29.07.2009

Когда умрет расизм в Америке?


Автор: Николай ПАХОМОВ

Вот уже две недели американские СМИ и политики обсуждают инцидент, случившийся в обычно спокойном и далеком от политических баталий Гарварде. Инцидент этот – лишь одно из многочисленных свидетельств того, что, несмотря на избрание президентом чернокожего, межрасовые проблемы в США продолжают существовать в самой острой форме.
More...
16 июля чернокожий профессор Гарвардского университета Генри Луис Гейтс возвращался домой из зарубежной поездки. Не совсем ясно, то ли господин Гейтс где-то потерял ключи от дома, то ли замок испортился, но открыл он дверь не сразу и не без труда. У уважаемого профессора нашелся «бдительный» сосед, который сообщил полиции, что квартиру Гейтса кто-то взломал.

Хотя вряд ли здесь можно говорить о подлинной бдительности — если бы уж этот обеспокоенный гражданин был бы хоть сколько-нибудь наблюдательным, то, наверное, знал бы своего соседа в лицо и понял, что в квартиру нестандартным образом попал ее хозяин. Полиция же на вызов не ответить не могла — к дому прибыл сержант Джеймс Краули, который, беседуя с Гейтсом через закрытую изнутри дверь, быстро убедился, что общается с хозяином, однако для установления личности попросил все таки профессора выйти на улицу.

В ответ же известный своей высокой квалификацией, уважаемый и опытный полицейский услышал много нелестных слов, была упомянута даже его достопочтенная матушка. Гейтс не унимался и после нескольких предупреждений и требований вести себя прилично был арестован Краули за агрессивное поведение. При этом присутствовали и чернокожие коллеги сержанта, позднее заявившие, что Краули вел себя в соответствии с самыми высокими стандартами политической корректности.

Эта нелепая история мгновенно была распространена СМИ. Вышло, что добропорядочный профессор, пытаясь попасть к себе домой, был арестован белым полицейским, действовавшим по старому убеждению расистов, что все черные — воры. (Между прочим, есть на эту тему и история в мемуарах Барака Обамы: пожилые белые леди сообщали о нем куда следует, не веря, что чернокожий юноша может жить с ними в одном доме и вовсе не собирается их грабить.)

Однако последующее прояснение подробностей и обсуждение их общественностью обрисовали отнюдь не столь однозначную картину. Начнем с того, что профессор Гейтс работает в центре афро-американских исследований, поэтому к вопросам межрасовых отношений проявляет повышенную чувствительность. Бравый сержант Краули при ближайшем рассмотрении на расиста не потянул. Масла же в огонь подлил президент Обама, который, не успев разобраться в ситуации, заявил, что Краули действовал глупо, чем обидел не только сержанта, но и его коллег. В итоге Обаме придется извиняться. Гейтс и Краули приглашены в Белый дом выпить пива и помириться.

Не спеша с выводами о том, кто прав, а кто виноват, одно можно сказать точно: межрасовые отношения в Америке насыщены острыми проблемами и даже при самых небольших усилиях можно найти несколько подтверждений тому. Скажем, недавно Верховный суд постановил, что мэрия города Нью-Хэйвен поступила несправедливо по отношению к белокожим пожарным, когда отказалась повышать их в званиях по итогам экзаменов. Обоснование чиновники сочинили такое: экзамены не сдал ни одни чернокожий, следовательно, новых лейтенантов и капитанов назначать не будут вообще. И понять сотрудников мэрии можно — поступив по-другому, они рисковали бы стать мишенью судебных исков со стороны чернокожих.

До сих пор жива и политика так называемой компенсационной дискриминации, когда на работу или на учебу требуется взять определенную квоту представителей меньшинств, дабы нивелировать старинные несправедливости. При этом существует мнение, что подлинное равенство будет достигнуто не при сохранении такой политики, а когда чернокожие будут получать должности и места в учебных заведениях исключительно в результате своей квалификации, а не из-за цвета своей кожи. В конце концов, Обама стал президентом США не в рамках политики компенсационной дискриминации.

Между тем дискуссии в поисках ответов на вызовы, которые нет-нет да подбросят американскому обществу нерешенные проблемы межрасовых отношений, вести не принято. Периодические скандалы, как нынешняя история с Гейтсом, глубинных причин проблемы не затрагивают: поругались профессор с сержантом полиции, помирятся за кружкой пива с президентом — история эта хороша для телевидения. При этом в американских тюрьмах продолжает находиться непропорционально большее число чернокожих, чернокожие дети по-прежнему часто лишены нормального образования, и бедность острее всего чувствуется именно среди чернокожих.

До обсуждения этих проблем в американских СМИ дело доходит редко. Освещение случая с профессором Гейтсом больше направлено на удовлетворение интереса аудитории к скандалам. В итоге у Обамы в такой ситуации есть два пути: опасаясь за свою популярность, уйти от решения этих проблем, ограничиваясь громкими и красивыми заявлениями; или с позиции добившегося выдающегося успеха чернокожего смело и откровенно вести дискуссию, направленную на поиск ответов на самые сложные вопросы межрасовых отношений. Какой из них он изберет — покажет время.

0 коммент.:

Отправить комментарий