02.10.2009

В пылу охоты не считаем потери?


Автор: Роман СОЛОДЧЕНКО

Пока кредиторы БТА и «Альянса» прикидывают приемлемый уровень убытков, самое время подвести промежуточные итоги реализации мер правительства по поддержке финансового сектора.
More...
На сегодняшний день казахстанские банки напоминают российскую эскадру в конце Цусимского сражения. Флагман продолжает гореть и все больше кренится на корму, бортом к нему пришвартован «Темiр», выживание которого неразрывно связано с судьбой «БТА Банка». Капитулировавший первым «Альянс Банк» ждет решения кредиторов.

У «Казкома» и «Народного банка» видимых повреждений нет, но первому еще предстоит погашать в этом году около миллиарда долларов и, возможно, начислять дополнительные провизии по портфелю.

Девять мелких банков ожидают октябрьского решения регулятора, пока только три из них пообещали докапитализироваться, другим придется переквалифицироваться в пустынников, т. е. уходить из столиц и наращивать капитал в малонаселенных и безденежных регионах.

Ко дну, но с победным криком

Пока еще держатся на плаву пенсионные фонды, но реструктуризация долгов «БТА Банка» и «Альянса» грозит убытками, на покрытие которых потребуется капитал. А это может привести к нарушению установленного регулятором коэффициента достаточности с неясными перспективами.

Правительство пытается выдать эту удручающую картину за триумф государственной экономической мысли. «Вот видите, — говорит оно, — все банки на месте, а главное, благодаря своевременной поддержке удалось сохранить доверие к банковской системе, которое мы сами же и подорвали в начале года!» «Поддержка» уже обошлась государству в $19 млрд и еще обойдется в сумму, которую сегодня ни предсказать, ни посчитать невозможно. И что имеем в остатке?

Качество кредитов продолжает ухудшаться. Непонятно, когда оно достигнет дна и будет ли этот уровень подъемным для банков или провизии потянут их в «красную зону» нехватки капитала. Доверие к банковской системе, ради которого, по словам правительства, все затевалось, сохраняется пока только у депозиторов, которым больше негде держать деньги. Заемщики этого оптимизма не разделяют, задерживая платежи в надежде на реструктуризацию, а социальные напряжения среди клиентов ипотеки удается сдерживать только благодаря субсидируемым государством программам.

После реструктуризации БТА и «Альянса» участие иностранного капитала в банковском секторе резко увеличится, т. к. из крупных отечественных банков останутся только «Казкоммерцбанк» и «Народный банк».

Возвращение казахстанских банков на международные рынки заимствования будет проблематичным даже после завершения мирового кризиса. Для тех банков, которые не запятнали себя реструктуризацией и могут рассчитывать на доверие кредиторов, ограничителем станет разработанная правительством концепция развития финансового сектора. Контрцикличное регулирование предполагает закручивание гаек при первых признаках улучшающейся ситуации. Это значит, что вся банковская система будет развиваться на основе внутренних, большей частью государственных ресурсов.

Стратегии дальнейшего выживания БТА и «Альянса», которые после подписания реструктуризации придется исполнять, не считаясь с расходами, будут полностью подчинены интересам кредиторов. Судя по презентации БТА, работа банка будет построена на использовании и перераспределении государственных средств. Это значит отвлечение ресурсов как из казны, так и из других банков, в которых государство никаких обязательств на себя не брало. Для «Казкоммерцбанка» и «Народного банка» такое отвлечение чревато серьезными последствиями.

Средствами Национального фонда финансировать экономику при таком уровне расходов можно будет не более полугода. В попытке изыскания дополнительных ресурсов государство уже ступило на шаткий путь внешних заимствований. Пока еще деньги дает Китай, но за эти деньги уже сейчас надо идти на увеличение китайского присутствия в нашей экономике. И этот процесс уже нельзя будет развернуть даже после погашения долга.

Не пора ли признать ошибки?

На что надеются сегодня премьер и правительство? На окончание кризиса до нового года и бурный рост с 1 января? На то, что обязательства правительства перед банками закончатся с подписанием плана реструктуризации? На то, что ситуация сама собой утрясется и не надо будет нести ответственность за нанесенный казне ущерб?

Какими бы надеждами ни тешили себя господа Масимов и Келимбетов, сбыться им не суждено. Проблема наших чиновников в том, что они не умеют признавать ошибки. Позарившись в феврале на чужое добро, они не нашли в себе сил остановиться. Того же самого предписания АФН, на основании которого «Самрук-Казына» стал акционером, было бы достаточно, чтобы перевести банк в режим консервации. Выбрав схему захода через капитал и закачав в банк $1,7 млрд, правительство отрезало себе пути к отступлению.

Бездарность затеи с захватом БТА стала очевидной уже две недели спустя. Тогда правительство побоялось признать ответственность за выброшенные на ветер деньги и выбрало вариант затягивания переговоров с кредиторами банка. В итоге в переговорном процессе правительство было вынуждено уступить все позиции.

Теперь $1,7 млрд первоначального взноса «Самрук-Казыны» аннулируются, $1 млрд уйдет в счет погашения реструктурированных долгов, остальные средства конвертируются в новый капитал, в котором «Самрук-Казыне», возможно, уже не достанется контрольного пакета. Кроме того, к уже потраченным $7 млрд добавятся обязательства по поддержке ликвидности банка на протяжении всего процесса реструктуризации.

Работа международных аудиторов и консультантов, на которых руководство «Самрук-Казыны» потратило миллионы долларов из средств банка, кредиторами не признается, и теперь банку предстоит оплачивать новый комплект независимых аудиторов и консультантов, назначенных кредиторами. Я абсолютно уверен, что такого бесславного исхода переговоров госфонд мог бы вполне достичь, полагаясь на собственные мозги.

С той же «эффективностью» средства БТА сегодня тратятся на юридических консультантов, призванных вернуть якобы принадлежащие Аблязову активы за рубежом. По-видимому, опыт с отбиранием казахстанских активов не пошел впрок. В пылу охоты господа Масимов и Келимбетов не считаются с потерями, не придают значения тому, что все, на что им доводится наложить руку, тут же рассыпается прахом. Для них ставка в этой игре — уже не банк и даже не его активы. Ставка для них — сохранение власти, и нет таких доводов, которые бы заставили их от нее отказаться.



Источник: Газета "Республика" № 37 (172) 2 октября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий