Вокруг предстоящего референдума по очередному продлению полномочий президента Назарбаева уже до 2020 года за последние дни сломано немало копий. Передовицы всех без исключения СМИ страны отданы под освещение будущего референдума.
И если провластные издания пытаются оправдать действия парламента, якобы пошедшего против воли Нурсултана Назарбаева, дескать, это необходимо для дальнейшего, в том числе и демократического развития страны. То независимые СМИ, напротив, утверждают – налицо хорошо отрепетированная акция, идущая непосредственно от первого лица государства.
Версий причин, побудивших Назарбаева, несмотря на свой достаточно преклонный возраст, пойти на этот шаг, не так много. Нынешняя ситуация в стране как нельзя лучше подходит для дальнейших усилений его позиций в качестве главы государства. Худо-бедно , но за счет стабилизации цен на мировых рынках на основную экспортную продукцию Казахстана удалось залатать дыры в бюджете (а значит, появилась возможность говорить о выздоровлении экономики страны), проведен Саммит ОБСЕ, вот-вот начнутся 7-е Зимние Азиатские игры. Безусловно, не обошлось и без шквала хвалебной риторики, которая, буквально, обрушилась на головы рядовых казахстанцев со стороны провластных СМИ, крепко вбивая мысль, что все это имеет место быть исключительно благодаря роли первого и единственного президента Казахстана.
Теоретически можно было бы воспользоваться текущим моментом, и по примеру западноевропейских стран, на опыт которых так любит ссылаться небезызвестный советник Ермухамет Ертысбаев, и досрочно объявить президентские выборы. Благо, проведенные в 2007 году парламентом Казахстана изменения в Конституцию позволяют Нурсултану Назарбаеву переизбираться на первый пост в стране, сколько его душе пожелается.
Однако, если вдуматься, сегодня, как и в ближайшей перспективе президентских выборов как таковых в Казахстане не может быть по умолчанию. И причина здесь в "Законе о лидере нации". Хотим мы того или нет, но особый статус, который Назарбаев таки заполучил на свое70-летие , не позволяет ему в принципе подвергать сомнению его величие. Отсюда и очередное изменение Основного закона страны.
И не важно, что тем самым это фактически означает конец действующей Конституции — в будущем новый президент и его команда даже если они оставят в основе курс Назарбаева, будут вынуждены ее перекраивать, освобождаясь от ставших уже бессмысленных статей, касающихся полномочий первого президента. Причем не факт, что от назарбаевской Конституциичто-либо останется вообще, кроме как исторической памяти.
Понимает ли все это сам Назарбаев? Без сомнения. Даже несмотря на прямое наличие отхода от демократических ценностей, на которые так любит ссылаться его "нуротановское" окружение, организовывавшее бредовую по своей сути "общенациональную коалицию демократических силКазахстан-2020 ".
Другое дело, что отход Назарбаева от демократии, о чем в частности было упомянуто в обращении посольства США в РК от 4 января 2011 года, было бы невозможен, не получи президент Казахстана одобрения на этот шаг со стороны основных геополитических игроков. Прежде всего, от России, Китая и, как это ни странно, тех же Соединенных Штатов.
Те, кто внимательно читает отечественную прессу, наверняка обратили внимание на следующие строки из интервью советника президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева газете "Литер" от 28 декабря 2010 года (цитата): "А что касается референдума, скажу вам откровенно, что 3 декабря, сразу после саммита, у меня была встреча с президентом Назарбаевым. Он сказал, что готов к выборам, но идут многочисленные предложения с мест о необходимости проведения референдума по продлению полномочий".
Между тем, как известно из сообщений информационных агентств, накануне Саммита и во время него Назарбаев провел целый ряд встреч с руководителями различных стран. И можно не сомневаться, что на них обсуждался вопрос, в том числе и будущего развития Казахстана в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также роли бесконечно действующего президента Назарбаева в этом процессе. Не секрет, что ведущие мировые державы, какие бы заявления они ни делали, на самом деле заинтересованы в консервации режима и косвенно будут его поддерживать. Даже если самого "лидера нации" будут, как Леонида Ильича Брежнева чуть ли не носить на специально изготовленных носилках. Слишком уж много экономических и геополитических интересов в настоящий момент завязано на территории Республики Казахстан.
Так, Соединенным Штатам необходима поддержка официальной Астаны в непопулярном в Казахстане вопросе решения афганской проблемы военным путем. Заинтересован Вашингтон, равно как и Пекин, оставить в силе все заключенные ранее контракты на добычу казахстанских полезных ископаемых, не допустив при этом повторения Астаной опыта Москвы.
Как известно, в 2004 году Россия отказалась от Соглашения о разделе продукции (СРП), которое позволяло иностранным инвесторам выводить за пределы Российской Федерации до всех 2/3 доходов, полученных от продажи российских ресурсов. В результате бюджет России сразу же вырос в три раза, о чем особенно хорошо рассказано в фильме Андрея Караулова "Неизвестный Путин". В случае же с Казахстаном, пока Нурсултан Назарбаев находится в кресле главы государства, подобных эксцессов быть не должно. Достаточно сказать, что президент Казахстана неоднократно заявлял о незыблемости подписанных ранее соглашений.
Что касается интересов России, то для Кремля Казахстан, равно, как и Беларусь, представляет собой своего рода консервант для возрождения былого могущества Великой России. Свидетельством чему является и уже действующий Таможенный Союз, и предстоящее в 2012 году создание Единого Экономического Пространства с будущим преобразованием в так называемый Евразийский Союз с делегированием большого количества полномочий единому общесоюзному центру.
Так вот, не факт, что если вместо Назарбаева в кресло президента Казахстана сядеткто-либо иной, всем планам мировых супердержав суждено будет сбыться.
В пользу того, что Нурсултан Назарбаев сумел договориться с мировыми державами, говорит и еще один момент. На протяжении последних трех лет официальная Астана чуть ни с пеной у рта доказывала мировому сообществу, что Казахстан является демократической страной. На пропаганду достижений в области демократизации страны были выкинуты огромные средства. Более того, официальная Астана, не моргнув глазом, подписала итоговый документ ОБСЕ, подтвердив в частности свою приверженность к демократическим ценностям. Но тут же, словно насмехаясь над всем мировым сообществом, стала готовиться к референдуму по очередному продлению полномочий Назарбаева. Спрашивается, что это, как не достигнутая ранее договоренность?
Да, что там! Казахстан может еще оказаться и очень хорошей страной, если не последует примеру Белоруссии, где в соответствии с указом Александра Лукашенко с января 2011 года прекращена деятельность Центра ОБСЕ в Минске, как одного из элементов подрывной деятельности Запада.
В этом свете сторонникам демократии в Казахстане не стоит уповать на поддержку Запада, и уж тем более не обольщаться по поводу заявлений, подобных тем, что сделало посольство США. Подтверждает это и беседа автора этих строк с одним из западноевропейских дипломатов, имя которого по понятным причинам не называем. Сказал он следующее: "Надо понять, Казахстан суверенная страна и все, что мы можем, это лишь по дипломатическим каналам выразить свою озабоченность по поводу происходящих в вашей стране событий. На самом деле все в руках населения страны. Если население Казахстана не согласно с вопросами, вынесенными на референдум, пусть проголосует "против". Насколько известно из вашего законодательства, оппозиции не запрещено проводить контрагитацию. Население может высказать свой протест и другим способом — не явиться на референдум. В этом случае продление полномочий тоже будет невозможным. Что мешает оппозиции использовать менталитет собственного народа, действовать самостоятельно, а не взывать к нам за помощью? А, вообще, скажу не без западного расизма; и в США, и в Европе уже давно говорят; что с азиатского Казахстана взять — главное, что нефть и газ вовремя поставляют".
Теоретически можно было бы воспользоваться текущим моментом, и по примеру западноевропейских стран, на опыт которых так любит ссылаться небезызвестный советник Ермухамет Ертысбаев, и досрочно объявить президентские выборы. Благо, проведенные в 2007 году парламентом Казахстана изменения в Конституцию позволяют Нурсултану Назарбаеву переизбираться на первый пост в стране, сколько его душе пожелается.
Однако, если вдуматься, сегодня, как и в ближайшей перспективе президентских выборов как таковых в Казахстане не может быть по умолчанию. И причина здесь в "Законе о лидере нации". Хотим мы того или нет, но особый статус, который Назарбаев таки заполучил на свое
И не важно, что тем самым это фактически означает конец действующей Конституции — в будущем новый президент и его команда даже если они оставят в основе курс Назарбаева, будут вынуждены ее перекраивать, освобождаясь от ставших уже бессмысленных статей, касающихся полномочий первого президента. Причем не факт, что от назарбаевской Конституции
Понимает ли все это сам Назарбаев? Без сомнения. Даже несмотря на прямое наличие отхода от демократических ценностей, на которые так любит ссылаться его "нуротановское" окружение, организовывавшее бредовую по своей сути "общенациональную коалицию демократических сил
Другое дело, что отход Назарбаева от демократии, о чем в частности было упомянуто в обращении посольства США в РК от 4 января 2011 года, было бы невозможен, не получи президент Казахстана одобрения на этот шаг со стороны основных геополитических игроков. Прежде всего, от России, Китая и, как это ни странно, тех же Соединенных Штатов.
Те, кто внимательно читает отечественную прессу, наверняка обратили внимание на следующие строки из интервью советника президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева газете "Литер" от 28 декабря 2010 года (цитата): "А что касается референдума, скажу вам откровенно, что 3 декабря, сразу после саммита, у меня была встреча с президентом Назарбаевым. Он сказал, что готов к выборам, но идут многочисленные предложения с мест о необходимости проведения референдума по продлению полномочий".
Между тем, как известно из сообщений информационных агентств, накануне Саммита и во время него Назарбаев провел целый ряд встреч с руководителями различных стран. И можно не сомневаться, что на них обсуждался вопрос, в том числе и будущего развития Казахстана в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также роли бесконечно действующего президента Назарбаева в этом процессе. Не секрет, что ведущие мировые державы, какие бы заявления они ни делали, на самом деле заинтересованы в консервации режима и косвенно будут его поддерживать. Даже если самого "лидера нации" будут, как Леонида Ильича Брежнева чуть ли не носить на специально изготовленных носилках. Слишком уж много экономических и геополитических интересов в настоящий момент завязано на территории Республики Казахстан.
Так, Соединенным Штатам необходима поддержка официальной Астаны в непопулярном в Казахстане вопросе решения афганской проблемы военным путем. Заинтересован Вашингтон, равно как и Пекин, оставить в силе все заключенные ранее контракты на добычу казахстанских полезных ископаемых, не допустив при этом повторения Астаной опыта Москвы.
Как известно, в 2004 году Россия отказалась от Соглашения о разделе продукции (СРП), которое позволяло иностранным инвесторам выводить за пределы Российской Федерации до всех 2/3 доходов, полученных от продажи российских ресурсов. В результате бюджет России сразу же вырос в три раза, о чем особенно хорошо рассказано в фильме Андрея Караулова "Неизвестный Путин". В случае же с Казахстаном, пока Нурсултан Назарбаев находится в кресле главы государства, подобных эксцессов быть не должно. Достаточно сказать, что президент Казахстана неоднократно заявлял о незыблемости подписанных ранее соглашений.
Что касается интересов России, то для Кремля Казахстан, равно, как и Беларусь, представляет собой своего рода консервант для возрождения былого могущества Великой России. Свидетельством чему является и уже действующий Таможенный Союз, и предстоящее в 2012 году создание Единого Экономического Пространства с будущим преобразованием в так называемый Евразийский Союз с делегированием большого количества полномочий единому общесоюзному центру.
Так вот, не факт, что если вместо Назарбаева в кресло президента Казахстана сядет
В пользу того, что Нурсултан Назарбаев сумел договориться с мировыми державами, говорит и еще один момент. На протяжении последних трех лет официальная Астана чуть ни с пеной у рта доказывала мировому сообществу, что Казахстан является демократической страной. На пропаганду достижений в области демократизации страны были выкинуты огромные средства. Более того, официальная Астана, не моргнув глазом, подписала итоговый документ ОБСЕ, подтвердив в частности свою приверженность к демократическим ценностям. Но тут же, словно насмехаясь над всем мировым сообществом, стала готовиться к референдуму по очередному продлению полномочий Назарбаева. Спрашивается, что это, как не достигнутая ранее договоренность?
Да, что там! Казахстан может еще оказаться и очень хорошей страной, если не последует примеру Белоруссии, где в соответствии с указом Александра Лукашенко с января 2011 года прекращена деятельность Центра ОБСЕ в Минске, как одного из элементов подрывной деятельности Запада.
В этом свете сторонникам демократии в Казахстане не стоит уповать на поддержку Запада, и уж тем более не обольщаться по поводу заявлений, подобных тем, что сделало посольство США. Подтверждает это и беседа автора этих строк с одним из западноевропейских дипломатов, имя которого по понятным причинам не называем. Сказал он следующее: "Надо понять, Казахстан суверенная страна и все, что мы можем, это лишь по дипломатическим каналам выразить свою озабоченность по поводу происходящих в вашей стране событий. На самом деле все в руках населения страны. Если население Казахстана не согласно с вопросами, вынесенными на референдум, пусть проголосует "против". Насколько известно из вашего законодательства, оппозиции не запрещено проводить контрагитацию. Население может высказать свой протест и другим способом — не явиться на референдум. В этом случае продление полномочий тоже будет невозможным. Что мешает оппозиции использовать менталитет собственного народа, действовать самостоятельно, а не взывать к нам за помощью? А, вообще, скажу не без западного расизма; и в США, и в Европе уже давно говорят; что с азиатского Казахстана взять — главное, что нефть и газ вовремя поставляют".
0 коммент.:
Отправить комментарий