21.09.2009

Почем бензин для народа?


Автор: Ксения БОНДАЛ

Компании – поставщики нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не продают мелким компаниям необходимые им объемы ГСМ, рассказали на пресс-конференции представители мелких сетей АЗС. Бизнесмены обратились в Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) с просьбой решить их проблему, однако там по непонятным причинам с этим затягивают.
More...
Понадеявшись на эффективный диалог с регулятором, мелкие продавцы ГСМ пригласили АЗК поговорить с ними в пресс-клубе перед журналистами. А вместе с агентством и одного из виновников своих бед — компанию АО Petro Kazakhstan. Однако госорган и китайская компания приглашение явно проигнорировали.

Этот мораторий хуже прошлогоднего

На сегодняшний день нефтеперерабатывающим компаниям, таким как Petro Kazakhstan и «КазМунайГаз», невыгодно продавать ГСМ на внутренний рынок и тем более мелким сетям автозаправок, начал рассказ юрист «VR Мунай» Руслан Мухамбеткалиев. До введения нынешнего трехмесячного моратория самые большие деньги компании-монополисты зарабатывали на экспорте отечественного бензина за кордон, озвучил он всем известную истину.

- Однако потребители задаются вопросом: почему на мелких заправках бензин на 5 — 7 тенге дороже, чем у того же Sinooil или «КазМунайГаза»? — озвучил популярный среди водителей вопрос г-н Мухамбеткалиев. — Ситуация такова: звоним мы в call-центр нацкомпании или Petro Kazakhstan, подаем заявку на конкретный объем ГСМ, ее принимают, только вот продукцию не отпустят, якобы потому что ее нет.

При этом через некоторое время предложат купить тот же объем, рассказал он. Но делать это будут уже другие, посреднические, компании, и по совершенно другой цене.

- В данный момент эта цена может быть 75 тенге за литр. И вот представьте, как нужно выкручиваться немонополистам, чтобы работать и платить зарплату рабочим! В сложившейся ситуации многие мелкие АЗС вынуждены отправлять людей в отпуск без содержания, а в худшем случае — увольнять, — рассказал г-н Мухамбеткалиев.

Для того чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, правительство, как и в прошлом году, ввело мораторий на экспорт нефтепродуктов, напомнил замначальника отдела оптовой торговли T-oil Group Сергей Богданов. В 2008 году благодаря этой мере ситуация стабилизировалась, сказал он журналистам: на рынке появился достаточный объем бензина и дизтоплива, да и цена на них сложилась приемлемая. Чего нельзя сказать о настоящем времени.

- После введения моратория цена на нефтепродукты поползла вверх. Крупные компании выбрасывают на рынок ограниченные объемы ГСМ. Если норма потребления нефтепродуктов в городе, например, составляет 1000 кубометров, то на АЗС выбрасывают только 200 кубов, таким образом создается искусственный дефицит и ценник ГСМ растет, — раскрыл схему роста цен на бензин г-н Богданов и добавил, что в нынешней ситуации мелкие игроки рынка вынуждены обратиться к правительству с просьбой «не дать им умереть в этой тяжелой ситуации».

Даешь горючее в закрома?!

По информации Руслана Мухамбеткалиева, которую он назвал неофициальной, наложенное на экспорт ГСМ вето принесло в хранилища нефтеперерабатывающих компаний приличные объемы бензина, на рынок они его просто не выпускают.

- Парадокс заключается еще и в другом, — продолжил Сергей Богданов. — Приезжаю я на АЗС одного из монополистов, чтобы купить там нужный мне объем ГСМ, потому что знаю, что завтра не с чем будет работать. Так вот там литр бензина, который на стеле стоит 70 тенге, мне пытаются впарить за 77 тенге.

Припомнил г-н Богданов еще один случай из своей рабочей практики, когда в компании, владеющей крупной сетью автозаправок, ему отказались продать 20 кубометров бензина марки АИ-92 по цене, указанной на вывеске. Казалось бы, какая разница компании, как продавать свою продукцию: залить в баки нескольких машин или в бензовоз? Так вот, продать сразу много бензина компания отказалась, мотивировав отказ тем, что... большими объемами ГСМ у них не продается, рассказал Сергей Богданов.

- Я пытался их уговорить и предложил продать нужный мне объем на 2 тенге дороже, чем на стеле. Но и на это получил отказ, — с изумлением развел он руками.

Китайская рубашка ближе к телу

Между тем оптовая продажная цена на ГСМ у монополиста Petro Kazakhstan составляет 52 тенге на АИ-92, рассказал во время встречи директор ТОО «Шаумян» Сергей Авдолян, ДТ — 43 теге, АИ-80 — 37 тенге.

- Мы с этой компанией работаем уже 9-й год, и только в этом году, когда мы обращаемся в call-центр, говорят, что нужного нам объема нефтепродуктов нет, — поделился он проблемами своих АЗС.

Зато г-ну Авдоляну вполне понятны причины, по которым Petro Kazakhstan так тепло относится к Sinooil.

- Сеть этих китайских заправок аффилированны с Petro Kazakhstan. В Китае за это очень строго наказывают, а у нас это стандартная схема работы, — посетовал он.

- В свое время мы не пустили на рынок работать россиян, — подхватил своего коллегу Сергей Богданов, подразумевая историю с безуспешными попытками АО «Газпром нефть» создать в Казахстане крупную сеть автозаправок.

Зато пустили китайских бизнесменов! Пожалуйста, пришла с деньгами Sinooil, создала большую сеть, взяла в аренду на 49 лет стратегический объект Алматы — Первомайскую нефтебазу, — эмоционально продолжил он. — Заехала как к себе домой и пытается диктовать свои условия на рынке.

Планы же «Газпром нефти» на становление своего нефтепродуктового бизнеса в Казахстане Руслан Мухамбеткалиев считает изначально несбыточными.

- У нас есть своя нацкомпания «КазМунайГаз», которая имеет хоть немного АЗС в стране, потому что бизнес ее в основном экспортоориентированный, но все же имеет, — справедливо подметил он. — Это политика, стране хватит одного весомого и амбициозного игрока.

На вопрос о том, пошло бы на пользу рынку присутствие российской сети АЗС, однозначно ответить он затруднился, потому как в этом случае возникла бы другая проблема — схема поставок бензина россиянам.

- Я уверен, что казахстанские НПЗ не стали бы им отгружать, — поразмыслил г-н Мухамбеткалиев.

В нынешней же ситуации доля бензина из РФ на нашем рынке невысока, считает он.

- Мы мониторим цены российских НПЗ. Стоимость их бензина с учетом затрат на транспортировку для казахстанцев сложится в пределах 110 — 115 тенге за литр. Кто будет заправляться по такой цене? — справедливо задался вопросом спикер.

И все же, вернувшись к основной теме разговора, организаторы с долей оптимизма объявили, что есть способы улучшить их положение. Во-первых, снизить отпускную цену НПЗ на ГСМ. Во-вторых, обеспечить равный доступ к их объемам для всех субъектов рынка независимо от их положения на нем. В-третьих, устранить дефицит нефтепродуктов на заводах. А главное (хотя маловероятно, что правительство пойдет на эту меру, с сомнением сказали представители мелких компаний) — увеличить экспортную пошлину на нефтепродукты, сделав тем самым их экспорт невыгодным.

Бумажную торговлю долой!

По мнению главного научного сотрудника Института экономики МОН РК Олега Егорова, к которому мы обратились за комментариями, сложившаяся на рынке ситуация приведет к тому, что цены на горючее будут колебаться и в дальнейшем.

- В правительстве уже не раз говорили о том, что необходимо отследить и устранить посредников, которые являются балластом при формировании цен на бензин и дизтопливо. Но одно дело выдвигать какие-то предложения, другое их реализовывать, — пессимистично подметил эксперт. — Помню, тогда рьяно ратовали за то, чтобы необходимо выяснить, есть ли у посредника минимальный фонд для реализации горючего: авторнаспорт для транспортировки ГСМ, цистерны для хранения. Если же они занимаются только бумажной торговлей, то таких требовали сразу ликвидировать.

Талонная продажа бензина и дизтоплива не что иное как результата их предумышленного накапливания в хранилищах, считает г-н Егоров. И как бы монополисты не отнекивались и не оправдывались, ценовой сговор между ними однозначно существует, уверен он.

«О качестве бы побеспокоились»

В условия рыночной экономики каждый предприниматель сам решает, где ему купить и кому перепродать свой товар, поделился свои мнением с нашим корреспондентом генеральный директор научно-исследовательского центра «Нефть» Надир Надиров. Однако когда речь идет о бензине, который оказывает непосредственное влияние на окружающую среду, важнее озаботиться его качеством, а не тем, сколько потеряли на его продаже наши дельцы, подчеркнул он.

- Кто обеспечивает контроль качества нефтепродукции в Казахстане? Вот о чем надо беспокоиться! Я часто провожу лабораторный анализ той продукции, которую продают на наших заправках. Покупаю бензин с октановым числом 85, проверяю, а там 80, беру с октановым числом 90, а в нем — 87, — рассказал г-н Надиров.

А между тем есть бизнесмены, которые для резкого повышения октанового числа в нефтепродуктах добавляют туда тетраэтилсвинец, который при выхлопе дает выбросы свинца в атмосферу, рассказал эксперт.

- Качество горючего должно проверять Министерство охраны окружающей среды в созданных для этого лабораториях, — заключил Надир Надиров.

...Безусловно, присутствие на пресс-конференции представителей АЗК, да еще вместе с теми самыми монополистами, возможно, сделало бы понимание казахстанского рынка бензина более полным. Однако, видимо, не всем это на руку. А еще в глаза бросается уже ставшая доброй традицией для нашей власти система запретов. Какую бы благую цель она не несла, а доказала-таки незрелость еще одного рынка в стране.

0 коммент.:

Отправить комментарий