17.08.2009

«Черная дыра» Альянс Банка


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Как известно читателям, согласно сложившейся недавно традиции, если на неделе кто-нибудь бросает информационный «камень» в экс-главу «Евразийского банка» Жомарта Ертаева, то в субботу обидчик получает ответный удар от опального банкира со страниц газеты «Время». Прошлая неделя не стала исключением из этого своеобразного графика.
More...
На этот раз «камень», причем довольно увесистый для того, чтобы им вплотную заинтересовались силовики, прилетел из АФН. Глава АФН Елена Бахмутова, как уже известно, читателям нашей газеты, сообщила журналистам о своем разговоре 1 февраля текущего года с Маргуланом Сейсембаевым, «конечным» владельцем «Альянс Банка», заметив, что он «вскользь» сказал ей про «дырку» в его банке размером в $700 млн.

Также, по словам г-жи Бахмутовой, в результате проверки в «Альянсе» был найден лишь один документ с подписями Жомарта Ертаева и Алексея Агеева, но и они, и г-н Сейсембаев дружно опровергли свою причастность к этой «дырке» и найденной бумаге.

Далее, попутно она заметила, что бридж-финансирование, о котором говорилось в открытом письме г-на Сейсембаева как обычной практике банков для пополнения своего капитала, на самом деле запрещено законодательством: «Создавать акционерный капитал за счет заемных денег запрещено прямо, можно было привлечь долговой капитал через субординированный долг, а вот заводить таким образом воздух в капитал банка — у меня просто нет слов».

Ответ от Жомарта Ертаева на этот раз пришел не в виде добротно написанного эссе, а в форме «жомартовских тезисов». В нем он формулирует восемь своих выводов по поводу документов, о которых говорила г-жа Бахмутова (с их содержанием наша газета ознакомила читателей ранее), а редакция газеты «Время» заодно объявила эти тезисы своим официальным запросом в адрес АФН.

Суть последней публикации г-на Ертаева состоит в следующем. Во-первых, он справедливо заключает, что еще до сделки по установлению контроля государства над «Альянс Банком» и в АФН, и в ФНБ знали «о большой дыре в его балансе».

Со своей стороны заметим, что в таком случае здравомыслящий покупатель должен был отказаться от сделки и заодно обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением о выявленном финансовом преступлении. Напомним также читателям, что по нашему законодательству чиновников положено карать не только за действие, повлекшее нарушение закона, но и за бездействие, вызвавшее оное!

Ну, а поскольку государство не отказалось от сделки и не подвергло «Альянс» массированному вторжению силовиков и арестам топ-менеджеров, как это было в случае с «БТА Банком», то журналистам остается лишь сделать вывод о том, что «крыша» первого банка оказалась крепче, чем у второго. Другая версия — невероятный шум, поднятый властью вокруг «БТА Банка», является всего лишь дымовой завесой для прикрытия «черной дыры», обнаруженной в «Альянсе», в которую могут попасть многие крупные фигуры отечественного истэблишмента, поименно названные неким Арланом Римпоче в Интернете в качестве получателей крупных взяток.

Далее, г-н Ертаев обращает внимание, что проверка в «Альянсе» была проведена не сразу, а с задержкой по времени, и результатом ее стал всего лишь один документ за подписью его и г-на Агеева. Документ этот позже не менее загадочным образом появился на одном из российских сайтов, а его подлинность была подтверждена пресс-службой банка.

При этом, как отмечалось ранее, текст отпечатан не на официальном бланке банка, подписи не заверены печатями, а к письму о намерениях приложена «бумажка размером с клочок туалетной бумаги, в которой якобы перечислены какие-то договоры. Естественно, без подписей, регистрационных номеров и не на бланке»! Тем не менее, каким-то чудным образом на основании столь небрежно оформленных бумаг, которые в суде для опытных юристов будут выглядеть филькиной грамотой, как отмечает г-н Ертаев в своем 5-м тезисе, «нынешний топ-менеджмент Альянс Банка списывает 1,1 млрд. долларов в пользу контрагентов, не попытавшись даже отсудить их»!

Нго 6-й тезис гласит следующее: «В руках регулятора это письмо ни о чем превращается в факт существенного нарушения банковского законодательства, на основании которого меня отстраняют от должности председателя правления Евразийского банка. То есть, не имея на руках ни договоров, ни гарантий, на которых стояла бы моя подпись, меня обвиняют в серьезном преступлении и увольняют с любимой работы».

Плюс «посредством ковровой бомбардировки во всех центральных СМИ высокие официальные лица вешают на меня все мыслимые и немыслимые ярлыки, делают из меня «врага народа», ставя под сомнение мою репутацию и все достижения нашей команды» (это тезис № 7).

А заключительный — 8-й тезис — служит грозным напоминанием АФН и всем недоброжелателям г-на Ертаева о мощи стоящих за ним работодателей в лице трио миллиардеров г-д Машкевича, Шодиева и Ибрагимова: «В результате этого также наносится существенный ущерб репутации и бизнесу Евразийского банка, в котором я работаю на протяжении последнего года». Ведь если «евразийцы» вступят сейчас в полномасштабное юридическое и информационное противостояние с АФН и Нацбанком (естественно, с одобрения главы государства!) в защиту своей «дочки», то даже не нужно гадать, на чьей стороне окажется победа.

Кстати, первым, похоже, белый флаг начал поднимать г-н Марченко, отказавшийся на последней пресс-конференции от подробных комментариев в связи с публичной полемикой между господами Сейсембаевым и Ертаевым, хотя ранее он охотно делился своими сведениями о ходе следствия силовых структур по этому поводу.

Напомним, что по неофициальным сведениям во время первого правления в Нацбанке у г-на Марченко были весьма напряженные отношения с «евразийцами» по поводу проекта закона о консолидированном надзоре. Затем г-ну Марченко пришлось публично объясняться в своих политических симпатиях к некоторым лидерам «Демвыбора Казахстана» и отмежеваться тем самым от поддержки Гражданской партии, контролировавшейся «Евразийской группой». А завершилось это негласное противостояние видного члена банкирского сообщества с сырьевиками отданием г-на Марченко на «съедение» верному ставленнику последних Даниалу Ахметову в бытность его премьерства.

Напомним также, что в отличие от своего оппонента г-н Сейсембаев публично выразил готовность к сотрудничеству со следствием и назначить адвоката, «который будет отвечать на любые вопросы, если прямо нужно срочно ответить за меня что-то». А глава ФНБ «Самрук-Казыны» пояснил, что «Альянс Банк» с середины сентября вступает в отношениях с кредиторами в период подписания документов (turn-sheet), когда кредиторы выбирают свои опции реструктуризации долга. Затем примерно 6 месяцев уйдет на юридическое оформление (settlеment) всех новых сделок, которое завершится примерно к марту.

0 коммент.:

Отправить комментарий