27.10.2009

Бесконечная вертикаль Курманбека Бакиева


Автор: Павел ДЯТЛЕНКО, эксперт Центра «Полис Азия»

Бакиевская реформа госуправления – это постепенное, но неуклонное усиление вертикали исполнительной власти, возглавляемой президентом. Усиление за счет урезания полномочий премьер-министра и в целом правительства Кыргызстана.
More...
Озвученная 20 октября президентом Кыргызстана реформа структуры государственной власти — это четкое и последовательное продолжение линии, которую Курманбек Бакиев реализует в течение всего периода пребывания в должности. Речь идет, в первую очередь, об усилении его личной власти.

Имитация вместо развития

Процесс фактической реализации объявленных структурных и кадровых преобразований в Кыргызстане только начался, но президент республики уже может подсчитывать полученные имиджевые дивиденды. Например, он продемонстрировал стремление к исполнению данных избирателям в предвыборное время обещаний сократить чиновничий аппарат.

Кроме того, Курманбеку Бакиеву сейчас крайне важна имитация позитивной бурной деятельности во внутриполитическом пространстве, хотя бы для того, чтобы компенсировать в информационном поле свою беспомощность перед усиливающимся экономическим кризисом, ответственность за который после этого выступления не на кого возложить — президент занят реформой государственного управления, старое правительство ушло в отставку, а новое только начинает работу в новом составе, с новой структурой и полномочиями.

Кроме того, заявленное сокращение численности чиновников и расходов государства на их содержание — шаги, также нацеленные на повышение рейтинга президента, поскольку призваны продемонстрировать заботу государства (в лице президента Курманбека Бакиева) о народе в трудные кризисные времена. Впрочем, практическая результативность этих шагов находится под большим вопросом, так как реорганизация правительственных структур, трудоустройство и переобучение большого количества высвобождаемых чиновников потребуют значительных ресурсов, которые будет довольно трудно найти во время экономического кризиса.

Зачем президенту гиперкомпетенции?

В целом же инициативы Бакиева, безусловно, нацелены на усиление политической роли президента в ущерб функциям премьер-министра. Так, создание института президента, в состав которого в том числе будут входить государственный министр иностранных дел и государственный советник по вопросам обороны, безопасности и правопорядка, расширяет полномочия президента и ресурсную базу для их реализации.

А создание в структуре института президента Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям концентрирует в руках президента ключевые аспекты внутриполитической стабильности — внешние и внутренние экономические ресурсы и их распределение, планирование экономики и региональную политику.

Что касается полномочий премьер-министра, то они существенно ограничиваются. Благодаря кардинальному изменению структуры правительства, сокращению и перераспределению некоторых функций значительно усиливаются силовые ведомства, руководители которых назначаются президентом и находятся в его подчинении.

Например, теперь всех заместителей губернаторов будет назначать президент, раньше двух из трех заместителей губернаторов (кроме первого) назначал председатель правительства. Также теперь губернаторы областей вместо премьер-министра сами будут назначать заместителей акимов районов, причем губернаторы сами назначаются президентом республики. Подобное сокращение полномочий в сочетании с изменением структуры правительства ослабляет политическую роль премьер-министра, который по действующей Конституции является третьим должностным лицом в стране (после президента и председателя парламента).

После отставки правительства Игоря Чудинова политсовет Народной партии «Ак Жол», имеющей подавляющее большинство в парламенте, на экстренном заседании принял решение выдвинуть в качестве кандидата на пост нового премьер-министра республики главу президентской администрации Данияра Усенова, правительство которого будет отличаться компактностью. В нем всего 18 членов (премьер-министр, 3 вице-премьер-министра и 14 министров). Также в его структуре будут функционировать 7 агентств, 6 служб и 2 фонда.

Подобное изменение структуры привело к значительному ослаблению правительства по полномочиям и ресурсам, так как из состава кабинета министров выведены структуры, обладающие значительными информационными ресурсами — Министерство иностранных дел, Государственная служба национальной безопасности, Государственная служба финансовой полиции, Государственная служба интеллектуальной собственности.

Реформа или контрреформа?

Но на ограничении полномочий правительства Бакиев не остановился. Он решил усилить и политические псевдоинституты, полностью зависящие от правящей элиты. Создание новой структуры — «курултая согласия» — это, по сути, новый политический псевдоинститут для заигрывания правящей элиты с обществом через подобранных и назначенных представителей.

В итоге общество вместо развития независимых институтов народного представительства — парламента и местного самоуправления — получило новую структуру, призванную ослабить и так достаточно ограниченные полномочия парламента, еще более снизить ту политическую роль, которую он играет в общественном пространстве республики.

Впрочем, сегодня сложно однозначно говорить о результативности реформы — она только начинается. Очевидно лишь, что объявленные преобразования системы государственного управления направлены на усиление государственного контроля над гражданским обществом (вместо его развития — авт.), укрепление вертикали исполнительной власти во главе с президентом (вместо создания «разумного баланса» между разными ветвями власти — авт.), сужение политического пространства, выдавливание с него оппозиционных политических сил.

И все это ради получения правящей элитой гарантий политической стабильности. Как ее использует власть? Возможно, для проведения регулируемой сверху модернизации страны. В случае ее успешного проведения президент Курманбек Бакиев может войти в историю республики как реформатор. Впрочем, вполне вероятно, что грядущее усиление президентских полномочий будет использовано лишь для консервации режима личной власти нынешнего президента страны.

0 коммент.:

Отправить комментарий