25.09.2009
Казахстанская нефть обходит Россию
Автор: Дмитрий КОПТЕВ
Казахстанская национальная нефтяная компания «КазМунайГаз» и Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) создадут СП по реализации Транскаспийского проекта. Об этом сообщил журналистам глава «КазМунайГаза» Каиргельды Кабылдин, написало информагентство «Новости-Казахстан».
More...
Это позволит диверсифицировать маршруты поставок казахстанской нефти и уменьшит зависимость страны от транзита через Россию.
Подписание соглашения о создании СП произойдет в ходе намеченного на начало октября визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку, рассказал Кабылдин. Он уточнил, что соглашение станет очередным этапом реализации договора, который был подписан двумя компаниями в 2006 году. Ранее исполнительный директор по транспортировке АО «НК "КазМунайГаз"» Арман Дарбаев сообщал, что компания уже создала специальную «дочку», которая войдет в состав СП с ГНКАР по Транскаспийскому проекту.
Нефть в рамках Транскаспийской системы транспортировки будет доставляться танкерами с терминала в районе города Курык (Казахстан) в Баку, а далее поступать в нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». Для того чтобы эта система заработала, Казахстану предстоит построить нефтепровод «Ескене — Курык», по которому нефть будет поставляться на терминал. Основной ресурсной базой проекта станут месторождения Кашаган, Тенгиз и Карачаганак, а также шельфовые залежи нефти. Мощность Транскаспийской системы на первом этапе реализации составит около 27 млн т нефти в год.
Транскаспийский проект будет одним из сегментов Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ), которая позволит Казахстану диверсифицировать маршруты поставки нефти, направляя ее в зависимости от конъюнктуры в Баку, российские или иранские порты. Как заявил в пятницу глава ассоциации KazEnergy Тимур Кулибаев, Казахстан будет поэтапно выходить на экспорт «большой нефти». «Первая фаза составит до 50 млн т в год. Нужен надежный маршрут», — привело слова Кулибаева азербайджанское агентство Trend Capital.
Очевидно, что маршрут, завязанный на одного-единственного транзитера — Россию, надежным считать можно с большой натяжкой. Точно так же опасно ориентироваться на Китай в качестве основного покупателя. Поэтому необходимы новые маршруты. Их сегодня обсуждал в Астане глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. «Казахстанская нефть в объеме до 100 тысяч баррелей в сутки транспортируется по трубопроводу "Баку — Тбилиси — Джейхан" и по железной дороге до портов Кулеви и Батуми в Грузии, — привел его слова сайт Day.az. — При ожидаемом скором увеличении экспорта казахстанской нефти через Азербайджан мы изучаем возможности доставки этих объемов по нефтепроводу "Баку — Супса" и строительства нового трубопровода». Правда, пока о конкретных мощностях и объемах инвестиций говорить рано, отметил Тимур Кулибаев.
Примечательно, что из двух возможных вариантов — строительство трубопровода (именно этот путь предлагался изначально) и танкерные перевозки — решено было остановиться на втором. Против строительства трубы категорически возражал Иран. Трубопровод из Казахстана в Азербайджан может нанести урон экологии региона, а Иран выступает против любых проектов, которые могут нарушить экологический баланс Каспийского моря, говорили в Тегеране. Свои возражения были и у России, не желавшей лишиться статуса главного транзитера казахстанской нефти. А неурегулированность правового статуса Каспия не позволяет проводить такие масштабные строительные работы без согласия всех пяти прикаспийских государств — обязательно окажется, что судно-трубоукладчик зашло на спорную территорию.
В этом свете довольно сомнительными представляются и перспективы транскаспийских газопроводных проектов, разрабатываемых Казахстаном и Туркменистаном. С одной стороны, это позволило бы поставлять газ на европейский рынок, минуя Россию, с которой не всегда легко договориться. С другой — трубу строить при нынешнем положении вещей нельзя, а танкерами газ не повозишь.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий