24.09.2009

Кредиты накрылись облигациями


Автор: Александр ГАБРОВСКИЙ

Крупнейший российский финансовый институт, Сбербанк, снизил свою чистую прибыль в январе – августе текущего года на 92% по сравнению с прошлогодними показателями. Этому традиционно способствовали отчисления в резервы под обесценивание кредитного портфеля. В отчетный период банк стал меньше кредитовать физлиц, однако стал активнее проявлять себя на фондовом рынке.
More...
Риски, связанные с невозвратом средств со стороны населения, очевидно, выше, чем при операциях с ценными бумагами, констатировали аналитики.

За восемь месяцев 2009 года Сбербанк получил всего 7,4 млрд рублей чистой прибыли против 92,7 млрд годом ранее. Из опубликованной в среду отчетности по российским стандартам бухучета следует, что кредитное учреждение не стало хуже работать. Так, операционные доходы до создания провизий увеличились на 32,3%, а чистые процентный и операционный доходы выросли на 42,7% и 5,8% соответственно. «Традиционно на прибыль Сбербанка влияют отчисления в резервы, поэтому показатель чистой прибыли столь незначителен», — объяснила замначальника аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая. Она напомнила, что значительный рост резервирования в Сбербанке в последнее время постоянно нивелирует его прибыль — исключением не стала и последняя отчетность банка по МСФО за первые шесть месяцев 2009 года, согласно которой этот показатель упал в 11 раз.

В текущем году кредитное учреждение вообще может не получить прибыли по РСБУ, отмечал в середине мая заместитель председателя правления и финансовый директор Сбербанка Антон Карамзин. «Уровень резервов на начало года составлял 4%, до конца этого года он вырастет до 9—10%», — заявлял он. На этом фоне, спрогнозировал топ-менеджер, в текущем году банк может получить небольшую прибыль или небольшой убыток. Впрочем, в комментариях к вчерашней отчетности представители банка выражали уверенность, что реализуется все же первый вариант.

Правление банка в лице его председателя Германа Грефа считает правильной политику увеличения резервов, поскольку таким образом банки создают себе «подушку безопасности». Этот буфер необходим из-за роста просроченной задолженности по кредитам, которая к 1 сентября выросла в Сбербанке до 3,6% с 1,6% на начало года. На текущий момент провизии (достигшие 251 млрд рублей) полностью покрывают «просрочку», отметили в банке. «Показатели достаточности капитала по всем стандартам продолжают оставаться высокими, — отмечал в начале сентября г-н Карамзин. — И это при том, что мы продолжаем создавать резервы фактически по миллиарду долларов в месяц». Он также пояснил, что не видит необходимости проведения допэмиссии в ближайшее время. «Если дополнительное размещение акций все-таки произойдет, как было в случае с другим госбанком, ВТБ, значит, устойчивость банка все же не так высока, как хотят показать рынку», — сказал начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.

Из отчетности Сбербанка следует, что в январе — августе банк стал несколько активнее кредитовать юрлиц (прирост с начала года 9,2% — до 4,3 трлн рублей), а вот объем ссуд, выдаваемых «физикам», напротив, упал на 6,8% — до 1,2 трлн рублей. «Тем не менее начался процесс стабилизации портфеля розничных кредитов: в августе в шести территориальных банках Сбербанка розничный кредитный портфель увеличился, а общее снижение розничного портфеля составило незначительную величину (-0,1%)», — отмечено в комментариях к отчетности.

Любопытной тенденцией, по мнению участников рынка, стал высокий интерес Сбербанка к корпоративным ценным бумагам. В отчетный период их портфель вырос на 32,7% — до 650,4 млрд рублей, при этом доля государственных ценных бумаг и субфедеральных облигаций сократилась с 80% до 61%. Увеличение произошло за счет более высокорисковых, а значит, и более доходных бумаг, которые начал скупать Сбербанк. Среди приобретенных активов — облигации АФК «Система», «Газпрома», ЛУКОЙЛа, АИЖК, ВТБ, «ТНК-ВР Холдинга», «Вымпел-Коммуникаций», «Транснефти», «Северстали» и других российских компаний. Общий объем вложений банка в корпоративные облигации увеличился за восемь месяцев на 132 млрд рублей, в том числе за август — на 49 млрд.

«Это одна из форм финансирования национальной экономики», — объяснили в кредитном учреждении. Вместе с тем это более удобная для Сбербанка форма заработка, рассуждают участники рынка. «Риски традиционного кредитования (в том числе населения) сейчас по-прежнему достаточно велики, а покупать долговые бумаги эмитентов столь высокого уровня надежности — вполне разумное решение, ведь гарантии по многим из них носят квазисуверенный характер», — сошлись они во мнении. Однако не стоит забывать, что уменьшение выдачи кредитов населению ведет к снижению потребительского спроса, а это один из столпов восстановления экономики. Получается, что Сбербанк, одной рукой «финансируя национальную экономику», другой — аккуратно эту экономику топит.

0 коммент.:

Отправить комментарий