12.06.2009

Измухамбетов, Школьник и… Назарбаев?!



Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ

Мир не без добрых, честных и неравнодушных людей. Судя по редакционной почте, арест Мухтара Джакишева и его коллег по НАК «Казатомпром» возмутил и встревожил многих. Не все осмеливаются, подобно Жамиле, жене Мухтара, открыто выражать свой протест, тем более активно обвинять сотрудников спецслужб в нарушении закона.
More...
Но документы, которые буквально потоком поступают на электронный ящик редакции, свидетельствуют – сторонников у экс-главы урановой компании намного больше, чем это кажется на первый взгляд.
Последняя порция документов, «упавшая» на ящик редакции за два дня до выхода номера, буквально потрясла нас, поскольку она документально доказывает, что Мухтар Джакишев и его команда никак не могли самостоятельно продать кому-либо казахстанские месторождения урана.

Сразу оговоримся, полученные нами документы — не подлинники, а сканы. Но со всеми положенными в таких случаях реквизитами: бланками, подписями, номерами, датами, отметками канцелярий. Поэтому вероятность того, что они подделка, на наш взгляд, равна нулю.

Хотя очевидно, что если судебный процесс по делу Мухтара Джакишева все-таки состоится, то защите обвиняемых придется запрашивать подлинники в правительстве, Министерстве энергетики и минеральных ресурсов и даже Администрации президента. И мы очень надеемся, что спецслужбы не уничтожат все эти письма и протоколы раньше, чтобы добиться своей цели — обвинительного приговора.

Урановая логика

Начнем с главного. Этим документом (см. фото на стр. 3), по нашему мнению, является письмо за подписью вице-министра энергетики и минеральных ресурсов РК Б. Оразбаева от 30 января 2004 года №19–03–654. Адресовано оно казахстанской инвестиционной группе «Астана».

Начинается письмо так: «Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан от 15 января 2004 года №311 Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан рассмотрело письмо Казахстанской инвестиционной группы «Астана» от 14.01.2004 года №20/1 и сообщает следующее».

А заканчивается словами: «Учитывая планируемые этапы освоения урановых месторождений, предлагаем для организации совместного с НАК «Казатомпром» предприятия, вместо предложенного инвестиционной группой месторождения Центральный Мынкудук, использовать южный фланг месторождения Инкай. В связи с изложенным, для ведения прямых переговоров по созданию совместного предприятия по разработке указанных месторождений, Вам необходимо обратиться в НАК «Казатомпром».

Выводы даже из этих коротких цитат напрашиваются безусловные (полный текст этого письма и других поступивших в редакцию документов вы можете прочитать на портале http://www.respublika-kaz.info — ред.).

Вывод первый: раз создание СП осуществлялось на основании поручения президента Казахстана, значит, Нурсултан Назарбаев был в курсе происходящего и сам пять лет назад поддержал приход частного капитала в урановую отрасль.

Вывод второй: месторождениями распоряжался не Мухтар Джакишев, как президент НАК «Казатомпром», а Министерство энергетики и минеральных ресурсов — именно оно определило, что именно будет разрабатывать новое совместное предприятие и обозначило в своем письме это месторождение.

Вывод третий: переговоры с частным инвестором национальная компания вела не по своей инициативе, а по поручению Министерства энергетики и минеральных ресурсов.

Одно это письмо на корню уничтожает все обвинения, вываленные на Мухтара Джакишева и его коллег сотрудниками КНБ. А ведь они, эти обвинения, были подхвачены официальными средствами массовой информации и разнесены по всей стране.

Более того, руководитель следственной группы и пресс-секретарь КНБ не только назвали арестованных топ-менеджеров «Казатомпрома» преступниками еще до того, как было завершено следствие, суд и был вынесен приговор. Но и, по-своему понимая тайну следствия, они громко озвучили обвинения в их адрес. И при этом не допускают к защите адвокатов, нанятых арестованными и их родственниками под предлогом секретности дела!

Мы думали после дела Жаксыбека Кулекеева, что нас уже не удивить произволом со стороны правоохранительных органов и «куриной слепотой» правосудия, но ошиблись. Похоже, принцип «цель оправдывает средства» становится господствующим в практике силовых ведомств. Впрочем, нет смысла повторять то, что стало очевидным для большинства в стране, за исключением разве что главы государства и узкой группы его приближенных из числа «тимуровцев».

Один за всех

Но вернемся к редакционной почте. Кроме документа, с которого мы начали этот материал, нам прислали еще скан письма первого вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Б. Измухамбетова №14–02–7565 от 13 сентября 2005 года. Письмо адресовано НАК «Казатомпром» и сказано в нем следующее:

«По итогам заседания комиссии государство отказывается от приобретения отчуждаемого права недропользования от АО «НАК «Казатомпром» компании ТОО «СП «Бетпак Дала» по Контракту №1800 от 08.07.05 г. на разведку и добычу урана на участке № 4 месторождения Инкай в Южно-Казахстанской области. В связи с изложенным, вам необходимо переоформить геологический отвод и представить в Компетентный орган соответствующий проект дополнительного соглашения к Контракту №1800 от 08.07.05 г.».

Вывод из этого письма идентичен тем, которые мы уже сделали раньше.

Далее мы получили копию решения совета директоров ЗАО «НАК «Казатомпром» от 5 февраля 2004 года, в котором дословно написано:

«На основании подпункта 15) пункта 2 статьи 53 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» и подпункта 9.3.12. пункта 9.3. Главы 9 Устава ЗАО «НАК «Казатомпром» Совет директоров решил: 1. Разрешить ЗАО «НАК «Казатомпром» принять участие совместно с ТОО «Казахстанская инвестиционная группа «Астана» в создании и деятельности юридического лица путем внесения имущества, эквивалентного 30% уставного капитала создаваемого юридического лица. 2. Поручить Президенту ЗАО «НАК «Казатомпром» Джакишеву М.Е. подписать учредительные документы вновь создаваемого юридического лица».

Это решение совета директоров подписано его председателем Оразбаевым Б.Е. и еще четырьмя членами, причем подпись Мухтара Джакишева стоит последней внизу листа. К этому документу приложен протокол самого заседания, из которого следует, что решение было принято единогласно.

Следующий документ подтверждает, что тогдашний министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник был в курсе происходящего — именно ему адресовано письмо «Казатомпрома» от 16 марта 2004 года за №04—16/234. В нем содержится просьба «разрешить передачу права недропользования от ЗАО «НАК «Казатомпром» ТОО «СП «Бетпак Дала» и переоформить Контракт на недропользование путем заключения Дополнительного соглашения к указанному контракту».

Кроме того, среди полученных редакцией копий документов есть «Выписка из протокола №6 заседания экспертной комиссии по рассмотрению обращений недропользователей по изменению условий Лицензий и Контрактов» от 8 апреля 2008 года.

Процитируем один абзац из этого документа: «После рассмотрения комиссия приняла решение: передать право недропользования на проведение разведки и добычи урана на месторождении Акдала в ЮКО ТОО «СП «Бетпак Дала». Внести соответствующие изменения в Контракт №647 от 28.03.01 г. в срок до 08.07.04 г.». Подписан он секретарем комиссии Н. Ескеновым.

И еще одна «Выписка из протокола № 23 от 12 сентября 2005 года» касается месторождения Инкай в Южно-Казахстанской области — решение экспертной комиссии по нему было также положительным.

Заказ на устранение?

Нет смысла приводить другие документы. Уже то, что мы процитировали, неопровержимо свидетельствует: руководство НАК «Казатомпром» в лице президента Мухтара Джакишева и его заместителей не имели права, не могли и не продавали казахстанские месторождения урана.

Месторождениями, точнее, правами на недропользование распоряжалось казахстанское правительство через свой компетентный орган — Министерство энергетики и минеральных ресурсов, которое тогда возглавлял как раз Владимир Школьник.

Более того, в курсе был и президент Нурсултан Назарбаев. Ведь именно по его поручению в урановую отрасль были допущены частные инвесторы.

Но сегодня в расхищении месторождений и урана на многие миллиарды долларов обвиняют не кого-либо, а Мухтара Джакишева и его команду. Тех, кто превратил казахстанские огрызки союзного Минсредмаша в гранд мирового рынка урана и сделал «Казатомпром» влиятельнейшим игроком, на которого равнялись.

Спрашивается, почему глава государства спокойно наблюдает за происходящим? Почему чиновник, который возглавлял компетентный орган и раздавал месторождения, назначен президентом НАК «Казатомпром» вместо Джакишева?

Правдивы ли слухи о том, что он развернул кампанию по дискредитации арестованного топ-менеджера и предлагает подчиненным признаваться в том, что они получали зарплату из так называемой черной кассы?

Ответов на этот вопрос пока нет, но уже очевидно — уголовное преследование Мухтара Джакишева и его товарищей носит политический, заказной характер и предназначено только для того, чтобы отстранить их от управления компанией, генерирующей миллиардный денежный поток. Это не мы придумали, так думают многие эксперты, с которыми нам довелось общаться при подготовке материалов по этой истории с урановой компанией.

Зачем, спросите? Так это и ребенку понятно: чтобы, возможно, превратить «Казатомпром» в источник незаконных доходов. Для кого? Видимо, для тех, у кого в «черных кассах» не по три миллиона долларов, а по три миллиарда и даже больше. Выяснением целей и личностей тех, кому это было надо, как раз и пора бы заняться сотрудникам Комитета национальной безопасности.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №21 (156) от 12 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий