31.08.2009

Профсоюзных лидеров начали отстреливать


Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА

20 августа в городе Жанаозен Мангистауской области двое молодых мужчин стреляли в Икласа Шангреева, председателя профсоюза ТОО «Жондеу», «дочки» национальной компании «КазМунайГаз». Глава тред-юниона связывает нападение со своей «навязчивостью»: он активно требует от финансовой полиции разобраться в нарушениях, которые якобы имеют место в его родном предприятии.
More...
Президент Мангистауского областного независимого профсоюза Мухтар Умбетов назвал случившееся одним из проявлений «террора, развязанного в отношении активистов и лидеров профсоюзов».

В обеденное время, когда Иклас Шангреев стоял возле своего дома и ждал служебную машину, в него дважды выстрелили. Стрелявших г-н Шангреев увидел, когда падал. Это были два молодых человека.

- Они сделали два выстрела и убежали, — рассказал нам в телефонном разговоре профсоюзный лидер. — Они ничего у меня не забрали: ни сотку, ни деньги, они даже не подходили ко мне, стреляли с расстояния 4—5 метров.

Оба выстрела пришлись в спину. Так как стреляли резиновыми пулями, раны остались неглубокие, поэтому Иклас даже в больнице отказался лежать. Сейчас он уже идет на поправку. На следующей неделе собирается закрыть больничный и выйти на работу в ТОО «Жондеу» (предприятие по подземному и капитальному ремонту скважин), где трудится механиком.

Кому это выгодно?

Раз в главу профсоюза стреляли из «Осы», да еще и не в упор, то можно смело предположить, что его не собирались убивать, а решили лишь попугать. Но кто это сделал и почему?

На второй вопрос г-н Шангреев отвечает однозначно: это связано с его многочисленными жалобами в прокуратуру и финансовую полицию с просьбой провести проверку в ТОО «Жондеу».

- Нас в 2007 году отдали в доверительное управление частной компании, это предприятие позже должно было выкупить нас в собственность. Но мы добились, чтобы нас вернули в «КазМунайГаз» и повысили урезанную зарплату, — напомнил о недавних событиях г-н Шангреев. — У нас в 2007—2008 годах на предприятии был полный бардак: что хотели, то и творили. Не было учета товарно-материальных ценностей. Мы по этим фактам давали заявление в финполицию еще в сентябре прошлого года, расследование длится по сей день.

На вопрос «Кому именно было выгодно это нападение?» Иклас Шангреев ответить не смог.

- Я одно знаю: если кому и нужно устранить меня, то это людям, которые фигурируют в моих заявлениях в финансовую полицию, — сказал профсоюзник. — Пусть полицейские расследуют дело и найдут виновных.

По словам раненого, финансовая полиция уже возбудила уголовное дело по его заявлениям, а сотрудники внутренних дел — по факту нападения на него. Видимо, тем и другим придется действовать максимально быстро. Потому что это нападение вызвало бурю негодования в Жанаозене.

Так, по словам г-на Шангреева, уже на следующий день после происшедшего, 21 августа, сотни рабочих «Жондеу» провели забастовку перед своим предприятием. В субботу их поддержали сотрудники других предприятий города — они частично остановили производство. Требование у всех было одно — немедленно начать расследование, найти тех, кто стрелял, и тех, кто «заказал» Шангреева.

Сотрудники полиции, как это ни странно, демократизаторы в ход не пустили, напротив, заверили собравшихся, что все силы кинут на это дело, но просили дать им время на расследование.

- Дубинками забастовщиков не разгоняли: поняли, в чем суть дела, — рассказал Иклас Шангреев. — Полицейские тоже возмущены этим случаем. Наши ребята выдвигали условие, чтобы в течение десяти дней расследовали дело о нападении на меня, но я думаю, что это нереальные сроки.

Однако нет худа без добра: после выстрелов к заявлениям профсоюзника о финансовых нарушениях в ТОО «Жондеу» стали прислушиваться. Иклас Шангреев надеется, что его доводы теперь тщательно проверят и не будут волокитить дело.

Не частный случай, а тенденция

Свою профсоюзную деятельность Иклас бросать не собирается: не смогли его запугать стрелявшие.

- Все ребята на меня надеются, — сказал г-н Шангреев. — Мы за год, что я профсоюзом руковожу, многое сделали. И зарплата у нас повысилась. В прошлом году получали 80—100 тысяч, сейчас зарплата до 190 тысяч доходит. Руководство теперь обращает на работников внимание, выделяет деньги на социальные нужды.

Ну что сказать — смелое решение. Особенно в области, где, по словам главы областного независимого профсоюза Мухтара Умбетова, «развязан террор в отношении активистов и лидеров независимых профсоюзов».

- В декабре прошлого года меня, как председателя независимых профсоюзов, пригласили быть посредником в решении конфликта между ТОО «Жондеу» и предприятием, которому «Жондеу» отдали в управление. Когда были многотысячные забастовки в Жанаозене из-за этого конфликта, меня в подъезде избили двое неизвестных, полиция это дело закрыла. Только после вмешательства Генпрокуратуры дело вернули на расследование, — начал скорбный список происшествий г-н Умбетов. — В марте, когда меня вновь пригласили в Жанаозен поддержать забастовку, моей супруге стали угрожать по телефону. В мае избили двух активистов независимых профсоюзов организации «УзеньМунайГаз». Людей, которые избили активистов, никто к ответственности не привлек. Сейчас приехал гендиректор «ТД Разведка Добыча "КазМунайГаз"», и люди во главе с Икласом настояли, чтобы он с ними встретился, потребовали прозрачности бюджета, данные по итогам двух лет работы «Жондеу». Они получили полный отказ, и после этого через два дня в председателя профсоюза средь бела дня стреляют.

...Рабочие четко дали понять, что они своих в обиду не дадут. Они поняли, что если вчера били Умбетова, сегодня — Шангреева, завтра — перебьют всех. Теперь развитие событий зависит от властей предержащих, от того, будут ли объективно расследованы уголовные дела о финансовых преступлениях и о нападениях на профсоюзных лидеров.

0 коммент.:

Отправить комментарий