29.10.2009

Пакистан встретил Клинтон взрывом


Автор: Галина ШАКИРОВА

Хиллари Клинтон отправилась в свой первый официальный визит в Пакистан. В преддверии ее приезда в приграничном Пешаваре вновь прогремел мощный взрыв. Но госсекретарь, похоже, решила его не заметить и предложила обсудить не только терроризм, но и другие вопросы.
More...
Одним из таких вопросов станет оказание помощи режиму президента Зардари.

Для Клинтон это первый официальный визит в новом качестве. В ходе трехдневной поездки она проведет переговоры с президентом Асифом Али Зардари и премьер-министром Усуфом Резой Гилани, сообщил Интерфакс. Кроме того, госсекретарь встретится с министром иностранных дел Шахом Мехсудом Куреши, а также с представителями пакистанского военного командования.

Ядерный арсенал в безопасности

По сообщению CNN, сразу после прибытия в Исламабад госсекретарь заявила, что собирается перевернуть страницу. По словам Клинтон, в последние годы главной темой двусторонних отношений являлась борьба с терроризмом. «Мы по-прежнему считаем эту тему важной и приоритетной. Однако есть необходимость расширить круг обсуждаемых вопросов», — подчеркнула Клинтон.

В середине октября Клинтон уже обсуждала проблемы Пакистана во время визита в Великобританию. Тогда госсекретарь США и ее британский коллега Дэвид Милибэнд признали, что Пакистану угрожает серьезная террористическая угроза, напомнило РИА «Новости».

Однако Клинтон твердо заявила о своей уверенности в том, что пакистанские власти надежно контролируют ядерное оружие страны. Впрочем, пока пакистанцы не пускают американцев на свои ядерные объекты и держат в секрете их местоположение, что служит одним из камней преткновения в отношениях с США.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что США есть чего опасаться. «При всех заявлениях пакистанских властей, что в этом вопросе у них все под контролем, не стоит сбрасывать со счетов заявления "Аль-Каиды" о захвате ядерного арсенала и ее близость к уже существующим ядерным объектам (например, ядерному полигону Чагай-Хиллз)», — рассказал он «Республике».

Жизнь под прицелом

Пакистан, по мнению многих экспертов, в последние годы превратился в базу международного терроризма. Внутренние противоречия и борьба кланов за власть породили в стране огромное количество радикально настроенных группировок, члены которых выходят из не менее многочисленных религиозных школ. Соседство с Афганистаном, приграничные территории с которым на 70% контролируются боевиками, только усугубляет общее положение дел.

Последний теракт совпал по времени с визитом в Пакистан госсекретаря США Хиллари Клинтон. Некоторые иностранные СМИ даже напрямую связали взрыв в Пешаваре с приездом госсекретаря. Очередной взрыв прогремел в среду в городе Пешаваре на северо-западе страны. Взрывное устройство, заложенное в автомобиль, было приведено в действие на оживленном базаре города. Число погибших составило 87 человек. Ранения получили еще по меньшей мере 240 человек, по сообщению ИТАР-ТАСС. Медики и представители местной полиции не исключают, что число пострадавших и погибших будет расти.

Теракты в этом городе не редкость. Пешавар — административный центр Северо-Западной пограничной провинции, в которую входит так называемая зона пуштунских племен, протянувшаяся вдоль границы с Афганистаном. Централизованной власти здесь фактически нет, территории управляются старейшинами племен. Поэтому многие боевики «Аль-Каиды» и «Талибана» скрываются в этом районе.

«Исламабад пытается взять под контроль зону пуштунских племен. Однако задача решается плохо. Появление американских беспилотников в небе над этой территорией только усугубило ситуацию, так как любая армия здесь воспринимается как оккупационная», — сказал Евгений Сатановский.

Гражданские против военных

Основной же целью визита госсекретаря политологи считают оказание поддержки правительству Пакистана, как политической, так и экономической. «Ситуация в стране чрезвычайна плоха, — рассказал Евгений Сатановский. — Армия впервые вступила в серьезную конфронтацию с действующим правительством. Военные действия в долине Сват превратили 2,5 млн человек в беженцев — это тоже большая проблема».

«Дело в том, что сейчас у власти в стране стоят гражданские люди, — пояснил заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Так исторически сложилось, что гражданские режимы в стране всегда были более слабыми, нежели военные, и традиционно военными и свергались».

Американцы хотят прекратить эту тенденцию и планируют укрепить позиции гражданского правительства, в том числе и в контексте влияния на армию, сказал политолог. Причина этого в том, что гражданское руководство страны не приемлет исламистов категорически (нынешний президент Асиф Али Зардари — муж убитой террористами Беназир Бхутто — «Республика»), а в армии на этот счет присутствуют разные мнения. Помимо прочего, сейчас в стране нестабильная обстановка, а это осложняет борьбу с экстремизмом, отметил Макаркин.

Евгений Сатановский, в свою очередь, отметил, что и Асиф Зардари, и бывший глава государства Первез Мушарраф стояли у истоков движения «Талибан», поэтому сложно понять, борются они с талибами на самом деле или нет. Однако политолог согласен с Макаркиным в том, что обрушение режима действующего правительства может стать для США большой головной болью: активизация террористов, опасность попадания ядерного оружия в руки «Аль-Каиды», усиление наркотрафика плюс нестабильная обстановка в соседнем Афганистане в преддверии проведения второго тура президентских выборов.

Впрочем, по мнению Сатановского, Америка пожинает сейчас плоды своего опрометчивого шага, результатом которого стал вынужденный уход с президентского поста Первеза Мушаррафа. «Мушарраф имел огромное влияние на армию и силовые структуры и держал ситуацию в стране под контролем», — добавил политолог. У нынешнего же главы государства такого влияния нет. Его вообще считают марионеткой США.

По всей видимости, это понимают и в США. Обострение ситуации налицо, и с этим надо что-то делать. Пока же Клинтон пообещала Пакистану помощь в модернизации его энергетической инфраструктуры и преодолении острого энергетического кризиса в стране. Чем это поможет в борьбе с талибами, окопавшимися в горных районах страны, так и осталось неизвестным.

0 коммент.:

Отправить комментарий