Вторая часть обзорной конференции ОБСЕ в Вене началась со скандала. Представителей туркменской оппозиции с легкой руки председательствующего Казахстана не пустили в первый день на пленарное заседание.
Этот факт получил немедленную и жесткую негативную оценку со стороны европейских и американских дипломатов.
Ситуация повторилась один в один с Варшавой. Казахстанским государственным чиновникам, видимо, нравится наступать на одни и те же грабли. Правда, если в стране к этому относятся с привычным пониманием, то в Европе выглядит такая позиция по меньшей мере странно. Так или иначе, вмешиваться в скандал пришлось генеральному секретарю ОБСЕ Марку Перрену де Бришамбо. И к концу второго дня Нурмухаммед Ханамов и Фарид Тухбатуллин все-таки на конференцию попали.
От Бонна до Маастрихта
Первая сессия второй части обзорной конференции называлась «От Бонна до Маастрихта и далее: адаптированиеэкономико-экологического измерения в деятельности ОБСЕ к новым вызовам». Речь шла о соблюдении принципов Боннского соглашения, которому в этом году исполнилось двадцать лет.
Бывший генеральный секретарь ОБСЕ Вильгельм Хойнк (1993—1996) в своем докладе сделал небольшой исторический экскурс на тему, как проходила Боннская конференция и об ее итоговом документе, который, по сути, стал историческим документом организации.
«В Бонне ОБСЕ стала платформой для создания новых парадигм, регулирующих экономику, экологическое сотрудничество в рамках ОБСЕ. Сейчас, накануне саммита в Астане, мы обязаны подвести некий итог того, что сделано. Достаточно ли делается ОБСЕ для прогресса», — сказалг-н Хойнк.
Кстати, он не преминул заметить, что требованиякого-то не пускать из неправительственного сектора — это реликт, и как раз именно Боннская конференция двадцать лет назад положила начало активному участию НПО в деятельности ОБСЕ.
По словам спикера, «из 2100 участников 50% были представители НПО. Вклад негосударственного сектора был особенно полезен. Поэтому государственные участники приняли решение опубликовать дополнение к заключительному документу от НПО».
Выступавшие после бывшего генсекретаря ораторы были более дипломатичны и в целом ратовали за увеличение внимания к решению экономических и экологических вопросов в рамках ОБСЕ. На их фоне выступления казахстанской делегации из неправительственного сектора звучали достаточно жестко и прямо.
В продолжение вопроса о роли неправительственного сектора по «второй корзине» выступил президент фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев. Он выразил озабоченность тем, что НПО оказались не допущены на заседание по «первой корзине» ОБСЕ —военно-политической и, отталкиваясь от темы сессии, обратил внимание участников на две угрозы, которые, на его взгляд, хорошо видны на примере Астаны.
Первая — это монополизм в политике, который наносит вред не только демократии, но и экономике. «И если для других стран региона рыночная экономика скорее дело будущего, то в Казахстане мы уже прошли пик развития рыночной экономики и последние несколько лет наблюдаем откат, — заметил Муратбек Кетебаев и сформулировал: — Это первая угроза — угроза со стороны политического монополизма».
Вторая — это нерыночная конкуренция за природные ресурсы. Речь идет, по его словам, о действиях государственных компаний того же Китая, которые купили несколько казахстанских месторождений нефти и газа за половину цены, а вторая половина пошла в карман коррумпированным чиновникам.
- Я хотел бы привлечь внимание участников мероприятия к заявлениям бывшего руководителя «БТА Банка» Мухтара Аблязова, который в начале этого года опубликовал серию заявлений с приложением документов, в которых показал, как продавались казахстанские месторождения китайским инвесторам и как гигантские суммы, а это миллиарды долларов, уходили на счета коррумпированных чиновников, — пояснил свою обеспокоенность президент общественного фонда.
Пора раскрыть контракты
В свою очередь координатор ОО «Заман» Асель Нургазиева из Атырау в своем выступлении обратила внимание участников конференции на проблемы Прикаспийского региона. Если не будут предприняты своевременные меры, не будут раскрыты контракты с недропользователями, то при последствиях от техногенных аварий, которые, увы, неизбежны, и пример тому — разлив нефти в Мексиканском заливе, граждане Казахстана даже не будут знать, кому предъявлять претензии.
Опасения активистки из Атырау основаны на том, что в последнее время очень часто приходится сталкиваться с недобросовестным исполнением контрактных обязательств в области охраны окружающей среды со стороны добывающих компаний.
- Эти компании регулярно нарушают национальное законодательство и находятся под многомиллионными штрафами, что не мешает им через СМИ представлять себя лучшими экологическими компаниями, — поделилась своим опытомг-жа Нургазиева. — Это притом, что на первых этапах разработки месторождений инвесторы старались сохранить свой имидж.
Сейчас, по ее словам, контрактные обязательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды скрыты от общественности, что противоречит принципам прозрачности и нарушает права граждан к доступу к информации об экологической ситуации. Но нужно понимать, что в условиях мелководья Северного Каспия последствия техногенных аварий, подобно той, что произошла в Мексиканском заливе, будут более масштабными.
- Поэтому общественность Казахстана выступает за открытие контрактов недропользования. Каждый гражданин имеет право знать, что его ждет, за что отвечает Казахстан и какие обязательства лежат на инвесторе, — заявила в заключение своего выступления Асель Нургазиева.
Шокирующие цифры
В рамках обзорной конференции прошел «круглый стол», организатором которого выступил ФондСорос-Казахстан . Директор программы Kazakhstan Revenue Watch Антон Артемьев отметил, что организаторы считают необходимым включение EITI и вопросов прозрачности доходов в повестку ОБСЕ как организации.
Именно на прикладном характере и перспективе использования данной инициативы сделала акцент в своем выступлении насайд-эвенте президент общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова:
- Казахстан — это нефтедобывающая страна, в представлении многих — очень богатая страна. Но это взгляд со стороны. Если же обратиться к цифрам, то получается удивительная картина. Согласно данным открытых источников по добыче нефти в 2008—2009 годах (в баррелях на душу населения), в Великобритании добыто 9,32, в США — 10,02, России- 25,2, а в Казахстане — 34,43. Если эти показатели сравним с прожиточным минимумом, а это базовый индикатор заработной платы, пособий и пенсий, то картина прямо противоположная: Великобритания — $1100, США — $700, Россия — $175, Казахстан — $102. Получается, что сегодня Казахстан, будучи лидером по добыче нефти, имеет проблемы с решением социальных вопросов.
Это подтверждается результатами исследования, проведенного НПО, которое возглавляетг-жа Туменова. Только 10% пожилых людей считают, что они себе ни в чем не отказывают. Для 60% людей недоступны платные медицинские услуги. 80% недовольны качеством оказываемых медицинских услуг. 77% женщин считает, что им недоступны лекарственные средства из-за их дороговизны.
Поэтому Бахыт Туменова считает, что, говоря об инициативе EITI, нужно понимать, что речь идет не только об энергетической безопасности, но и о безопасности в плане социальных конфликтов. Цифры, которые ее НПО получило в результате опросов, говорят о нарастании ситуации конфликта, который может выйти из под контроля.
- Прозрачность — это и один из инструментов борьбы с коррупцией. Что мы имеем и куда оно уходит. Я вижу EITI как гибкий инструмент, который можно использовать в самых разных плоскостях, — отметила глава НПО в заключение.
У каждого свои заботы
Экономические преступления остаются головной болью для многих стран в мире. Однако те проблемы, с которыми сталкиваются в других странах, и то, что мы имеем у нас в Казахстане, — две большие разницы. Это было отчетливо видно в выступлениях спикеров на сессии, где обсуждались вопросы укрепления надлежащего управления, в том числе путем повышения транспарентности и борьбы с коррупцией.
Западные участники конференции были больше озабочены тем, что экономическое мошенничество особенно опасно в период, когда граждане столкнулись с последствиями кризиса, так как людям стало жить на порядок сложнее. И здесь, по их мнению, очень важна поддержка государства, которое должно использовать по максимуму все имеющиеся у него ресурсы.
Как сказала в своем выступлении Синтия Эферд, посол Соединенных Штатов, «эффективная борьба с коррупцией требует от государства серьезных усилии и на разных этапах. Внутри страны и за рубежом. Но в одиночку государству с этим не справиться, необходимо активное участие гражданского общества, активное взаимодействие со СМИ, без которых не удастся вскрыть и ликвидировать коррупцию в госорганах».
Отдельног-жа Эферд обратила внимание на то, что в законодательстве должны быть прописаны не только вопросы прозрачности, но и вопросы борьбы с коррупцией, в частности в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях.
- Это как раз отрасли — локомотивы для мировой экономики, но очень часто они пронизаны коррупцией, которая лишает наших граждан возможности пользоваться их экономической деятельностью, — заметилг-жа Эферд.
От Астаны до Вены
Под аргументами посла США могут смело подписаться и граждане Казахстана, однако, как правильно заметил Муратбек Кетебаев, на пространстве ОБСЕ существует зона, где надлежащее государственное управление и проблема с коррупцией являются болезненными настолько, что превышают средний уровень примерно в десять раз:
- Это связано с тем, что на территории постсоветского пространства становление рыночной экономики проходило одновременно с процессом накопления первоначального капитала. И поскольку в наших странах гражданское общество, демократическая оппозиция, местное самоуправление слабо развиты, все это привело к тому, что коррупция на постсоветском пространстве стала системной. Т. е. она растет не снизу, она растет сверху — от первых лиц государства. Поэтому лечить коррупцию обычными мерами, которые применяются другими странами, в том числе США, и даже по примеру государств Восточной Европы практически невозможно.
В качестве иллюстрации к вышесказанному президент казахстанского фонда «Гражданская активность» привел три примера:
- Первое. Я уже рассказывал об операциях по продаже государственных активов нефтегазодобывающих компаний китайским инвесторам. Я еще раз привлекаю внимание к заявлениям Мухтара Аблязова относительно десятков операций, в ходе которых отдельные государственные чиновники, среди которых — средний зять президента Назарбаева, украли несколько миллиардов долларов, по оценке Аблязова. Кстати, деньги используются в том числе на приобретение недвижимости на просторах ОБСЕ.
Второе. Проблемы ненадлежащего госуправления и коррупции выражаются в последнем факте.
Недавно крупный акционер корпорации «Казахмыс», которая котируется в Лондоне, продал 11% своих акций. Мало того что наше государство купило эти акции на пике их стоимости, при этом не был уплачен подоходный налог. В результате в госбюджет страны не поступило около четверти миллиарда долларов.
Уровень коррупции настолько разросся, что докатился и до Вены, заметилг-н Кетебаев и в качестве третьего примера рассказал участникам конференции о публикациях портала «Республика» — материалах о том, что у сына заместителя постоянного представителя Казахстана при ОБСЕ на счету его компании в банке HSBC находится 500 миллионов евро.
Кругом один лишь «Нур Отан»
В свою очередь Владимир Козлов свое выступление на тему коррупции построил на том, что в Казахстане непонятно, кто с кем борется.
- В Казахстане, где почти все чиновники — члены партии «Нур Отан», которую возглавляет президент и лидер нации, борьба с коррупцией является процессом малопонятным для общества. Парламент — «Нур Отан», правительство — «Нур Отан», государственные чиновники — «Нур Отан», а Комитет национальной безопасности и финансовая полиция, которым отведена роль борцов с коррупцией, подчиняются напрямую лидеру нации и того самого «Нур Отана». Другими словами, партия власти создает условия для процветания коррупции, ее представители занимаются коррупцией, но сам «Нур Отан» ее гневно осуждает и он же с ней непримиримо борется. Возможно, именно поэтому коррупция в Казахстане стала не только обыденной, но и системной данностью, — резюмировал лидер незарегистрированной партии «Алга».
...Кстати, опрос, проведенный вбизнес-сообществе Казахстана, о котором также говорили спикеры, дал весьма интересные результаты. Оказывается, все бизнесмены без исключения считают коррупцию полезной для бизнеса, потому что процедура согласований и деятельности бизнеса с точки зрения налогообложения и контроля со стороны государственных структур такова, что только коррупционные варианты решения проблем способны удержать бизнес в прибыльном поле. Что тут еще добавить?
Неожиданная инициатива
Рассмотреть вопрос вступления Казахстана в Совет Европы предложила странам — членам ОБСЕ Асель Нургазиева из Атырау. По ее мнению, это нужно для того, чтобы граждане Казахстана могли обращаться в Страсбургский суд.
- Будучи юристом с десятилетним стажем работы, я не со стороны знаю о том, как осуществляется правосудие у нас, в Казахстане. То, что вы слышали о громких процессах, является лишь вершиной айсберга, — сказалаг-жа Нургазиева. — Вы, страны Европы, могли бы дать объективную правовую оценку отправлению правосудия в Казахстане и разделить ответственность за судьбы тех людей, которые на себе испытали систему правосудия в Казахстане.
Отсутствие возможности распоряжаться своими правами неминуемо ведет к экономической апатии, что в свою очередь приводит к апатии гражданской и политической — что мы и имеем сейчас в Казахстане. Такой пример «сообщения сосудов» корзин ОБСЕ «права человека» и «экономика» привел лидер находящейся в процессе регистрации партии «Алга» Владимир Козлов. По его мнению, «никакие усилия ОБСЕ не имеют значения, если они не направлены в сторону интересов граждан и их прав», и «никакие успехи экономики не имеют права на существование, если они ведут к ухудшению экологии». Политик считает очевидной зависимость между правами человека, экономикой и безопасностью, в связи с чем предлагает рассмотреть эти корзины в новом качестве.
Источник: Газета "Голос Республики" №36 (167) от 22 октября 2010 года
От Бонна до Маастрихта
Первая сессия второй части обзорной конференции называлась «От Бонна до Маастрихта и далее: адаптирование
Бывший генеральный секретарь ОБСЕ Вильгельм Хойнк (1993—1996) в своем докладе сделал небольшой исторический экскурс на тему, как проходила Боннская конференция и об ее итоговом документе, который, по сути, стал историческим документом организации.
«В Бонне ОБСЕ стала платформой для создания новых парадигм, регулирующих экономику, экологическое сотрудничество в рамках ОБСЕ. Сейчас, накануне саммита в Астане, мы обязаны подвести некий итог того, что сделано. Достаточно ли делается ОБСЕ для прогресса», — сказал
Кстати, он не преминул заметить, что требования
По словам спикера, «из 2100 участников 50% были представители НПО. Вклад негосударственного сектора был особенно полезен. Поэтому государственные участники приняли решение опубликовать дополнение к заключительному документу от НПО».
Выступавшие после бывшего генсекретаря ораторы были более дипломатичны и в целом ратовали за увеличение внимания к решению экономических и экологических вопросов в рамках ОБСЕ. На их фоне выступления казахстанской делегации из неправительственного сектора звучали достаточно жестко и прямо.
В продолжение вопроса о роли неправительственного сектора по «второй корзине» выступил президент фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев. Он выразил озабоченность тем, что НПО оказались не допущены на заседание по «первой корзине» ОБСЕ —
Первая — это монополизм в политике, который наносит вред не только демократии, но и экономике. «И если для других стран региона рыночная экономика скорее дело будущего, то в Казахстане мы уже прошли пик развития рыночной экономики и последние несколько лет наблюдаем откат, — заметил Муратбек Кетебаев и сформулировал: — Это первая угроза — угроза со стороны политического монополизма».
Вторая — это нерыночная конкуренция за природные ресурсы. Речь идет, по его словам, о действиях государственных компаний того же Китая, которые купили несколько казахстанских месторождений нефти и газа за половину цены, а вторая половина пошла в карман коррумпированным чиновникам.
- Я хотел бы привлечь внимание участников мероприятия к заявлениям бывшего руководителя «БТА Банка» Мухтара Аблязова, который в начале этого года опубликовал серию заявлений с приложением документов, в которых показал, как продавались казахстанские месторождения китайским инвесторам и как гигантские суммы, а это миллиарды долларов, уходили на счета коррумпированных чиновников, — пояснил свою обеспокоенность президент общественного фонда.
Пора раскрыть контракты
В свою очередь координатор ОО «Заман» Асель Нургазиева из Атырау в своем выступлении обратила внимание участников конференции на проблемы Прикаспийского региона. Если не будут предприняты своевременные меры, не будут раскрыты контракты с недропользователями, то при последствиях от техногенных аварий, которые, увы, неизбежны, и пример тому — разлив нефти в Мексиканском заливе, граждане Казахстана даже не будут знать, кому предъявлять претензии.
Опасения активистки из Атырау основаны на том, что в последнее время очень часто приходится сталкиваться с недобросовестным исполнением контрактных обязательств в области охраны окружающей среды со стороны добывающих компаний.
- Эти компании регулярно нарушают национальное законодательство и находятся под многомиллионными штрафами, что не мешает им через СМИ представлять себя лучшими экологическими компаниями, — поделилась своим опытом
Сейчас, по ее словам, контрактные обязательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды скрыты от общественности, что противоречит принципам прозрачности и нарушает права граждан к доступу к информации об экологической ситуации. Но нужно понимать, что в условиях мелководья Северного Каспия последствия техногенных аварий, подобно той, что произошла в Мексиканском заливе, будут более масштабными.
- Поэтому общественность Казахстана выступает за открытие контрактов недропользования. Каждый гражданин имеет право знать, что его ждет, за что отвечает Казахстан и какие обязательства лежат на инвесторе, — заявила в заключение своего выступления Асель Нургазиева.
Шокирующие цифры
В рамках обзорной конференции прошел «круглый стол», организатором которого выступил Фонд
Именно на прикладном характере и перспективе использования данной инициативы сделала акцент в своем выступлении на
- Казахстан — это нефтедобывающая страна, в представлении многих — очень богатая страна. Но это взгляд со стороны. Если же обратиться к цифрам, то получается удивительная картина. Согласно данным открытых источников по добыче нефти в 2008—2009 годах (в баррелях на душу населения), в Великобритании добыто 9,32, в США — 10,02, России- 25,2, а в Казахстане — 34,43. Если эти показатели сравним с прожиточным минимумом, а это базовый индикатор заработной платы, пособий и пенсий, то картина прямо противоположная: Великобритания — $1100, США — $700, Россия — $175, Казахстан — $102. Получается, что сегодня Казахстан, будучи лидером по добыче нефти, имеет проблемы с решением социальных вопросов.
Это подтверждается результатами исследования, проведенного НПО, которое возглавляет
Поэтому Бахыт Туменова считает, что, говоря об инициативе EITI, нужно понимать, что речь идет не только об энергетической безопасности, но и о безопасности в плане социальных конфликтов. Цифры, которые ее НПО получило в результате опросов, говорят о нарастании ситуации конфликта, который может выйти из под контроля.
- Прозрачность — это и один из инструментов борьбы с коррупцией. Что мы имеем и куда оно уходит. Я вижу EITI как гибкий инструмент, который можно использовать в самых разных плоскостях, — отметила глава НПО в заключение.
У каждого свои заботы
Экономические преступления остаются головной болью для многих стран в мире. Однако те проблемы, с которыми сталкиваются в других странах, и то, что мы имеем у нас в Казахстане, — две большие разницы. Это было отчетливо видно в выступлениях спикеров на сессии, где обсуждались вопросы укрепления надлежащего управления, в том числе путем повышения транспарентности и борьбы с коррупцией.
Западные участники конференции были больше озабочены тем, что экономическое мошенничество особенно опасно в период, когда граждане столкнулись с последствиями кризиса, так как людям стало жить на порядок сложнее. И здесь, по их мнению, очень важна поддержка государства, которое должно использовать по максимуму все имеющиеся у него ресурсы.
Как сказала в своем выступлении Синтия Эферд, посол Соединенных Штатов, «эффективная борьба с коррупцией требует от государства серьезных усилии и на разных этапах. Внутри страны и за рубежом. Но в одиночку государству с этим не справиться, необходимо активное участие гражданского общества, активное взаимодействие со СМИ, без которых не удастся вскрыть и ликвидировать коррупцию в госорганах».
Отдельно
- Это как раз отрасли — локомотивы для мировой экономики, но очень часто они пронизаны коррупцией, которая лишает наших граждан возможности пользоваться их экономической деятельностью, — заметил
От Астаны до Вены
Под аргументами посла США могут смело подписаться и граждане Казахстана, однако, как правильно заметил Муратбек Кетебаев, на пространстве ОБСЕ существует зона, где надлежащее государственное управление и проблема с коррупцией являются болезненными настолько, что превышают средний уровень примерно в десять раз:
- Это связано с тем, что на территории постсоветского пространства становление рыночной экономики проходило одновременно с процессом накопления первоначального капитала. И поскольку в наших странах гражданское общество, демократическая оппозиция, местное самоуправление слабо развиты, все это привело к тому, что коррупция на постсоветском пространстве стала системной. Т. е. она растет не снизу, она растет сверху — от первых лиц государства. Поэтому лечить коррупцию обычными мерами, которые применяются другими странами, в том числе США, и даже по примеру государств Восточной Европы практически невозможно.
В качестве иллюстрации к вышесказанному президент казахстанского фонда «Гражданская активность» привел три примера:
- Первое. Я уже рассказывал об операциях по продаже государственных активов нефтегазодобывающих компаний китайским инвесторам. Я еще раз привлекаю внимание к заявлениям Мухтара Аблязова относительно десятков операций, в ходе которых отдельные государственные чиновники, среди которых — средний зять президента Назарбаева, украли несколько миллиардов долларов, по оценке Аблязова. Кстати, деньги используются в том числе на приобретение недвижимости на просторах ОБСЕ.
Второе. Проблемы ненадлежащего госуправления и коррупции выражаются в последнем факте.
Недавно крупный акционер корпорации «Казахмыс», которая котируется в Лондоне, продал 11% своих акций. Мало того что наше государство купило эти акции на пике их стоимости, при этом не был уплачен подоходный налог. В результате в госбюджет страны не поступило около четверти миллиарда долларов.
Уровень коррупции настолько разросся, что докатился и до Вены, заметил
Кругом один лишь «Нур Отан»
В свою очередь Владимир Козлов свое выступление на тему коррупции построил на том, что в Казахстане непонятно, кто с кем борется.
- В Казахстане, где почти все чиновники — члены партии «Нур Отан», которую возглавляет президент и лидер нации, борьба с коррупцией является процессом малопонятным для общества. Парламент — «Нур Отан», правительство — «Нур Отан», государственные чиновники — «Нур Отан», а Комитет национальной безопасности и финансовая полиция, которым отведена роль борцов с коррупцией, подчиняются напрямую лидеру нации и того самого «Нур Отана». Другими словами, партия власти создает условия для процветания коррупции, ее представители занимаются коррупцией, но сам «Нур Отан» ее гневно осуждает и он же с ней непримиримо борется. Возможно, именно поэтому коррупция в Казахстане стала не только обыденной, но и системной данностью, — резюмировал лидер незарегистрированной партии «Алга».
...Кстати, опрос, проведенный в
Неожиданная инициатива
Рассмотреть вопрос вступления Казахстана в Совет Европы предложила странам — членам ОБСЕ Асель Нургазиева из Атырау. По ее мнению, это нужно для того, чтобы граждане Казахстана могли обращаться в Страсбургский суд.
- Будучи юристом с десятилетним стажем работы, я не со стороны знаю о том, как осуществляется правосудие у нас, в Казахстане. То, что вы слышали о громких процессах, является лишь вершиной айсберга, — сказала
Отсутствие возможности распоряжаться своими правами неминуемо ведет к экономической апатии, что в свою очередь приводит к апатии гражданской и политической — что мы и имеем сейчас в Казахстане. Такой пример «сообщения сосудов» корзин ОБСЕ «права человека» и «экономика» привел лидер находящейся в процессе регистрации партии «Алга» Владимир Козлов. По его мнению, «никакие усилия ОБСЕ не имеют значения, если они не направлены в сторону интересов граждан и их прав», и «никакие успехи экономики не имеют права на существование, если они ведут к ухудшению экологии». Политик считает очевидной зависимость между правами человека, экономикой и безопасностью, в связи с чем предлагает рассмотреть эти корзины в новом качестве.
Источник: Газета "Голос Республики" №36 (167) от 22 октября 2010 года
0 коммент.:
Отправить комментарий