Намерение Нурсултана Назарбаева участвовать в президентских выборах 2012 года, правда, озвученное не самим главой государства и лидером НДП «Нур Отан», а всего лишь его политическим советником, получило «обильную прессу».
Провластные СМИ поторопились заявить, что теперь возможные конкуренты елбасы могут отдыхать и нервно курить в сторонке.
Между тем с объявленным решением не все так ясно и понятно, как кажется на первый взгляд. Многие обратили внимание на то, что в качестве рупора был использован Ермухамет Ертысбаев, хотя и записной полемист, и штатный «соловей» «Ак орды», но фигура в политическом плане малоценная, которую всегда можно сдать или задвинуть до лучших времен. Поэтому есть смысл более внимательно проанализировать и само решение, и особенно время, когда оно было озвучено.
Спекуляций не избежать
Предлагаем рассмотреть заявление главы государства и лидера правящей партии в трех измерениях — аспектах.
В-первых , в тактическом. Заявление должно поставить крест на спекуляциях о возможном его уходе на «запасную» позицию, остудить «горячие головы» из ближайшего окружения елбасы, которые уже стали примерять на себя тогу преемника, убедить нашу и чужую общественность во внутриполитической стабильности и несменяемости политического курса.
Во-вторых , в среднесрочном. Своим заявлением Назарбаев дал старт электоральному циклу 2011—2012 года, который, скорее всего, будет состоять из досрочных парламентских выборов в 2011 году и президентской «гонки» 2012 года.
В-третьих , в стратегическом. Назарбаев через своего советника недвусмысленно заявил, что «Нур Отану» нужно готовиться быть правящей партией следующие полвека — заявление слишком громкое и слишком внутренне противоречивое, чтобы реализоваться.
Теперь оценим решение с точки зрения его эффективности, целесообразности и необходимости и соотнесем с реальной внутриполитической обстановкой в стране и ее динамикой. Прекратятся ли спекуляции о возможном уходе Нурсултана Назарбаева или отступлении на позицию «лидера нации»? Ни в коем случае.
Во-первых , потому что Нуреке — 70 лет, и хотя в провластной прессе теперь часто поминаются политические долгожители, руководившие государствами в этом возрасте и старше, не стоит забывать о Туркменбаши, который правил Туркменистаном как ему заблагорассудится и вдруг неожиданно умер.
Во-вторых , потому что сам Нурсултан Абишевич спровоцировал и подогревает подобные спекуляции тем, что принял звание т.н. лидера нации, а вместе с ним — дополнительные полномочия и привилегии, и тем самым намекнул, что может уйти.
Остудит ли решение Назарбаева баллотироваться на президентских выборах 2012 года «горячие головы» из его окружения? Тоже вряд ли. Хотя бы потому, что эти «горячие головы» никогда не будут открыто претендовать на верховную власть — история Рахата Алиева многому их научила, а вот помочь Нуреке поскользнуться, споткнуться — это они с большим удовольствием.
И тем более не удалось Нурсултану Абишевичу и Ермухамету Кабидиновичу убедить казахстанскую и международную общественность в том, что в «Багдаде все спокойно». Активность — и политическая и социальная — в Казахстане усиливается и расширяется, и ничего с этим поделать власти не могут.
У страха глаза велики
Прямым доказательством слабости политического режима первого президента стала история с собранием по инициированию референдума об отмене законов «о лидере нации» и досрочном прекращении президентских полномочий Назарбаева.
Сначала власти никак не реагировали на инициативу блока «Народовластие», которая была озвучена еще в начале лета. Генеральная прокуратура, в которую обратилось руководство находящейся в процессе государственной регистрации Народной партии «Алга» и Компартии Казахстана, на прямой вопрос — насколько легитимна такая инициатива и не нарушает ли она закон — ответа не дала, отделавшись отписками.
Сейчас же исполнительная власть в регионах в лице акимов всех уровней делает все возможное или невозможное, чтобы сорвать республиканское собрание, лишить его кворума. Независимая пресса переполнена фактами незаконного и подлого давления на активистов оппозиционных партий и движений с целью заставить их отказаться от поездки в Алматы и воспрепятствовать их проезду.
Подобная позиция, при которой «Ак орда» одновременно боится открыто запретить проведение собрания инициативной группы и в то же время, действуя исподтишка, пытается сорвать его, — явная демонстрация политической слабости Назарбаева и его администрации. Ведь на самом деле, если первого президент поддерживает 90%, чего ему бояться?!
Ну соберется 600—700 человек в Алматы, ну проведут они собрание. Даже в этом случае им предстоит собрать подписи не менее 200 тысяч казахстанцев, что само по себе почти неподъемная задача. Но и после этого проблемы не закончатся — за сбором подписей последует процедура проверки подписных листов в Министерстве юстиции, где инициативу легко остановить и «заморозить» на неопределенный срок.
Однако, несмотря на все эти очевидные соображения, реакция оказалась на удивление болезненной, с одной стороны, и трусливой — с другой. Более того, Назарбаев не только не принял открытый вызов оппозиции, но и не решился использовать его как удобный повод доказать — казахстанцы его поддерживают не на словах, а на деле.
Ведь не представляло труда, используя инициативу «Народовластия», назначить и провести общенародный референдум, на который, помимо вопросов об отмене законов о лидере нации и досрочном прекращении его полномочий, вынести вопросы: «доверяете ли вы Нурсултану Назарбаеву» и «поддерживаете ли присвоение ему звания лидера нации»?
И тогда, если главу государства и лидера «Нур Отана» действительно поддерживает большинство избирателей, референдум, инициированный оппозицией, мог быть легко превращен в мощный аргумент, под которым рассыплется вся внутренняя и внешняя критика авторитарной практики Нуреке и его администрации.
На все это Назарбаев не решился, что свидетельствует о том, что он осознает свою политическую слабость и отсутствие общенародной поддержки.
Кто на новенького?
О слабости Назарбаева говорит и то, что он так рано объявил о своем президентском спурте. Ведь по логике мог спокойно промолчать, никто его за язык не тянул.
Более того, если сопоставить разговор Назарбаева и Ертысбаева и предыдущие поездки главы государства по регионам, в ходе которых он сделал ряд громких заявлений, то приходится сделать вывод — «ноль первый» начал свою избирательную кампанию и тем самым поставил в невыгодное положение своих будущих конкурентов.
Ведь что самое опасное в Казахстане для независимого политика? Это выйти на открытое и прямое столкновение с Назарбаевым и тем более продемонстрировать свою готовность бороться с ним за верховную власть. Достаточно назвать четырех людей, которые на это осмелились: Акежан Кажегельдин, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев и Рахат Алиев.
На сегодняшний день двоих из списка нет в живых, причем погибли они при очень странных обстоятельствах, а двое — в изгнании за рубежом, причем оба признаны казахстанскими судами преступниками, совершившими особо тяжкие преступления. И есть уверенность, что любой, кто сегодня осмелится бросить вызов Назарбаеву, даже если он не представляет реальной угрозы для елбасы, попадет под удар всей государственной машины и будет вынужден или принять правила игры, или пасть на подступах к избирательной кампании.
Так что досрочный старт первого президента — это также открытое проявление слабости Нурсултана Абишевича, его неготовности и страха вступать в честное и прозрачное противоборство с кем бы то ни было.
В политической ловушке
Что касается рекомендации елбасы «Нур Отану» править Казахстаном следующие полвека, то она свидетельствует о том, что Назарбаев и его режим попали в политическую ловушку, из которой нет выхода.
С одной стороны, по уверению официальной пропаганды, Назарбаеву нет альтернативы, потому что нет человека, который мог бы его заменить. Но тогда возникает вопрос, а кто заменит Назарбаева, когда придет его срок? Ведь если Нурсултан Абишевич это наше все — и знамя, и идея, и мозг, и энергия, то без него Казахстан и казахстанский народ должны пропасть.
В Советском Союзе эта логическая ловушка была разрешена за счет обожествления Ленина и превращения КПСС в некий орден меченосцев. Процесс обожествления Назарбаева, в принципе, идет, но плохо, поскольку сильно изменился мир: нет железного барьера между Казахстаном и зарубежьем, экономика не настолько контролируема режимом, чтобы можно было заблокировать и уничтожить политическую оппозицию, плюс появились Интернет, радио и спутниковое телевидение, стало невозможно ограничить въезд и выезд из страны.
Что же касается превращения «Нур Отана» в некое подобие КПСС, то оно уже произошло. Проблема только в том, что «правящая» партия соответствует КПСС периода застоя и началаразвала-распада . И уже понятно, что «Нур Отан» если и переживет Назарбаева, то ненадолго.
Чтобы НДП «Нур Отан» стала действительно правящей, она должна забрать много функций и полномочий от госаппарата, а для этого Назарбаев должен отдать их как президент и тут же подхватить как лидер «Нур Отана». Но правящая партия далека от того состояния, когда ей можно все это доверить.
К тому же опыт авторитарных и тоталитарных режимов показывает, что любая структура, в которой есть механизм выборности, опасна для лидера. Именно по этой причине Сталин проводил массовые репрессии, уничтожил внутрипартийную демократию и сделал много такого, но в итоге именно партийные лидеры сначала помогли Хрущеву прийти к власти, потом отобрали ее у него и передали Брежневу.
В государственном аппарате такое невозможно в принципе, и это причина, по которой слабый правитель, а Назарбаев всего лишь эпигон своих учителей в лице Сталина, Хрущева, Брежнева, никогда не рискнет делать политическую партию действительно сильной. Поэтому «Нур Отан» навсегда обречен быть этаким аморфным образованием, которым пугают госаппарат.
В итоге так называемый лидер нации не может ни отдать власть, ни поделиться ею, потому что логика авторитарного режима немедленно заставит его преемника начать перетягивать на себя полномочия, перелагая на своего предшественника всю ответственность.
Подводим итоги вышесказанному. Намерение Нурсултана Абишевича участвовать в президентских выборах 2012 года — это проявление слабости, а не силы, а также демонстрация глубины и безвыходности политической ямы, на дне которой оказался лидер нации. И то, что он ищет себе преимущества в более раннем старте, все это подтверждает.
Источник: Газета "Голос Республики" №32 (163) от 24 сентября 2010 года
Спекуляций не избежать
Предлагаем рассмотреть заявление главы государства и лидера правящей партии в трех измерениях — аспектах.
Теперь оценим решение с точки зрения его эффективности, целесообразности и необходимости и соотнесем с реальной внутриполитической обстановкой в стране и ее динамикой. Прекратятся ли спекуляции о возможном уходе Нурсултана Назарбаева или отступлении на позицию «лидера нации»? Ни в коем случае.
Остудит ли решение Назарбаева баллотироваться на президентских выборах 2012 года «горячие головы» из его окружения? Тоже вряд ли. Хотя бы потому, что эти «горячие головы» никогда не будут открыто претендовать на верховную власть — история Рахата Алиева многому их научила, а вот помочь Нуреке поскользнуться, споткнуться — это они с большим удовольствием.
И тем более не удалось Нурсултану Абишевичу и Ермухамету Кабидиновичу убедить казахстанскую и международную общественность в том, что в «Багдаде все спокойно». Активность — и политическая и социальная — в Казахстане усиливается и расширяется, и ничего с этим поделать власти не могут.
У страха глаза велики
Прямым доказательством слабости политического режима первого президента стала история с собранием по инициированию референдума об отмене законов «о лидере нации» и досрочном прекращении президентских полномочий Назарбаева.
Сначала власти никак не реагировали на инициативу блока «Народовластие», которая была озвучена еще в начале лета. Генеральная прокуратура, в которую обратилось руководство находящейся в процессе государственной регистрации Народной партии «Алга» и Компартии Казахстана, на прямой вопрос — насколько легитимна такая инициатива и не нарушает ли она закон — ответа не дала, отделавшись отписками.
Сейчас же исполнительная власть в регионах в лице акимов всех уровней делает все возможное или невозможное, чтобы сорвать республиканское собрание, лишить его кворума. Независимая пресса переполнена фактами незаконного и подлого давления на активистов оппозиционных партий и движений с целью заставить их отказаться от поездки в Алматы и воспрепятствовать их проезду.
Подобная позиция, при которой «Ак орда» одновременно боится открыто запретить проведение собрания инициативной группы и в то же время, действуя исподтишка, пытается сорвать его, — явная демонстрация политической слабости Назарбаева и его администрации. Ведь на самом деле, если первого президент поддерживает 90%, чего ему бояться?!
Ну соберется 600—700 человек в Алматы, ну проведут они собрание. Даже в этом случае им предстоит собрать подписи не менее 200 тысяч казахстанцев, что само по себе почти неподъемная задача. Но и после этого проблемы не закончатся — за сбором подписей последует процедура проверки подписных листов в Министерстве юстиции, где инициативу легко остановить и «заморозить» на неопределенный срок.
Однако, несмотря на все эти очевидные соображения, реакция оказалась на удивление болезненной, с одной стороны, и трусливой — с другой. Более того, Назарбаев не только не принял открытый вызов оппозиции, но и не решился использовать его как удобный повод доказать — казахстанцы его поддерживают не на словах, а на деле.
Ведь не представляло труда, используя инициативу «Народовластия», назначить и провести общенародный референдум, на который, помимо вопросов об отмене законов о лидере нации и досрочном прекращении его полномочий, вынести вопросы: «доверяете ли вы Нурсултану Назарбаеву» и «поддерживаете ли присвоение ему звания лидера нации»?
И тогда, если главу государства и лидера «Нур Отана» действительно поддерживает большинство избирателей, референдум, инициированный оппозицией, мог быть легко превращен в мощный аргумент, под которым рассыплется вся внутренняя и внешняя критика авторитарной практики Нуреке и его администрации.
На все это Назарбаев не решился, что свидетельствует о том, что он осознает свою политическую слабость и отсутствие общенародной поддержки.
Кто на новенького?
О слабости Назарбаева говорит и то, что он так рано объявил о своем президентском спурте. Ведь по логике мог спокойно промолчать, никто его за язык не тянул.
Более того, если сопоставить разговор Назарбаева и Ертысбаева и предыдущие поездки главы государства по регионам, в ходе которых он сделал ряд громких заявлений, то приходится сделать вывод — «ноль первый» начал свою избирательную кампанию и тем самым поставил в невыгодное положение своих будущих конкурентов.
Ведь что самое опасное в Казахстане для независимого политика? Это выйти на открытое и прямое столкновение с Назарбаевым и тем более продемонстрировать свою готовность бороться с ним за верховную власть. Достаточно назвать четырех людей, которые на это осмелились: Акежан Кажегельдин, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев и Рахат Алиев.
На сегодняшний день двоих из списка нет в живых, причем погибли они при очень странных обстоятельствах, а двое — в изгнании за рубежом, причем оба признаны казахстанскими судами преступниками, совершившими особо тяжкие преступления. И есть уверенность, что любой, кто сегодня осмелится бросить вызов Назарбаеву, даже если он не представляет реальной угрозы для елбасы, попадет под удар всей государственной машины и будет вынужден или принять правила игры, или пасть на подступах к избирательной кампании.
Так что досрочный старт первого президента — это также открытое проявление слабости Нурсултана Абишевича, его неготовности и страха вступать в честное и прозрачное противоборство с кем бы то ни было.
В политической ловушке
Что касается рекомендации елбасы «Нур Отану» править Казахстаном следующие полвека, то она свидетельствует о том, что Назарбаев и его режим попали в политическую ловушку, из которой нет выхода.
С одной стороны, по уверению официальной пропаганды, Назарбаеву нет альтернативы, потому что нет человека, который мог бы его заменить. Но тогда возникает вопрос, а кто заменит Назарбаева, когда придет его срок? Ведь если Нурсултан Абишевич это наше все — и знамя, и идея, и мозг, и энергия, то без него Казахстан и казахстанский народ должны пропасть.
В Советском Союзе эта логическая ловушка была разрешена за счет обожествления Ленина и превращения КПСС в некий орден меченосцев. Процесс обожествления Назарбаева, в принципе, идет, но плохо, поскольку сильно изменился мир: нет железного барьера между Казахстаном и зарубежьем, экономика не настолько контролируема режимом, чтобы можно было заблокировать и уничтожить политическую оппозицию, плюс появились Интернет, радио и спутниковое телевидение, стало невозможно ограничить въезд и выезд из страны.
Что же касается превращения «Нур Отана» в некое подобие КПСС, то оно уже произошло. Проблема только в том, что «правящая» партия соответствует КПСС периода застоя и начала
Чтобы НДП «Нур Отан» стала действительно правящей, она должна забрать много функций и полномочий от госаппарата, а для этого Назарбаев должен отдать их как президент и тут же подхватить как лидер «Нур Отана». Но правящая партия далека от того состояния, когда ей можно все это доверить.
К тому же опыт авторитарных и тоталитарных режимов показывает, что любая структура, в которой есть механизм выборности, опасна для лидера. Именно по этой причине Сталин проводил массовые репрессии, уничтожил внутрипартийную демократию и сделал много такого, но в итоге именно партийные лидеры сначала помогли Хрущеву прийти к власти, потом отобрали ее у него и передали Брежневу.
В государственном аппарате такое невозможно в принципе, и это причина, по которой слабый правитель, а Назарбаев всего лишь эпигон своих учителей в лице Сталина, Хрущева, Брежнева, никогда не рискнет делать политическую партию действительно сильной. Поэтому «Нур Отан» навсегда обречен быть этаким аморфным образованием, которым пугают госаппарат.
В итоге так называемый лидер нации не может ни отдать власть, ни поделиться ею, потому что логика авторитарного режима немедленно заставит его преемника начать перетягивать на себя полномочия, перелагая на своего предшественника всю ответственность.
Подводим итоги вышесказанному. Намерение Нурсултана Абишевича участвовать в президентских выборах 2012 года — это проявление слабости, а не силы, а также демонстрация глубины и безвыходности политической ямы, на дне которой оказался лидер нации. И то, что он ищет себе преимущества в более раннем старте, все это подтверждает.
Источник: Газета "Голос Республики" №32 (163) от 24 сентября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий