем скоро они наведут полный порядок на рынке пассажирских перевозок. Дело за малым — парламент должен приять закон «О лицензировании».
Правда, на какой стадии рассмотрения находится документ, в Минтранскоме даже не знают. По словам спикеров, дававших по этому поводу пресс-конференцию, спасительный проект закона сейчас находится не то в Сенате, не то в Мажилисе. Видимо, это для них не так уж и важно. Когда же закон все-таки примут, каждого водителя обяжут получать лицензию на перевозки пассажиров, и тогда, по замыслам инициаторов идеи, возить граждан станут более цивилизованно, нежели сейчас. Может быть, тогда хоть кто-то из парламентариев в целях экономии скромной депутатской зарплаты наконец-то отважится проехать со своими избирателями на автобусе хотя бы сотню километров. Впрочем, навряд ли. По крайней мере, по Казахстану самолеты летают и будут летать исправно, и никакой Евросоюз не лишит народных избранников соблазнов бизнес-класса.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий