07.09.2009

ФАС лечит автопром банками


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

Чиновники придумали очередной способ вытащить из болота программу льготного автокредитования, буксующую с самого первого дня ее запуска. ФАС предлагает расширить список контрагентов, имеющих право выдавать льготные кредиты. Эксперты идею одобряют, но сомневаются, что это приведет к резкому увеличению количества выданных автокредитов.
More...
На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) появился проект постановления правительства о внесении изменений в правила предоставления субсидий российским банкам, претендующим на участие в программе льготного автокредитования. Документ разработан с целью расширить список банков, которые могут быть допущены к участию в программе.

Параметры программы льготного автокредитования меняются уже не в первый раз. Первоначальный вариант, запущенный в апреле этого года, предполагал, что государство при покупке гражданином России автомобиля отечественного производства стоимостью до 350 тысяч рублей будет доплачивать банку две трети ставки рефинансирования Центробанка. Банк, в свою очередь, снижал для покупателя ставку — в среднем до 6,5%. По этой программе льготные автокредиты могли выдавать населению всего три государственных банка: ВТБ, «Сбербанк» и «Россельхозбанк».

Программа не заработала. За первые пять месяцев 2009 года в России было куплено примерно 645 тыс. автомобилей. И выдано всего 15 тыс. льготных кредитов. В своем первоначальном виде программа оказалась слишком скудна с точки зрения целевой группы. Порог в 350 тыс. рублей сильно сужал количество желающих.

Чтобы запустить программу, Минпромторг подняло ценовую планку до отметки в 600 тыс. рублей, снизило первоначальный взнос по кредиту вдвое — до 15% и увеличило срок выплаты кредита до трех лет. Кроме того, было решено расширить список контрагентов. По новым условиям принимать участие в программе могут либо банки, на 50% принадлежащие государству или ЦБ, либо кредитные организации, размер собственных средств которых на 1 апреля 2009 г. составлял не менее 70 млрд рублей. Кроме того, банк должен иметь филиалы во всех федеральных округах. Под эти правила подходят восемь контрагентов: «Сбербанк», ВТБ, «ВТБ 24», «Россельхозбанк», «Газпромбанк», «Альфа-Банк», «Юникредит», «Банк Москвы».

ФАС предлагает расширить список еще больше, допустив к участию в программе все банки, которые обратятся с 1 октября по 1 ноября в Минпромторг с заявлением о намерении получать возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2009 году. Все банки, заявления которых утвердит Минпромторг. В проекте постановления говорится, что министерство может вернуть банкам неверно подготовленные документы, но не более трех раз. Сейчас документ проходит стадии согласования в заинтересованных ведомствах. ФАС рассчитывает, что все процедуры согласования закончатся к 1 октября.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя Минпромторга, ведомство получило документ антимонопольной службы и в целом согласно с ее предложениями, а все замечания будут обсуждаться в рабочем порядке.

Наблюдатели не уверены в том, что инициатива ФАС приведет к тому, что список контрагентов будет существенно расширен. «Не думаю, что в Минпромторг посыплются заявки, — говорит «Республике» независимый банковский эксперт Дмитрий Юрцвайг. — Автокредит — продукт для многих банков сложный. Кризис у нас уже отменили, но риски невозвратов и мошенничества остались».

По прогнозам эксперта, нововведения ФАС в лучшем случае увеличат список на пару пунктов и в итоге под действия программы попадет десяток крупнейших российских банков. Например, список могут дополнить «Уралсиб» и «Росбанк». «Государство доплачивает лишь две третьих ставки, — напоминает эксперт. — Стало быть, у банка, который хочет участвовать в программе, должно быть свое серьезное фондирование».

По словам Дмитрия Юрцвайга, если бы такая программа была запущена до кризиса — она бы работала. Но сегодня, когда доходы населения не растут, а зачастую даже и снижаются, ожидать резкого увеличения спроса не приходится. Ситуацию могла бы спасти программа утилизационных премий, о которой «Республика» рассказывала неоднократно, но она заработает лишь в середине следующего года. А пока отечественному автопрому приходится рассчитывать лишь на субсидии, функциональная польза от которых многим до сих пор не очевидна.

0 коммент.:

Отправить комментарий