05.10.2009

Война в Афганистане зашла в тупик


Автор: Николай ПАХОМОВ

Для президента США Барака Обамы все трудности, с которыми Америка и международное сообщество столкнулись в Афганистане, собраны в одном запросе командира американских сил в этой стране Стэнли МакКристелла, настаивающего на получении подкрепления в 40 тысяч бойцов.
More...
Ситуация для Обамы непростая, а решение нужно принимать быстро.

Тридцатого сентября опытный американский дипломат Питер Гэлбрайт, до этого дня исполнявший обязанности заместителя руководителя миссии ООН, остался без работы — слишком уж он возражал против точки зрения своего шефа норвежца Кая Эйде, считающего, что не стоит сомневаться в легитимности переизбрания президента Афганистана Хамида Карзая, несмотря на все объективные сомнения в демократичности и справедливости выборов. Карьерная неудача Гэлбрайта — лишь эпизод серьезной проблемы, решение которой в этот же день, тридцатого сентября, на специальном совещании в Белом доме обдумывал президент Обама.

Ни в мире, ни в Соединенных Штатах нет согласия по поводу того, как дальше быть с Афганистаном. В целом эксперты и правозащитники считают, что сейчас из Афганистана уходить нельзя хотя бы из-за того, что это придаст сил экстремистам, которые, вдохновленные успехом, смогут добиться власти и в Пакистане, обладающем ядерным оружием.

Граждане же государств, воюющих в Афганистане (США — не исключение), от далекой и тяжелой войны устали. Они требуют от политиков вернуть войска домой, которые эти требования не могут не учитывать, если, конечно, желают переизбраться.

Для Барака Обамы ситуация выглядит и вовсе в самом неблагоприятном виде. Когда-то безусловно поддерживающие его либералы не могут простить ему продолжающуюся войну в Ираке и теперь уже требуют уйти и из Афганистана. Более умеренные союзники-конгрессмены, следуя за настроениями избирателей, также придумывают аргументы в пользу вывода войск США из этой центральноазиатской страны. И эти дебаты происходят на фоне острой борьбы, развернувшейся в Америке вокруг важнейшей реформы системы здравоохранения.

А ведь еще недавно война в Афганистане казалась воплощением мечтаний творцов американской внешней политики. После завершения «холодной войны» было ощущение, что, оставшись единственной сверхдержавой, США будут справедливо решать все проблемы, с которыми сталкивается человечество. Однако в реальности оказалось, что для такой «благотворительности» нужны ресурсы, которых нет даже у Америки, да и стимулы для далеких военных и гуманитарных кампаний требуются более серьезные, чем желание защитить слабых и обиженных.

В необходимости тяжелой войны в далекой стране начали сомневаться даже специалисты. Тем более что перед глазами успешный пример последних лет войны в Ираке, где генералу Пэтрэусу удалось приостановить начинавшуюся гражданскую войну и добиться снижения насилия. Теперь озабоченные переизбранием американские политики предлагают прибегнуть к иракскому опыту и сделать главными борцами с талибами афганские армию и полицию, а то и вовсе, опять-таки по иракскому примеру, нанять часть талибов для борьбы с их нынешними соратниками.

Можно долго перечислять причины, по которым афганская ситуация отличается от иракской, но главная трудность в том, что не очень понятно на кого делать ставку — даже президент Афганистана Хамид Карзай стал за последние годы фигурой противоречивой. И прошедшие выборы этой противоречивости только добавили.

Да и в целом все меньше ясности с тем, что можно считать победой коалиции в Афганистане. Невозможность демократии очевидна сегодня для всех — афганское общество к ней не готово. Установление прозападного режима также затруднительно — в стране нет таких сил, даже Хамид Карзай для поддержания своей власти иногда критикует интервентов, не говоря уже про слабость его позиций и якобы имеющиеся связи с крупнейшими наркобаронами.

Похоже, единственный приемлемый исход для американцев и международного сообщества — добиться военной победы над талибами, «Аль-Каидой» и наркобаронами и установить стабильный (пока лучше Карзая вариантов не видно) режим, способный контролировать всю территорию страны.

Решение этой задачи — дело очень длительное и сложное. Успех возможен только при самом активном участии американцев — у других держав к тому еще меньше сил и желания, мировое же сообщество действовать оперативно в качестве единого целого просто не способно. Но сумеет ли признать это, рискуя своим политическим будущим, Барак Обама? Если он примет решение направить дополнительный воинский контингент, это будет означать не просто продолжение войны в Афганистане — он пойдет наперекор требованиям своих американских политических союзников, настаивающих на пересмотре афганской стратегии. Простят ли они ему подобное — большой вопрос.

0 коммент.:

Отправить комментарий