10.03.2011

Право? Скорее, бесправие!

Почему у казахстанцев все меньше прав и все больше обязанностей? Чиновники и правозащитники смотрят на одни и те же проблемы, но видят их по-разному. 
 
Автор: Владимир РАДИОНОВ 
 
Яркой иллюстрацией этому стало заседание круглого стола, на котором чиновники и правозащитники обсуждали выполнение рекомендаций ООН в области соблюдения прав человека.
Шок — это по-нашему!
Универсальный периодический обзор (УПО) проводится в рамках работы Совета ООН по правам человека. Поскольку сам совет был создан только в 2006 году, мы можем говорить о формировании нового механизма контроля за соблюдением прав человека со стороны ООН. Между тем эксперты называют его уже уникальным, так как он, на их взгляд, позволяет наблюдать за ситуацией в области прав человека во всех странах и раз в четыре года представлять результаты мониторинга в международном отчете ООН.
Универсальный периодический обзор является одним из ключевых элементов нового совета, своего рода напоминанием государствам об их обязательствах соблюдать и реализовывать все права человека и основные свободы в полной мере. Уникальность УПО заключается еще и в том, что рекомендации стране, которая отчитывается, могут давать все государства, входящие в Совет ООН по правам человека. Казахстан прошел УПО в феврале 2010 года, было заслушано три доклада — госорганов, уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и неправительственных правозащитных организаций.
Правда, Казахстан несколько шокировал членов совета тем, что омбуд¬смен со своим докладом выступал в паре с правительством. По нормам ООН институт омбудсмена является главным в области наблюдения за соблюдением прав человека и его зависимость от государства — плохой тон. Но так или иначе по итогам УПО Казахстан получил более 120 рекомендаций, исполнением или неисполнением которых и занимался в течение последнего года.

В Казахстане геев нет!
О том, что же было проделано Казахстаном на государственном уровне за год, алматинской общественности докладывал заместитель директора Департамента аналитики и пропаганды Министерства юстиции Ерболат Еримбет.
Как и положено достойному представителю чиновничества, он высоко оценил действия казахстанских властей как по выполнению рекомендаций ООН по правам человека, так и по реализации Национального плана действий в области прав человека на 2009—2012 годы. Признавая актуальность рекомендаций, 95% из которых Казахстан учел, он не преминул покритиковать авторов отдельных из них, которые якобы незнакомы с казахстанскими реалиями:
- Вот Франция рекомендовала нам присоединиться к Декларации о сексуальной ориентации и половой принадлежности в связи с декриминализацией гомосексуализма. Какой смысл нам принимать подобную рекомендацию, если в Казахстане такой проблемы просто нет?
А по другим рекомендациям, по словам г-на Еримбета, ведется весьма активная работа. Так, в частности, обстоит дело с изменением законодательства по декриминализации клеветы и оскорбления и деятельности СМИ.
- На сегодня Конституция Казахстана гарантирует свободу слова и творчества. Цензура запрещена. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Также в казахстанском законодательстве сейчас не предусматривается уголовная ответственность журналистов за клевету, — подвел черту чиновник-юрист.
Интересно, а верит ли сам себе Еримбет, произнося подобные слова? Ведь все прекрасно знают, что достаточно выйти на улицу с листовкой оппозиционного содержания, чтобы через 20 минут оказаться в ближайшем отделении полиции. А СМИ уже давно цензурируют сами себя, прекрасно понимая остроту политического момента.
Также категоричен Еримбет был и в отношении проблемы противодействия продаже женщин в сексуальное рабство. Из его спича следовало, что в Казахстане еще с 2003 года действует программа по предотвращению торговли людьми, введена уголовная ответственность, действует Закон «О специальных социальных услугах», в рамках которого оказывается помощь пострадавшим лицам. А если казахстанцы об этом не знают, то это означает, что их просто плохо информируют.
Немалая работа проделана и для выполнения рекомендаций по изменению законодательства в целях усиления борьбы с пытками и по полной отмене смертной казни. Мол, в Казахстане с 2003 года смертная казнь и так не применяется, да и в Конституции страны с мая 2007 года значительно сокращен перечень преступлений, за которые предусматривается подобное наказание.

На права денег нет
Однако присутствовавшие на заседании правозащитники не разделяли оптимизма чиновника даже по такой «несуществующей» проблеме, как соблюдение прав сексуальных меньшинств.
Исполняющая обязанности директора Казахстанского международного бюро по правам человека Роза Акылбекова сказала, что г-н Еримбет в этом вопросе просто плохо осведомлен — по крайней мере, она за время своей правозащитной деятельности шесть раз сталкивалась с проблемой ущемления прав именно по признаку сексуальной ориентации, когда людям требовалась смена пола, но они боялись об этом заявлять.
Вообще же г-жа Акылбекова критически прошлась и по многим пунктам выступления Ерболата Еримбета, и по тому плану мероприятий по реализации рекомендаций, что был представлен госорганом вниманию участников заседания:
- Если у нас существует мораторий на смертную казнь, то это не значит, что не надо ратифицировать Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на полную ее отмену, — хотя бы потому, что Казахстан председательствовал в ОБСЕ и сейчас собирается председательствовать в ОИК (правда, в исламских странах смертная казнь существует, но это не пример для подражания).
Также Розу Акылбекову удивил тот факт, что власти собираются выполнять рекомендации по улучшению соблюдения прав человека, не закладывая в проект финансирование по многим статьям. Отсюда, по ее мнению, и проистекают многие проблемы, когда в законодательстве норма есть, а на деле она не работает, потому что для ее реализации просто нет денег.
Этой же проблемы коснулась руководитель Центра социально-психологической реабилитации «Родник» Нина Балабаева, занимающаяся реабилитацией женщин, подвергшихся сексуальному рабству. Она сказала, что упомянутый г-ном Еримбетом Закон «О специальных социальных услугах» находится на разработке и потому помощь жертвам рабства сегодня оказывается за счет международных донорских вливаний. А созданный в Астане единственный приют в течение четырех месяцев содержится за счет средств Международной организации по миграции, хотя подобные учреждения должно финансировать государство.

Застолье для галочки?
Так некомплиментарно оценивает деятельность властей в области соблюдения прав и свобод председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина:
- Часто из уст чиновников можно слышать довод, что в других странах дела в области соблюдения прав и свобод обстоят хуже, чем у нас. Но суть-то не в этом, а в наблюдаемой нами тенденции. А она такова, что соблюдение прав человека с каждым годом в Казахстане ухудшается. Трудно назвать какую-то область прав или свобод, где все обстоит благополучно. Небольшой, но показательный пример: за один только 2010 год мы в пять законов внесли поправки, значительно ущемляющие права религиозных меньшинств. Если же рассматривать ситуацию в целом, реальная государственная политика и правоприменительная практика расходятся не только с международными нормами, но коренным образом с тем, что написано в собственной Конституции. Не говоря уже о том, что и Конституцию, и законы мы меняем с космической скоростью.
При этом Нинель Константиновна ни¬сколько не умаляет важности обсуждения проблем с привлечением представителей неправительственного сектора. Однако ей кажется, что все круглые столы могут оказаться формальными, проведенными для галочки. В этом с ней солидарна руководитель Центра исследования правовой политики Назгуль Ергалиева. В частности, она опасается, что устроители данного круглого стола могут внести в свой план работы только редакционные правки, которые не будут касаться сути затронутых проблем.
Источник: Деловая газета "Взгляд" №09 (191) от 09 марта 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий