Судя по аномальной и к тому же с каждым днем усиливающейся активности казахстанских политических партий и социологических структур, скоро парламентские выборы.
Можно даже примерно прикинуть, когда – апрель или май будущего года. Раньше не получится, так как в начале декабря в Астане будет саммит глав государств – членов ОБСЕ, а затем новогодние праздники, которые у нас традиционно завершаются не ранее середины января.
Плюс существует законодательно установленный период для проведения предвыборной кампании, и какое-то время потребуется на объявление, что выборы в Мажилис состоятся в 2011 году, а не годом позже.
Кроме того, нельзя не учитыватьпогодно-климатических условий — зимой не только затруднена коммуникация, но и снижается активность избирателей, что может негативно отразиться на ожидаемых Администрацией президента результатах «всенародного волеизъявления», а лето — время не только посевной кампании, но и массовых отпусков.
В общем, можно предположить, что внеочередные выборы в Казахстане состоятся не ранее второй половины апреля и не позднее первой половины мая 2011 года.
Новичкам заказан путь
Судя по тому что напартийно-политическом поле не появились новые игроки, о которых в том числе писала и наша газета, Назарбаев и его «серые кардиналы» решили не рисковать и разыграть очередной тур «управляемой демократии» с прежним набором карт. Это означает, что во внеочередных парламентских выборах примут участие все восемь зарегистрированных политических партий, каждой из которых администрацией отведена своя особенная роль.
НДП «Нур Отан» будет исполнять заглавную роль правящей партии — лидера гонки. Пара других политических структур, в том числе «Адилет», будут «играть» конкурентов президентской партии, демонстрируя всему миру, что Казахстан богат не только нефтью, но и демократией.
ДПК «Ак жол» и ОСДП «Азат», если, конечно, ее перерегистрируют до выборов, будут исполнять функции демократической оппозиции.
Задача остальных квазипартий — или оттягивать на себя часть протестного электората, или противодействовать Компартии Казахстана (кстати, похоже, единственной политической силе, не управляемой тем или иным способом из Астаны).
Если учесть, что вся вертикаль исполнительной власти в стране не только сохраняется в неприкосновенности, но к тому же крепчает на глазах, зачастую до состояния маразма, можно не сомневаться, что административный ресурс будет использован на 200%. И это самая большая проблема Назарбаева и его окружения.
Судя по прошлым выборам, государственная вертикаль в лице акимов способна выполнять одновременно только одну простую команду, и лучше всего у нее получается исполнение указаний «держать и не пущать» и «фас».
Но в этот раз задача у Астаны сложнее — необходимо сделать новый парламент многопартийным. Это не только веление времени и требование ОБСЕ, усиленное положительным опытом соседнего Кыргызстана по проведению честных, справедливых и прозрачных выборов, но и то, что новый состав высшего законодательного органа страны должен решить ряд новых стратегических задач.
Каких — можно пока только догадываться, но нас сильно смутила активность депутата Сената Анатолия Башмакова на заседании Ассамблеи народа Казахстана, который предложил Нурсултану Назарбаеву закрепить в Конституции страны статус лидера нации.
Привилегий мало не бывает
Нечто подобное идее сенатора Башмакова мы уже наблюдали в прошлом году, когда вдруг начали выскакивать как чертики из коробочки провинциальные аксакалы и предлагать присвоить главе государства звание «лидер нации». Сначала над этими инициативами с мест все смеялись, нозакончились-то они печально — принятием в этом году двух конституционных законов о елбасы.
Судя по всему, на наших глазах запускается один раз уже опробованный механизм «народного волеизъявления». И публичный отказ Назарбаева поддержать инициативу Башмакова не должен никого вводить в заблуждение.
Ведь хотя первый президент и получил звание «елбасы», давшее ему ряд дополнительных полномочий, незаконных привилегий и гарантий неприкосновенности, в том числе и после ухода с президентской должности, операция по возвеличиванию и прикреплению Нуреке к вершине власти отнюдь не завершена.
Так что похоже, что инициатива отдельных аксакалов — начало новой кампании, которая должна завершитьсячем-то таким, что окончательно сделает первого президента неприкосновенным и безответственным перед народом и законом. И в этом большую роль должен сыграть будущий многопартийный парламент.
В том, что он будет таким, нет никаких сомнений. И дело даже не в том, что согласно последним поправкам в выборное законодательство в Мажилис обязательно попадет вторая партия, даже если она не сможет перепрыгнуть через барьер в 7% голосов избирателей от числа участвовавших в выборах.
Просто Назарбаеву для изменения Конституции и закрепления в ней своего исключительного положения нужен именно многопартийный парламент. Это будет одним из главных аргументов Астаны в дискуссиях в рамках ОБСЕ и двусторонних диалогов с ведущими западными демократиями.
По нашим прикидкам, которые, впрочем, не очень сильно отличаются от расчетов других экспертов и политологов, «Нур Отану», скорее всего, «отдадут» 80плюс-минус процентов голосов избирателей, остальные поделят между собой две другие политические партии. И нынешняя аномальная активность зарегистрированных политических партий как раз и объясняется тем, что шансы попасть в парламент сильно возросли. Но не потому, что демократии в Казахстане стало больше, а потому, что изменилась задача, которую должна решать власть, и, соответственно, поменялись правила игры.
Похоже, в этот раз нам предстоит увидеть второе действие вышеназванного политического спектакля. Можно предположить, что вновь избранный Мажилис в припадке осознания исторической роли, заслуг и исключительности первого президента неожиданно вспомнит об инициативе Ассамблеи народа Казахстана и сам инициирует поправки в Конституцию.
Причем мы не уверены, что они ограничатся только теми положениями, что уже предусмотрены принятыми в этом году законами о лидере нации. Когда своя рука владыка, можно все. Например, ввести положение, что на время жизни елбасы выборы главы государства отменяются и лидер нации автоматически исполняет обязанности президента страны.
Или вообще кардинально поменять Конституцию, введя положение, что второй и последующие президенты избираются парламентом и, соответственно, Казахстан становится почти парламентской республикой.
Два важных обстоятельства
Мы понимаем сомнения зарубежных экспертов, считающих, что Назарбаеву нет никакого смысла таким образом закреплять себя у власти, ведь ему якобы нет альтернативы и его поддерживают, по разным оценкам, 80—90% казахстанцев.
Но тут необходимо учесть два обстоятельства.Во-первых , социологические опросы не дают реальной картины хотя бы в силу того, что самоцензура развита не только среди журналистов. Более того, по неофициальным данным, закрытые соцопросы дают первому президенту поддержку ниже 30% от числа опрошенных казахстанцев.
Во-вторых , для того типа политической системы, которая существует у нас, недопустима даже мысль о том, что кто-то , пусть даже марионетка, может быть конкурентом лидера нации. И, соответственно, задача отменить выборы президента как таковые не тактическая, а стратегическая и мировоззренческая.
Кстати, косвенным подтверждением наших слов стало короткое информационное сообщение о заседании Конституционного совета. Последний только что рассмотрел обращениепремьер-министра , который попросил официально растолковать подпункт 2 статьи 44 Конституции Республики Казахстан в части установленного месячного срока для подписания законов президентом.
Ознакомившись с материалами конституционного производства, заслушав выступления участников заседания, Конституционный совет озвучил итоговое решение. В соответствии с ним норму подпункта 2 статьи 44 Конституции в той части, где президент «подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон», следует понимать таким образом, что она устанавливает месячный срок исключительно для подписания закона главой государства.
Поскольку механизм автоматического принятия законов без подписи уже был задействован, данное обращение Карима Масимова в Конституционный совет означает только одно — Астана проверяет уже использованную технологию и законодательно обкладывает ее. Ну а иначе какой смысл тратить время и усилия на то, что не предполагается использовать?
Если к этому добавить сообщение информагентства, что ряд парламентариев не исключают, что предложение о закреплении в Конституции статуса лидера нации может быть инициировано вновь, но уже ими, то складывается весьма печальная картинка превращения Республики Казахстан в улус Нурсултана Назарбаева. И единственное, что радует, так это то, что из него еще можно убежать.
Источник: Газета "Голос Республики" №36 (167) от 22 октября 2010 года
Кроме того, нельзя не учитывать
В общем, можно предположить, что внеочередные выборы в Казахстане состоятся не ранее второй половины апреля и не позднее первой половины мая 2011 года.
Новичкам заказан путь
Судя по тому что на
НДП «Нур Отан» будет исполнять заглавную роль правящей партии — лидера гонки. Пара других политических структур, в том числе «Адилет», будут «играть» конкурентов президентской партии, демонстрируя всему миру, что Казахстан богат не только нефтью, но и демократией.
ДПК «Ак жол» и ОСДП «Азат», если, конечно, ее перерегистрируют до выборов, будут исполнять функции демократической оппозиции.
Задача остальных квазипартий — или оттягивать на себя часть протестного электората, или противодействовать Компартии Казахстана (кстати, похоже, единственной политической силе, не управляемой тем или иным способом из Астаны).
Если учесть, что вся вертикаль исполнительной власти в стране не только сохраняется в неприкосновенности, но к тому же крепчает на глазах, зачастую до состояния маразма, можно не сомневаться, что административный ресурс будет использован на 200%. И это самая большая проблема Назарбаева и его окружения.
