12.08.2009

Журналисты пойдут под статью «паровозом»?


Автор: Алла ЗЛОБИНА

Представителей республиканских и ряда уральских газет не пустили на судебный процесс по иску акима области к бывшему советнику Алпамысу БЕКТУРГАНОВУ о признании озвученной им на пресс-конференции информации клеветой. Журналистов попросили удалиться из зала, чтобы позже привлечь их в качестве свидетелей, а если «повезет», то и соответчиками.
More...
О «выдворении» журналистов судью уральского городского суда № 2 Аккуль Карасаеву попросил адвокат акима области Мустахим Тулеев. Он сослался на то, что журналисты возможно будут выступать в суде в качестве свидетелей. Причем когда работников пера и микрофона удаляли из зала, статус свидетелей для них еще не был определен - адвокат только намеревался ходатайствовать об этом. Перед началом второго судебного заседания журналистов попросили забрать повестки в... акимате области!

Правда, прессу удивило не столько то, что работники администрации обзванивали журналистов по телефону и сообщали, что теперь они выступают в качестве свидетелей. Хотя сам по себе факт, что госслужащие тратят свое рабочее время на личные судебные дела акима области и, по сути, выполняют функции работников суда, нелицеприятный.

Сюрпризом стало любопытство представителей областной администрации, которые пытались выяснить, кто именно присутствовал на скандальной пресс-конференции, где Алпамыс Бектурганов выступил с заявлениями о коррупционных нарушениях в коридорах местной власти и об ответственности за это со стороны Бактыкожи Измухамбетова. «По фотографиям аккредитованных при акимате журналистов мы узнали не всех», - откровенно объяснили работники акимата.

Почти весь вчерашний рабочий день журналисты провели около стен здания суда в ожидании окончания первого процесса и начала второго. А в итоге написали коллективное заявление об отказе от дачи свидетельских показаний. Представители СМИ также заявили, что привлечение их в качестве свидетелей препятствует выполнению профессиональной деятельности, в частности, освещению значимого для области судебного процесса.

Поводом для такого «демарша» стало заявление адвоката акима области Мустахима Тулеева. Сразу после окончания первого судебного процесса он сказал:

- Вы (журналисты - авт.) участвовали в пресс-конференции и распространяли информацию с разной интерпретацией, подзаголовками, наименованиями. Это уж ваша редакционная инициатива, а за содержательную часть, изложенную дословно, воспроизведение его позиции он отвечает сам, если это подтвердит. Но Бектурганов говорит: «Я ничего подобного не говорил, я акима области ни в чем не обвинял, это интерпретация СМИ», - и перекладывает всю ответственность на вас. Если он будет отрицать, вы будете отвечать, как представители СМИ, если исказили дословные его слова.

Алпамыс Бектурганов тут же опроверг заявления адвоката акима области. Он сказал, что от своих заявлений не отказывается. Его слова подтвердили и журналисты, присутствовавшие на заседании суда. Поэтому после обеда журналисты зачитали свое заявление. Судья отложила заседание, но Мустахим Тулеев не успокоился: мол, отказавшись давать показания, журналисты тем самым признали совершенное ими уголовно-наказуемое деяние.

Уже после всех понедельничных процессов журналисты с пристрастием допросили адвоката акима области.

- У нас складывается впечатление, что вы удаляете журналистов, чтобы мы не освещали судебный процесс...

- Вы глубоко ошибаетесь. В соответствии со статьей 335-й Уголовно-процессуального кодекса лица, которые прямо или косвенно причастны к рассматриваемому делу и могущие быть вызванными в суд в качестве свидетелей, не имеют права находиться на заседании во время судебного следствия.

- Почему вы вызываете всех представителей СМИ? Разве для установления истины не достаточно вызывать одного или двух свидетелей?

- Разумеется, всех, чтобы была объективная картина. Если мы одного только вызовем, то он будет говорить: «Я так не говорил или не публиковал». Мы должны взвесить все «за» и «против». Может быть, кто-то окажется аффилированным представителем СМИ и будет говорить в пользу Бектурганова.

- В ходе судебного заседания вы давали личные оценки по отдельным материалам журналистов. Вы в том же ключе будете вести их допрос?

- Ну... в зависимости от того, насколько они будут искренни, объективны и будут соблюдать Закон «О СМИ».

- У представителей СМИ есть перспектива стать соответчиками?

- Соответчиками по гражданскому делу.

- В каком случае вы можете подать иски на СМИ?

- В зависимости от позиции Бектурганова. Если он ответственность переложит на вас (СМИ - авт.), что вы воспользовались его публичным выступлением и исказили его содержательную часть, обвинив акима области как руководителя в коррупции, злоупотреблениях служебным положением, совершении физического устранения неугодных ему лиц (кстати, ни в одной публикации нет заявлений о физическом устранения акимом неугодных ему лиц - авт.).

- На прошедшем заседании суда Алпамыс Бектурганов отказывался от своих слов?

- Он все отрицает, он говорит: это журналисты во всем виноваты, они такие нехорошие.

- Вы можете сказать, каков ваш гонорар?

- Какой-то провокационный вопрос задаете. Я исходил из того... то есть из чувства патриотизма могу вообще бесплатно работать.

Справка «Республики»

15 июля этого года советник акима Западно-Казахстанской области (ЗКО) Алпамыс Бектурганов провел в Уральске пресс-конференцию, где обратил внимание СМИ на серьезные коррупционные нарушения, происходящие в коридорах власти ЗКО и обвинил своего шефа - акима области Бактыкожу Измухамбетова - в протекционизме.

Выступление чиновника глава администрации комментировать не стал. Вместо него перед журналистами выступил руководитель аппарата акима области Амангельды Давлетжанов. Поступок советника он объяснил тем, что тот не может пройти аттестацию госслужащего, поэтому и выступил против акима. Демарш для Бектурганова закончился увольнением с формулировкой «профнепригодность» и «прогулы».

Сейчас аким Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов подал уже два иска в суд о защитите чести и достоинства. В одном иске аким области просит привлечь бывшего подчиненного Алпамыса Бектурганова к уголовной ответственности за клевету. В другом - чтобы Бектурганов принес извинения на страницах всех газет, которые опубликовали информацию о его пресс-конференции, и опроверг все свои заявления.

Интересно, что никаких претензий к г-ну Бектурганову не предъявил сенатор Ербулат Мукаев, который также фигурировал в заявлениях Алпамыса Бектурганова. Будучи замом акима города, г-н Мукаев возглавлял комиссию по легализации, деятельность которой заинтересовала финансовую полицию.

Со своей стороны Бектурганов отправил письма в ДКНБ по ЗКО и финполицию с просьбой разобраться во всех изложенных им фактах. Ответ пришел пока только из ДКНБ. По словам г-на Бектурганова, ему сообщили, что заявление поставлено на особый контроль.

Тем временем финполиция начала доследствие по уголовному делу трехлетней давности. Оно было возбуждено по факту издания книги Алпамыса Бектурганова за счет бюджетных средств. Тогда дело прекратили за недостаточностью улик.

0 коммент.:

Отправить комментарий