23.06.2009

Разговоров много, а дела мало


Автор: Мадия ТОРЕБАЕВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

До заявленной даты начала работы Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии осталось не так уж много времени. Однако скептики по-прежнему считают идею утопической. Взаимное недоверие и постоянные торговые войны – не только между Москвой и Минском, но и между Кремлем и «Ак ордой» – не дадут Таможенному союзу, по их мнению, стать реальностью.
More...
Что касается конкретно Казахстана, то достаточно взглянуть на прилавки магазинов и сразу становится ясно, что отечественным производителям весьма сложно конкурировать с коллегами из России и Белоруссии. Так что выгода от Таможенного союза для нашей страны, и без того оказавшейся в крайне сложной экономической ситуации и не заинтересованной в сворачивании производств и увеличении безработицы, мягко говоря, не очевидна.

Не факт, что объединимся

- Нет никакой уверенности, что к 2010 году мы объединимся в Таможенный союз, — признался «Республике» консультант Института экономических стратегий ЦА Бахыт Кайракбай. — Разговоров много, а на деле ни одна из программ не была реализована. Связано это с национально-эгоистическими интересами каждого государства.

Получается весьма интересная ситуация. На уровне глав государств декларируется необходимость создания единого экономического пространства для благоприятных моментов при перевозке товаров, рабочей силы и прочих услуг. А на другом уровне в то же время усиливаются конфликтные ситуации, связанные с торговыми отношениями. Они-то как раз и показывают наличие подводных камней и течений, которые со временем могут мешать работе Таможенного союза. Напомню, речь идет о недавних запретах на ввоз мяса через российско-казахстанские таможенные границы и «молочно-газовая истерия», разразившаяся между РФ и Беларусью.

- Может быть, тут действительно имеет место быть какой-то «задний» интерес. К примеру, через внедрение экономического интереса могут быть получены какие-то политические результаты, — предположил консультант Института экономических стратегий ЦА. — Более того, Таможенный союз предполагает и такой немаловажный фактор, как низкий уровень коррупции. Если дело обстоит иначе, любые, даже самые хорошие начинания обречены на провал.

В итоге пока непонятно, чего больше в идее Таможенного союза: политики или экономики. Если политики, то желание России расширить свое пространство, где она могла бы доминировать, вполне понятно. Если это экономический проект, как заявляет Нурсултан Назарбаев, то здесь больше вопросов, чем ответов.

«Страшилка» для Запада?

Несмотря на призывы президента Казахстана во время недавней поездки по Западно-Казахстанской области активно насыщать местные рынки собственной продукцией и работать на опережение, четких интересов Казахстана в Таможенном союзе никто не обозначил. В результате создается впечатление, что все делается лишь для того, чтобы создать эту организацию и продемонстрировать Западу начало процесса.

- Не исключено, что это своего рода «страшилка». Но даже учитывая подвижки Запада в отношении энергетических ресурсов, не думаю, что, к примеру, в отношении основных энергетических источников Таможенный союз будет оказывать влияние. Не исключены какие-то трения, но это уже рабочая атмосфера, — отметил Бахыт Кайракбай.

Тут впору вспомнить и об урановом интересе России в Казахстане. Причем эксперт не исключает, что создание Таможенного союза лишь облегчит продвижения заинтересованным сторонам:

- Учитывая последние скандалы в этом секторе экономики, могу заметить, что объективно складывающаяся ситуация весьма выгодна России, для которой Таможенный союз скорее играет многофункциональную роль.

Отчасти эта версия подтверждается и предложением России вступить в ВТО скопом.

Step by step

Пищу для размышлений дает и привлекалочка для инвесторов от президента Назарбаева об открывающемся 180-миллионном рынке людских ресурсов и суммарном ВВП почти в 2 триллиона долларов.

- Лично я противник вступления в ВТО, — не согласен с лидерами стран Бахыт Кайракбай. — И тому есть много объяснений. Но не исключено, что в данном вопросе Казахстан где-то и подыгрывает России. Более того, учитывая увеличивающийся до 150 — 180 миллионов человек рынок, возникает возможность на равных вести переговоры с КНР. Совместные действия по усилению и защите таможенного рынка уравнивают шансы.

С одной стороны, существенные различия в законодательстве и политическом устройстве трех стран являются, с точки зрения эксперта, существенным барьером при вступлении в ВТО. С другой — в плюсы можно записать огромное пространство, способное существенно повлиять на глобальную торговлю.

Есть и другие положительные моменты в реализации идеи по Таможенному союзу. Для России, к примеру, открытие таможенных границ выгодно усилит ее присутствие на территории Казахстана.

- В то же время Астана учитывает привлекательность открывающихся рынков России и Белоруссии, — считает эксперт. — У нас основной товарооборот с РФ составляет порядка 40 — 50%, и когда границы перекрыты, наносится существенный ущерб нашему производителю, который вынужден вариться в своем соке, не имея возможности конкурировать.

К тому же создать Таможенный союз на базе существовавшего единого советского пространства намного легче, чем это приходилось делать Европейскому союзу. А потому эксперт уверен, что торопиться не следует и лучше действовать по принципу step by step.

0 коммент.:

Отправить комментарий