Судя по прошлым выборам, государственная вертикаль в лице акимов способна выполнять одновременно только одну простую команду, и лучше всего у нее получается исполнение указаний «держать и не пущать» и «фас».
Но в этот раз задача у Астаны сложнее — необходимо сделать новый парламент многопартийным. Это не только веление времени и требование ОБСЕ, усиленное положительным опытом соседнего Кыргызстана по проведению честных, справедливых и прозрачных выборов, но и то, что новый состав высшего законодательного органа страны должен решить ряд новых стратегических задач.
Каких — можно пока только догадываться, но нас сильно смутила активность депутата Сената Анатолия Башмакова на заседании Ассамблеи народа Казахстана, который предложил Нурсултану Назарбаеву закрепить в Конституции страны статус лидера нации.
Привилегий мало не бывает
Нечто подобное идее сенатора Башмакова мы уже наблюдали в прошлом году, когда вдруг начали выскакивать как чертики из коробочки провинциальные аксакалы и предлагать присвоить главе государства звание «лидер нации». Сначала над этими инициативами с мест все смеялись, но
Судя по всему, на наших глазах запускается один раз уже опробованный механизм «народного волеизъявления». И публичный отказ Назарбаева поддержать инициативу Башмакова не должен никого вводить в заблуждение.
Ведь хотя первый президент и получил звание «елбасы», давшее ему ряд дополнительных полномочий, незаконных привилегий и гарантий неприкосновенности, в том числе и после ухода с президентской должности, операция по возвеличиванию и прикреплению Нуреке к вершине власти отнюдь не завершена.
Так что похоже, что инициатива отдельных аксакалов — начало новой кампании, которая должна завершиться
В том, что он будет таким, нет никаких сомнений. И дело даже не в том, что согласно последним поправкам в выборное законодательство в Мажилис обязательно попадет вторая партия, даже если она не сможет перепрыгнуть через барьер в 7% голосов избирателей от числа участвовавших в выборах.
Просто Назарбаеву для изменения Конституции и закрепления в ней своего исключительного положения нужен именно многопартийный парламент. Это будет одним из главных аргументов Астаны в дискуссиях в рамках ОБСЕ и двусторонних диалогов с ведущими западными демократиями.
По нашим прикидкам, которые, впрочем, не очень сильно отличаются от расчетов других экспертов и политологов, «Нур Отану», скорее всего, «отдадут» 80
Похоже, в этот раз нам предстоит увидеть второе действие вышеназванного политического спектакля. Можно предположить, что вновь избранный Мажилис в припадке осознания исторической роли, заслуг и исключительности первого президента неожиданно вспомнит об инициативе Ассамблеи народа Казахстана и сам инициирует поправки в Конституцию.
Причем мы не уверены, что они ограничатся только теми положениями, что уже предусмотрены принятыми в этом году законами о лидере нации. Когда своя рука владыка, можно все. Например, ввести положение, что на время жизни елбасы выборы главы государства отменяются и лидер нации автоматически исполняет обязанности президента страны.
Или вообще кардинально поменять Конституцию, введя положение, что второй и последующие президенты избираются парламентом и, соответственно, Казахстан становится почти парламентской республикой.
Два важных обстоятельства
Мы понимаем сомнения зарубежных экспертов, считающих, что Назарбаеву нет никакого смысла таким образом закреплять себя у власти, ведь ему якобы нет альтернативы и его поддерживают, по разным оценкам, 80—90% казахстанцев.
Но тут необходимо учесть два обстоятельства.
Кстати, косвенным подтверждением наших слов стало короткое информационное сообщение о заседании Конституционного совета. Последний только что рассмотрел обращение
Ознакомившись с материалами конституционного производства, заслушав выступления участников заседания, Конституционный совет озвучил итоговое решение. В соответствии с ним норму подпункта 2 статьи 44 Конституции в той части, где президент «подписывает представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародует закон», следует понимать таким образом, что она устанавливает месячный срок исключительно для подписания закона главой государства.
Поскольку механизм автоматического принятия законов без подписи уже был задействован, данное обращение Карима Масимова в Конституционный совет означает только одно — Астана проверяет уже использованную технологию и законодательно обкладывает ее. Ну а иначе какой смысл тратить время и усилия на то, что не предполагается использовать?
Если к этому добавить сообщение информагентства, что ряд парламентариев не исключают, что предложение о закреплении в Конституции статуса лидера нации может быть инициировано вновь, но уже ими, то складывается весьма печальная картинка превращения Республики Казахстан в улус Нурсултана Назарбаева. И единственное, что радует, так это то, что из него еще можно убежать.
Источник: Газета "Голос Республики" №36 (167) от 22 октября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий