14.06.2009

Жамилю Джакишеву задержали на границе


Автор: Ирина МЕДНИКОВА

Жамилю Джакишеву, супругу арестованного экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева задержали на границе, не дав выехать в Бишкек, где живут ее родители. Причину сотрудники пограничной службы объяснить внятно не смогли. Сама Жамиля уверена, что спецслужбы не хотят выпускать ее, чтобы не потерять рычаг давления на мужа.
More...
В выходные семья Джакишевых собралась навестить родителей Жамили в Бишкеке, и в ночь с субботы на воскресенье отправилась в соседнюю страну. Так как накануне супруга экс-главы «Казатомпрома» высказывала опасения, что ее могут задержать сотрудники спецслужб, на границу с ней отправились журналисты — убедиться, что она сможет беспрепятственно ее пересечь.

Жамиля Джакишева прошла пограничный пост первой, сотрудники службы пристально всмотрелись в ее удостоверение, после чего один из них сказал ей отойти в сторонку и подождать. Документы понесли в застекленный кабинет, видимо, старшего смены. В коридор сбежалось больше десятка пограничников, были и люди в штатском. Начались переговоры по рации и перебежки между кабинетами. «По оперативной линии докладывали?» — слышалось тут и там.

Ожидание длилось около тридцати минут — все это время мы наблюдали, как шли напряженные переговоры по телефону. В это время дежурные успели проверить документы у прессы, запретили вести фото и виедосъемку и попытались отобрать видеокамеру с кассетой.

Наконец, появился человек в форме, назвавшийся Алибеком Сеитовым, и объявил вердикт:

- Ваша дочь может продолжать движение. А вас мы не пропустим. По решению определенных органов, каких, я не могу сейчас говорить...- тут он увидел диктофон и замолчал.

- А что есть подписка о не выезде? — накинулись на него с вопросами журналисты.

- Да, — просто ответил он.

- Но она ничего не подписывала! — возмутились мать и дочь Джакишевы.

Г-н Сеитов, видимо, такого поворота разговора не ожидал и быстро ретировался. Стало ясно, что служивым дали приказ — не пущать, а почему — не потрудились пояснить, и вот они в растерянности начали выдумывать разные убедительные причины.

- Я не могу объяснить вам почему, — продолжал негромким голосом г-н Сеитов, как бы стараясь стереть в нашей памяти упоминание «определенных органов».

- А кто может объяснить, кто главный здесь? — не унимались журналисты.

На подмогу пограничной команде подоспел лейтенант Еркин Сабденов с новой, более успешной на его взгляд, версией задержания.

- Вам надо удостоверение менять, — невозмутимо заявил он.

- Почему? — удилась Жамиля Джакишева.

- Вас не пропустят, — будто не слыша вопроса, твердил лейтенант.

- Что с удостоверением? — снова повторила вопрос Жамиля.

- Не знаю, надо менять, — с туманным взглядом поверх ее головы говорил г-н Сабденов, — причин не могу вам сказать, ничего не знаю, не знаю ничего. Мы не будем вас пропускать и все, я объяснять не имею права. У вас неисправность с документами.

- Что значит неисправность с документами? Что именно не так? — все больше возмущалась супруга Мухтара Джакишева, — я ездила до этого каждый месяц к родителям, и все было нормально.

- Удостоверение не считывает компьютер, что-то не так у вас, — лейтенант пытался держаться невозмутимо. — Куда хотите, жалуйтесь — в Алматы, в Астану, у вас документы неисправны. Мы вас не пропустим, хоть тысячу раз запишите на свой диктофон — документы не исправны, документы не исправны, документы не исправны, документы не исправны...- начал повторять он как заезженная пластинка.

Тогда Жамиля Джакишева предложила просканировать ее паспорт — с ним-то наверняка все в порядке! И здесь началась просто комедия. В стеклянной будке ее паспорт вывели через сканер на монитор. К окну припали все — и дочь Айгерим, и сама Жамиля, и журналисты. Но тут их начала отгонять охрана: мол, нечего туда смотреть, а проверяющие паспорт отвернули монитор от окон, так чтобы кроме их никто не увидел результата проверки. Через минуту они довольным голосом объявили, что паспорт тоже не считывается.

- Тоже половину только видно, а половина не считывается, — пограничники уже остановились на версии, что документы не открываются в базе компьютера.

- Я только что видела в окошке, что когда он положил паспорт в сканер, он весь открылся, — протестовала г-жа Джакишева, — Не могут и удостоверение, и паспорт быть не исправны!

- Обратитесь в паспортный стол, скажите, вот меня пограничники не выпускают — заботливо предложил старший смены пограничной службы Вячеслав Галинский (ему, кстати, меньше других удавалось скрывать смех от этой неадекватной ситуации).

- Да вам самому смешно! А если они скажут, что паспорт в порядке?

- Тогда спросите у них, куда вам теперь можно обратиться? Может там вам подскажут? И время не теряйте, езжайте назад, мы вас не выпустим, однозначно, весь отряд по тревоге подниму, хоть всю смену сейчас сюда приведу, но вас не пропустим, — начал грозить г-н Галинский.

Стало ясно, что так перепираться можно хоть до утра, и Жамиля Джакишева решила возвращаться в Алматы.

- Не было подписки о невыезде, просто у вас флажок — не выпускать, и даже я это понимаю! — прокричала напоследок дочь Мухтара Джакишева Айгерим.

Сама г-жа Джакишева уверена, что ее не выпускают из-за мужа.

- Понятно, что пока я здесь, они могут говорить моему мужу все, что угодно, — прокомментировала она задержание на границе. — Понятно, что он боится за наши жизни — мою и детей. Это просто способ давления. А если я уеду, то где же будет способ давления?

Последний раз супруга экс-главы «Казатомпром» проезжала в Бишкек 4—5 мая и никаких проблем с документами у нее не возникало.