21.12.2009

К дороге спиной – Масимов едет!



Автор: Алла ЗЛОБИНА

Впечатлений от субботнего визита премьер-министра уральцам хватило с лихвой. Во время посещения Каримом Масимовым социальных объектов традиционно перекрыли улицы города. Но если к дико орущим в рупор полицейским здесь как-то уже привыкли, совершенно неожиданным оказалось для граждан, ждущих на остановках автобус, требование повернуться к дороге… спиной.


Картина была, по меньшей мере, странной, если не сказать двусмысленной. А во второй половине дня удивлялись уже журналисты, буквально штурмом бравшие двери, за которыми проходило выездное заседание госкомиссии по индустриальному развитию.

Впрочем, тема индустриального развития была поднята еще раньше — на дообеденной встрече премьера с директорами уральских заводов. В цехе Западно-Казахстанской машиностроительной компании (бывший оружейный завод «Металлист» — авт.) свою продукцию представляли кораблестроительный завод «Зенит», машиностроительный «Агрореммаш» и АО «НИИ «Гидроприбор».

Это немногие из оставшихся на плаву крупных уральских предприятий. Первое строит корабли, второе выпускает пожарную технику и автомашины марки «КамАЗ», третье —специализированные суда. Четвертое — ЗКМК — занимается производством высокотехнологичного оборудования для добычи, подготовки и транспортировки нефти и газа.

Премьера ждали около двух часов. Уральские промышленники хотели попросить у него поддержки — им нужны госзаказы.

- За эти годы мы создали новую отрасль — военное судостроение, — сказал по этому поводу генеральный директор АО «Зенит» Вячеслав Валиев. — Выпустили 14 единиц катеров и кораблей. Можно с уверенностью сказать, что военное судостроение в Казахстане состоялось. Но чтобы дальше развивать это направление, обязательно нужна долгосрочная программа.

Журналисты поинтересовались, много ли денег нужно заводу.

- Судостроение — недешевое занятие, — ответил Валиев. — Каждый наш проект эксклюзивный...

- А если вам ответят: кризис, подождите...

- Все может быть, но если ждать, то и развития никакого не будет.

Другое предприятие — АО «НИИ «Гидроприбор» — привезло на выставку образец нового подводного аппарата «Омар». Робот предназначен для обслуживания подводных нефте- и газопроводов. Сделали его по заказу Украины, но так и не продали — заказчик не смог расплатиться. В мире цена аналогичных аппаратов доходит до 3 миллионов долларов, но уральский экземпляр стоит порядка 1 миллиона.

- Такие аппараты будут востребованы у нас на Каспийском море, когда нефть будет добываться в южных глубоководных районах, — пояснил генеральный директор НИИ Александр Гнеломедов. — Но пока мы не можем его продать.

Сегодня НИИ строит катера для пограничной службы, выполняет редкие заказы Министерства транспорта и других заказчиков, работающих на Каспийском море. В свое время здесь выпускали подводные аппараты специального назначения, сейчас выпускают аппараты для нефтяников и газовиков, роботы воздушного и наземного применения. Такая техника, говорит директор НИИ, используется в 80 странах мира.

- Сейчас все машиностроительные производства работают только по заказам. Наше НИИ государство напрямую тоже не финансирует. Хотя институт решает большую государственную задачу, являясь проектно-исследовательской организацией, — заметил Александр Гнеломедов.

Производить специальную технику обязательно нужно в своей стране, говорили производственники. Когда есть госпрограмма, то и процесс идет по-другому. Без поддержки государства невозможно развивать машиностроение.

Карим Масимов появился в сопровождении почти полного состава кабинета министров и работников своей канцелярии. Экскурс по цеху начался со стенда завода «Зенит». Вячеслав Валиев все-таки сказал премьер-министру: сейчас им необходимы гарантированные госзаказы.

- Обязательно поговорим об этом, — кажется, заинтересовавшись, пообещал Карим Масимов.

Обход стендов и цеха занял минут десять. Производственники старались успеть подробнее рассказать о своих достижениях, будто пытались убедить премьера, что стоят внимания государства.

Генеральный директор ЗКМК Алиби Ахметжанов, показывая свою продукцию и рассказывая об освоении ремонта роторов турбин низкого и высокого давления, ремонта камер сгорания и подшипников газоперекачивающих агрегатов, бойко пообещал: «Мы вас не подведем!» —за что удостоился похлопывания по плечу.

Пробыл Масимов в ЗКО один день. За это время в поселке Федоровка глава правительства открыл первую нитку газопровода «Карачаганак — Уральск», которая обеспечила газом одиннадцать населенных пунктов пяти районов области, посетил новое офтальмологическое отделение областной клиники, где совместно с оренбургскими врачами проводятся сложные операции в области микрохирургии глаз, а в поселке Пойма Теректинского района принял участие в запуске завода по производству растительного масла.

К вечеру, завершая заседание выездной комиссии по индустриальному развитию страны, похвалил акима области Бактыкожу Измухамбетова, сказав, что в ЗКО «успешно проводится политика сдерживания цен, а население реально ощущает социальную направленность и антикризисное влияние «Дорожной карты».

- Только снимали сюжет о том, что Уральск стал одним из самых дорогих городов Казахстана, а тут все наоборот, — грустно заметил один из тележурналистов.

В воскресенье утром Уральск вновь вздрагивал от грубых выкриков, разносящихся из громкоговорителей полицейских автомашин: Карим Масимов уезжал из Уральска в Актюбинскую область.

0 коммент.:

Отправить комментарий