17.12.2010

«Ак орда» бьет в барабаны, а народ считает осколки

Казахстан отмечает очередную годовщину своей независимости. При этом официальная Астана по привычке бьет в пропагандистские барабаны, оппозиция подводит печальные итоги правления т. н. «лидера нации». 
 
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
 
Ну а простые граждане подсчитывают разбитые мечты и несбывшиеся надежды. Общее у них только длинные выходные.
Если бросить ретроспективный взгляд на минувшие десятилетия, то приходится сделать вывод, что страна вернулась туда, откуда начала свой самостоятельный путь. Вышли все мы из советской шинели и пришли в нее же родную, только назарбаевского покроя. Конечно, есть и принципиальные отличия - например, экономика стала другой, более рыночной, хотя и заметно более сырьевой и монополизированной.
Но что осталось практически неизменным, так это доминирование государства над обществом и власти над народом. Здесь никаких принципиальных изменений не произошло. Даже усиление активности казахстанцев в первые годы независимости объясняется не столько продвинутостью гражданского общества, сколько ослаблением госвласти. Как только она сконцентрировалась в руках Назарбаева, все начало возвращаться на круги своя. И поскольку логика и механизмы авторитарных правлений, как правило, отличаются только деталями, мы ощущаем, как время крутится назад.
Еще вчера была горбачевская перестройка, теперь мы где-то между борьбой с коррупцией по-андроповски и застоем, основанным на доходах от экспорта углеводородов, по-брежневски. И где-то там впереди — культ личности по-сталински, намешанный с громадьем планов догнать и обогнать Запад и волюнтаризмом в управлении по-хрущевски.
Увы, отдавая должное Назарбаеву как политику и государственному деятелю, сконцентрировавшему в своих руках максимум власти и практически приватизировавшему госаппарат, стоит признать, что в случившемся и происходящем виноват не только елбасы и его окружение, но и все мы, казахстанцы.
Потому что процесс восстановления доминирующей роли государства не встретил никакого внятного и заметного сопротивления со стороны общества. Оно оказалось неспособным выделить из своих рядов что-то большее, чем новых диссидентов‑одиночек. И только через несколько лет начали появляться политические группы, похожие на политические партии, но было уже поздно - Назарбаев настолько слился с госаппаратом, что бороться с ним стало все равно что бороться с государством.
Как следствие, последнее десятилетие елбасы через госаппарат постоянно усиливает свою экспансию во все сферы человеческой жизни за исключением разве что частной. А госприсутствие становится заметным не только в политике и медийном пространства, но и в неправительственном секторе, культуре и даже религии.
Увы, возвращение к привычной патерналистской модели взаимоотношений с государством принимается большинством казахстанцев. Те же, кто не согласен с ней, редко протестуют, куда больше тех, кто просто откочевывает - или за рубеж, или к себе на кухню. Объяснений, почему это происходит, можно найти много. Тут и потери от двух мировых войн, и низкая плотность населения, и заметный раскол общества на казахскоязычную и русскоязычную части, и практическое отсутствие среднего класса.
В результате в стране не хватает ни пассионарности, ни значимого политического класса, ни лидеров. Особенно это становится заметным, когда Казахстан начинают сравнивать не с соседними среднеазиатскими государствами, а с Россией или странами Восточной Европы, вместе с которыми мы одновременно начали переход от развитого социализма к развивающемуся капитализму.
Свою весомую роль в консервации доминирования государства над обществом, власти — над народом сыграли Назарбаев и его окружение. Ради первоначальной цели улучшения управляемости страной, стабилизации государства они вместе с водой выплеснули и ребенка. Речь идет о том, что было сделано все возможное, чтобы выхолостить существующие в стране институциональные каналы взаимодействия государства и общества - выборы, референдумы, парламент и судебную систему. В результате все ветви власти стали веточками на властной вертикали елбасы.
Ну а когда подобная практика оказалась не только удобной, но и начала приносить существенные денежные дивиденды плюс безнаказанность, заинтересованность Астаны в консервации ныне существующего положения вещей стала просто бесконечной.
Кроме того, Назарбаев сделал все, что в его силах, чтобы не допустить появление в стране лидеров национального значения. Любой, кто претендовал на подобный статус или подозревался в оных амбициях, «отстреливался», и теперь политическое пространство Казахстана напоминает пустырь, по которому прошелся трактор с косилкой.
Свою негативную роль сыграло и отсутствие ориентира в развитии страны. В этом вопросе многовекторность была столь же скорострельной, как и во внешней политике. Мы хотели то в Европу, то в Азию, собирались ускоряться, обгонять, входить в число самых конкурентоспособных государств. В результате остались на том же месте, тогда как другие уходили вперед. Видимо, плохую роль сыграл тот факт, что независимость на нас свалилась, как неожиданный подарок, тогда как другие за нее боролись и в ходе этой борьбы не только учились сотрудничать, но и находили общий путь развития.
Однако невозможно долго жить старым багажом. И вот уже десятилетие Назарбаев пытается найти и предложить национальную идею, не понимая, что для этого в первую очередь надо преодолеть пропасть между властью и народом - навести между ними мосты. Без этого невозможны ни модернизация, ни обеспечение устойчивого развития, ни даже стабилизация в правильном понимании этого слова. Предлагаемая сегодня Астаной стратегия «сначала экономика, потом политика» и попытка сохранить стабильность - это в первую очередь консервация существующего положения вещей.
И это притом, что начался новый этап ослабления государства. Причин тому множество. Начиная от возраста т.н. лидера нации и борьбы ряда элитных группировок до общей усталости населения от непрерывного правления одного человека, прямого и негативного влияния авторитарной политической системы на экономику, гигантского социального расслоения, ухудшения социального самочувствия казахскоязычного населения и осознания им этого.
В этих условиях речь уже не идет о какой-то общей стратегии развития и действиях не только государства и общества, но и даже госаппарата. Отдельные ведомства и персоны начинают грызться между собой, забывая, что они есть часть целого. Ну а тот, кто должен все это координировать, балансировать, стимулировать и сдерживать, уже давно не способен поддерживать систему в работоспособном состоянии.
Потому что если государство и общество общаются между собой по одностороннему каналу - проходят только сигналы от первых ко вторым, то Назарбаев давно уже оказался в безвоздушном пространстве - к нему сигналы и от госаппарата не поступают.
Теперь все будет зависеть от того, как скоро Астана окажется неспособной поддерживать текущую финансовую устойчивость системы. Это зависит от мировых цен на казахстанские углеводороды, а также от наполняемости текущего бюджета. Судя по бесчинствам налоговиков, с последним уже есть проблемы, и большие. Впрочем, если судить по латиноамериканским и африканским аналогам «банановых рес­публик», последние могут загнивать так долго, насколько хватает их природных ресурсов и... терпения граждан.
Мы не знаем, что ждет страну впереди. Но исторический опыт подсказывает, что если страна, власть и народ не меняются и не реагируют адекватно на вызовы времени, то государство, как правило, распадается и на его месте появляется что-то другое. Именно эти печальные предчувствия не дают нам возможности разделить празднично-торжественные настроения Назарбаева и его окружения. Если, конечно, они действительно есть, а не демонстрируются.
Если бросить ретроспективный взгляд на минувшие десятилетия, то приходится сделать вывод, что страна вернулась туда, откуда начала свой самостоятельный путь. Вышли все мы из советской шинели и пришли в нее же родную, только назарбаевского покроя. Конечно, есть и принципиальные отличия - например, экономика стала другой, более рыночной, хотя и заметно более сырьевой и монополизированной.
Но что осталось практически неизменным, так это доминирование государства над обществом и власти над народом. Здесь никаких принципиальных изменений не произошло. Даже усиление активности казахстанцев в первые годы независимости объясняется не столько продвинутостью гражданского общества, сколько ослаблением госвласти. Как только она сконцентрировалась в руках Назарбаева, все начало возвращаться на круги своя. И поскольку логика и механизмы авторитарных правлений, как правило, отличаются только деталями, мы ощущаем, как время крутится назад.
Еще вчера была горбачевская перестройка, теперь мы где-то между борьбой с коррупцией по-андроповски и застоем, основанным на доходах от экспорта углеводородов, по-брежневски. И где-то там впереди — культ личности по-сталински, намешанный с громадьем планов догнать и обогнать Запад и волюнтаризмом в управлении по-хрущевски.
Увы, отдавая должное Назарбаеву как политику и государственному деятелю, сконцентрировавшему в своих руках максимум власти и практически приватизировавшему госаппарат, стоит признать, что в случившемся и происходящем виноват не только елбасы и его окружение, но и все мы, казахстанцы.
Потому что процесс восстановления доминирующей роли государства не встретил никакого внятного и заметного сопротивления со стороны общества. Оно оказалось неспособным выделить из своих рядов что-то большее, чем новых диссидентов‑одиночек. И только через несколько лет начали появляться политические группы, похожие на политические партии, но было уже поздно - Назарбаев настолько слился с госаппаратом, что бороться с ним стало все равно что бороться с государством.
Как следствие, последнее десятилетие елбасы через госаппарат постоянно усиливает свою экспансию во все сферы человеческой жизни за исключением разве что частной. А госприсутствие становится заметным не только в политике и медийном пространства, но и в неправительственном секторе, культуре и даже религии.
Увы, возвращение к привычной патерналистской модели взаимоотношений с государством принимается большинством казахстанцев. Те же, кто не согласен с ней, редко протестуют, куда больше тех, кто просто откочевывает - или за рубеж, или к себе на кухню. Объяснений, почему это происходит, можно найти много. Тут и потери от двух мировых войн, и низкая плотность населения, и заметный раскол общества на казахскоязычную и русскоязычную части, и практическое отсутствие среднего класса.
В результате в стране не хватает ни пассионарности, ни значимого политического класса, ни лидеров. Особенно это становится заметным, когда Казахстан начинают сравнивать не с соседними среднеазиатскими государствами, а с Россией или странами Восточной Европы, вместе с которыми мы одновременно начали переход от развитого социализма к развивающемуся капитализму.
Свою весомую роль в консервации доминирования государства над обществом, власти — над народом сыграли Назарбаев и его окружение. Ради первоначальной цели улучшения управляемости страной, стабилизации государства они вместе с водой выплеснули и ребенка. Речь идет о том, что было сделано все возможное, чтобы выхолостить существующие в стране институциональные каналы взаимодействия государства и общества - выборы, референдумы, парламент и судебную систему. В результате все ветви власти стали веточками на властной вертикали елбасы.
Ну а когда подобная практика оказалась не только удобной, но и начала приносить существенные денежные дивиденды плюс безнаказанность, заинтересованность Астаны в консервации ныне существующего положения вещей стала просто бесконечной.
Кроме того, Назарбаев сделал все, что в его силах, чтобы не допустить появление в стране лидеров национального значения. Любой, кто претендовал на подобный статус или подозревался в оных амбициях, «отстреливался», и теперь политическое пространство Казахстана напоминает пустырь, по которому прошелся трактор с косилкой.
Свою негативную роль сыграло и отсутствие ориентира в развитии страны. В этом вопросе многовекторность была столь же скорострельной, как и во внешней политике. Мы хотели то в Европу, то в Азию, собирались ускоряться, обгонять, входить в число самых конкурентоспособных государств. В результате остались на том же месте, тогда как другие уходили вперед. Видимо, плохую роль сыграл тот факт, что независимость на нас свалилась, как неожиданный подарок, тогда как другие за нее боролись и в ходе этой борьбы не только учились сотрудничать, но и находили общий путь развития.
Однако невозможно долго жить старым багажом. И вот уже десятилетие Назарбаев пытается найти и предложить национальную идею, не понимая, что для этого в первую очередь надо преодолеть пропасть между властью и народом - навести между ними мосты. Без этого невозможны ни модернизация, ни обеспечение устойчивого развития, ни даже стабилизация в правильном понимании этого слова. Предлагаемая сегодня Астаной стратегия «сначала экономика, потом политика» и попытка сохранить стабильность - это в первую очередь консервация существующего положения вещей.
И это притом, что начался новый этап ослабления государства. Причин тому множество. Начиная от возраста т.н. лидера нации и борьбы ряда элитных группировок до общей усталости населения от непрерывного правления одного человека, прямого и негативного влияния авторитарной политической системы на экономику, гигантского социального расслоения, ухудшения социального самочувствия казахскоязычного населения и осознания им этого.
В этих условиях речь уже не идет о какой-то общей стратегии развития и действиях не только государства и общества, но и даже госаппарата. Отдельные ведомства и персоны начинают грызться между собой, забывая, что они есть часть целого. Ну а тот, кто должен все это координировать, балансировать, стимулировать и сдерживать, уже давно не способен поддерживать систему в работоспособном состоянии.
Потому что если государство и общество общаются между собой по одностороннему каналу - проходят только сигналы от первых ко вторым, то Назарбаев давно уже оказался в безвоздушном пространстве - к нему сигналы и от госаппарата не поступают.
Теперь все будет зависеть от того, как скоро Астана окажется неспособной поддерживать текущую финансовую устойчивость системы. Это зависит от мировых цен на казахстанские углеводороды, а также от наполняемости текущего бюджета. Судя по бесчинствам налоговиков, с последним уже есть проблемы, и большие. Впрочем, если судить по латиноамериканским и африканским аналогам «банановых рес­публик», последние могут загнивать так долго, насколько хватает их природных ресурсов и... терпения граждан.
Мы не знаем, что ждет страну впереди. Но исторический опыт подсказывает, что если страна, власть и народ не меняются и не реагируют адекватно на вызовы времени, то государство, как правило, распадается и на его месте появляется что-то другое. Именно эти печальные предчувствия не дают нам возможности разделить празднично-торжественные настроения Назарбаева и его окружения. Если, конечно, они действительно есть, а не демонстрируются.
Источник: Газета "Голос Республики" №44 (175)

0 коммент.:

Отправить комментарий