07.09.2009
Кризис умер. Да здравствует кризис!
Автор: Дмитрий КОПТЕВ
Наблюдения за мировыми финансовыми рынками в последнее время напоминают просмотр фильмов Жака Ива Кусто. Все, кто имеет к финансам хоть какое-то отношение – от глав центробанков и крупнейших инвесторов до независимых аналитиков и трейдеров, – подобно стае рыб, внезапно резко меняют направление движения на диаметрально противоположное, повинуясь не вполне очевидным сигналам. Это красиво выглядит на экране, но в реальности может оказаться, что мы движемся по кругу.
More...
Года не прошло со времени, когда мировые СМИ рисовали будущее преимущественно в черных и темно-серых тонах, используя выражения типа «тяжелейший кризис со времен Великой депрессии». Один министр финансов, если помните, договорился даже до того, что выход из кризиса займет ближайшие 50 лет. Сегодня в ходу другие речи.
Гонка оптимистов
Финансовые институты наперегонки улучшают свои прогнозы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на прошлой неделе «оптимизировала» прогноз падения ВВП в 2009 году. В странах «Семерки» он, по мнению экспертов ОЭСР, упадет не на 4,1%, как предполагалось ранее, а на 3,7%, в Японии снижение составит 5,6%, а не 6,8%, в странах зоны евро — 3,9%, а не 4,8%. Восстановление идет быстрее, чем ожидалось, говорится в докладе организации. В III квартале 2009 года в США, Японии, Германии и Франции экономика будет расти. В IV квартале к этим странам присоединятся Италия, Великобритания и Канада.
Незадолго до ОЭСР с новым (разумеется, улучшенным) прогнозом выступил Европейский центральный банк. Правда, на 2009 год никаких изменений не назначено — как ожидалось падение ВВП еврозоны на 4,1%, так и ожидается. Однако уже в следующем году вместо падения на 1% ожидается рост в 0,2%. О выходе из рецессии заговорил даже «суперинвестор» Уоррен Баффет, который раньше называл нынешний кризис худшим, с которым ему пришлось встречаться (а он пережил их немало).
Не упустил удобного случая и Международный валютный фонд (МВФ), изменивший прогноз падения мирового ВВП в 2009 году с 1,4 до 1,3%. При этом, правда, американская экономика почему-то вызвала у аналитиков фонда подозрения и прогноз на 2009 год был изменен с ожидавшихся -2,6 до -2,9%. Зато на следующий год США должны вырасти сильнее, чем предполагалось ранее, — 1,2% вместо 0,8%. А в целом по миру МВФ в 2010 году ожидает прироста ВВП в 2,9% (прежний прогноз 2,4%).
Вряд ли стоит удивляться, что министры финансов стран «Двадцатки», собравшиеся в Лондоне в субботу для обсуждения дальнейших мер по поддержке мировой экономики, не захотели выбиваться из струи. «Наши беспрецедентные, решительные и согласованные меры помогли остановить падение и повысить спрос в мире, — говорится в итоговом коммюнике саммита. — Финансовые рынки стабилизировались, а состояние мировой экономики улучшается».
Осторожность не повредит?
Несмотря на это, министры финансов не сочли возможным рекомендовать своим правительствам перейти от программ поддержки экономики к «стратегии выхода» (подробнее об этом см. материал «В ловушке W-рецессии»). Эту стратегию (exit strategy) впервые огласил глава ЕЦБ Жан-Клод Трише, а ее самыми горячими сторонниками на саммите были крупнейшие экономики еврозоны — Германия и Франция. Что естественно — в этих странах меры по стимулированию уже принесли свои плоды и дальнейшая поддержка экономики грозит ускорением инфляции, которая сведет к нулю начавшийся рост. В свою очередь США и Великобритания, финансовая система которых все еще не оправилась от потрясений, выступили решительно против.
В результате дело кончилось компромиссом: «стратегию выхода» задвинули в долгий ящик, но и ни о каких конкретных мерах не договорились. «Мы по-прежнему озабочены перспективами роста экономики и ситуацией с безработицей, особенно в странах с низким ВВП, — говорится в итоговом коммюнике саммита. — Мы продолжим решительно внедрять необходимые меры по финансовой поддержке и проводить денежную и налоговую политику, направленную на восстановление роста». Однако никаких упоминаний о том, что же именно считать «необходимыми мерами», в документе нет, за исключением разве что предложения продолжить накачивать деньгами международные финансовые институты — МВФ и Всемирный банк.
Вообще, на конкретные решения прошедший саммит был небогат. Так, пшиком закончилась нашумевшая инициатива ограничить предельный размер бонусов, выплачиваемых инвестиционными компаниями и банками своим топ-менеджерам, привязав их к долговременным последствиям деятельности финансовых учреждений. Кстати, водораздел в этом вопросе также прошел по линии Германия — Франция с одной стороны, США — Великобритания с другой. В итоговый документ не вошла даже осторожная фраза из чернового варианта, в которой предлагалось обратиться к совету по финансовой стабильности с просьбой обдумать, как можно ограничить размер вознаграждений, с тем чтобы снизить риски и улучшить деятельность банков. Вместо этого договорились обсудить этот вопрос позже.
Впрочем, это как раз беда небольшая — ограничение бонусов банкирам должно было носить скорее психотерапевтический характер. Надо же как-то успокоить налогоплательщиков, которые видят, как банки сначала получают миллиарды бюджетных денег, чтобы спастись от банкротства, а потом выплачивают эти же миллиарды в виде вознаграждений. Официальная версия — что ограничение выплат поможет банкам нарастить капитал, чтобы впредь самим справляться с финансовыми трудностями (совет сам по себе более чем здравый) — выглядит несерьезно, суммы все же несопоставимы.
Но ведь не прошло и намного более актуальное предложение — изменить расклад сил в МВФ и Всемирном банке, на чем настаивали страны БРИК. На словах все признают, что нынешнее распределение квот в МВФ уже не отражает реальный расклад сил в мировой экономике. Это даже занесено в коммюнике, выпущенное по итогам встречи министров финансов. Однако никаких выводов из этого не следует. Реформу Всемирного банка планируется закончить к весне 2010, а пересмотреть квоты в МВФ обещают к январю 2011 года. Причем никаких конкретных параметров ни реформы, ни пересмотра пока нет — их только надеются разработать к саммиту «Двадцатки» в Питтсбурге.
Чем опасно успокоение
Складывается ощущение, что, залив потоками денег начавшийся пожар, страны «Двадцатки» пришли к выводу об универсальности такой стратегии и намерены следовать ей и впредь, «пока восстановление не будет гарантировано» (цитата из коммюнике). Спора нет, паника и растерянность, овладевшие всеми в прошлом году, — не самое лучшее, что можно придумать. Но один плюс в них был — тогда все признали, что финансовая система в том виде, в котором она существовала до этого, дальше существовать не может и нуждается в коренной структурной перестройке. Сейчас голоса сторонников этой идеи звучат все реже и тише, а все практические меры направлены не на качественное изменение, а на восстановление докризисных количественных показателей мировой экономики. Причем под экономикой все чаще подразумевают финансовый сектор.
Между тем, как предупреждал в своей статье, опубликованной газетой Financial Times, профессор Гарварда Бенджамин Фридман, финансовая система не должна быть самоцелью. Он приводит примеры: пузырь на рынке недвижимости привел к тому, что в США построено слишком много домов, на возведение которых были потрачены излишние ресурсы. Бум «доткомов» в конце 90-х заставил проложить миллионы миль оптоволоконного кабеля, который можно было бы использовать с большей пользой. И что хуже всего — финансовый сектор все последние годы забирал лучших специалистов, которые могли бы работать в других отраслях. Фактически кризис произошел потому, что цена, которую общество платило за функционирование финансовой системы, в какой-то момент превысила прибыль, которую та приносила.
К сожалению, все больше признаков указывают на то, что урок кризиса остался неусвоенным. Инвестбанкиры, спасенные гигантскими финансовыми вливаниями, с увлечением разрабатывают новые спекулятивные инструменты. На днях газета The Wall Street Journal написала об очередной блестящей дебютной идее. Некая группа банкиров собирается скупать полисы страхования жизни (вернее, право требования по ним) по цене от $400 тыс. до $1 млн, в зависимости от возраста и состояния здоровья владельца. Затем эти полисы будут объединяться в пакеты по нескольку сот тысяч в каждом, под которые планируется выпустить облигации. Доходность по этим бумагам будет зависеть от того, какое количество народу из числа владельцев полисов умрет раньше обозначенного в них срока.
Безнравственно? Не без того. Но скупать закладные на дома, владельцы которых заведомо не в состоянии были выплатить ипотеку, тоже было безнравственно. Экономика вообще, как правило, не оперирует такими понятиями (хотя бывают и исключения). Единственный способ заставить бизнес вести себя «в рамках» — четко эти рамки обозначить и строго следить за их соблюдением. Пока, увы, никаких успехов на этом поприще не видно. А слишком успешное спасение рядового инвестбанкира с помощью печатного станка угрожает тем, что мировая экономика, описав полный круг, снова окажется в той же точке, где она была перед началом кризиса.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий