26.06.2009

Как Путин ушел от зрелищ к хлебу


Автор: Ирина КЕЗИК

Очередную волну внимания россиян приковал к себе на днях Закон «О торговле». Обсуждение многострадального документа вылилось в драматические перипетии, развернувшиеся в торговом зале одного из столичных супермаркетов. Российский премьер Владимир Путин не преминул лично засвидетельствовать уровень цен на продукты в ретейловских сетях. И, выслушав на местах противоборствующие стороны, велел доработать законопроект в десятидневный срок.
More...
Обвинить в отказе удовлетворить потребность масс в хлебе и зрелищах российского премьера нельзя. Однако каким бы веселым и неординарным ни было шоу в магазине, не стоит забывать, что хлеба народу хочется в большей степени, чем зрелищ. Причем хлеба дешевого. На что и направлен многострадальный законопроект. Однако, несмотря на яркость и экспрессивность его последнего обсуждения, мало кто из наблюдателей и экспертов вообще понял, что, собственно, в минувшую среду благодаря дискуссии родилось. Другими словами, что именно в течение десяти дней придется дорабатывать. Посему некоторые из отраслевых аналитиков склонны считать, что все это было не чем иным, как банальной PR-акцией.

Закон понадобился раньше кризиса

Безусловно, в кризисные времена проблема высоких цен на продовольствие становится более актуальной. И разговоры о необходимости принятия Закона «О торговле» возникают все чаще. Однако стоит отметить, что идея формирования такого документа родилась лет восемь назад. И до сих пор эта идея не примет окончательное очертание.

На это указал и глава правительства России Владимир Путин. Он напомнил, что долгое время велась дискуссия, нужен ли такой закон вообще, а если нужен, то какие вопросы в нем должны быть отражены. «То, чего нам точно не нужно, так это продолжения бесполезных споров в этой цепочке, потому что до тех пор, пока они продолжаются, будут ущемляться интересы потребителей. Поэтому полагаю, что сегодня необходимость правового регулирования этой важнейшей сферы экономической деятельности становится все более очевидной», — указал Владимир Путин.

Премьер подчеркнул, что «у каждого участника процесса товародвижения своя правда, и торговые сети, как и поставщики, испытывают определенные сложности, которые связаны не только со структурой отношений на рынке, но и с общим состоянием экономики, с объективными факторами работы, кредитной политикой и прочими сторонами деятельности».

Однажды лебедь, рак да щука...

Ретейлеры в свою очередь заявили о том, что они опасаются санкций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и просят ведомство предупреждать о намерениях предъявить розничному продавцу штраф. Об этом заявил генеральный директор и основатель торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий. По его словам, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства могут достигать 15% от оборота нарушителя. «Даже 4% штрафных выплат могут убить розничную сеть», — полагает Галицкий. Он попросил представителей ФАС и правительство учесть необходимость предупреждать продавцов о планируемом предъявлении претензий, прежде чем наказывать ретейлеров.

В ответ на это глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что они готовы отказаться от оборотных штрафов, и предложил временно установить максимальный размер штрафа для торговых сетей на уровне 1 млн руб., а затем в течение 3—5 лет понаблюдать, как будет складываться судебная практика в отношении действий ретейлеров.

Сглотнув после этого заявления, гендиректор сети «Магнит» отметил, что ограничения по торговой наценке, порогу доминирования на рынке и прочие сдерживающие меры должны распространяться и на поставщиков продуктов. В частности, он привел пример, что в ряде городов России доли крупнейших производителей молочных изделий «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» достигают 40—50%.

Что касается производителей, то они на заседании, открестившись от авторства системы бонусов за «место на полке», высказали лишь пожелание о системе построения наценки на товар. По словам главы агрохолдинга «Мираторг» Виктора Линника, «наценка должна быть прозрачной и отражающей реальную разницу между закупочной ценой и ценой реализации».

В итоге посещение магазина вылилось в наказание премьера доработать проект с учетом высказанных в ходе состоявшегося обсуждения замечаний.

Что уже наработали

Будет ли проект внесен на рассмотрение в Госдуму через десять дней, пока с уверенностью сказать нельзя. Сейчас лишь известна последняя версия документа, которая учитывает требования ФАС по порогу доминирования сетей на рынке: хозяйствующий субъект может быть признан доминирующим, даже если его доля ниже 35%. Однако и в ходе состоявшегося обсуждения производители вновь просили о закреплении нормы в 25% порога доминирования сетей на локальных рынках.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства РФ ранее выходило с инициативой вписать в проект документа норму государственного регулирования торговой наценки на важнейшие продовольственные товары. Однако позже министерство отказалось от этого требования в связи с подписанием в апреле соглашения о разработке Кодекса добросовестных практик, который будет учитывать достижение договоренностей между продавцами и поставщиками о сбалансированных ценах.

Среди основных сохранившихся в законопроекте позиций — типовой проект договора на поставку сельхозпродукции, который, по предложению первого заместителя председателя правительства РФ Виктора Зубкова, будет утверждаться правительством. Закон также предписывает сетям оплачивать продовольственные товары в срок до 30 дней, а социально значимые — в срок до 14 дней.

И из закона можно сделать PR

Анализируя последние события, аналитики разводят руками. «Тут не знаешь, что и сказать. Никто не видел итогового документа», — сказала эксперт компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. По ее словам, все происходящее больше напоминало PR-акцию. Бобровская сомневается, что через десять дней кто-то сможет увидеть окончательную редакцию законопроекта. И все же, по мнению собеседника «Республики», если законопроект доработают и примут, скорее всего, интересы ретейлеров в документе будут учтены в большей степени из-за их сильного лобби.

Что же касается поставщиков, то тут, по мнению аналитика «Брокеркредитсервиса», необходимо создавать структуру взаимодействий продавцов, производителей и дистрибуторов, стараясь снизить участие последних до минимума.

А вот консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский считает, что закон все же будет направлен на защиту интересов российских производителей сельскохозяйственных товаров, которые зачастую не могут пробиться в крупные торговые сети. Закон дает им возможность в упрощенной форме заключать договоры с ретейлерами, что должно стимулировать последних к работе с отечественными производителями. «Сомнения вызывает пункт о квотировании — не менее 40% для размещения нестационарных торговых объектов. Малый и средний бизнес может не полностью занять эти квоты, а это может привести к росту цен», — сказал консультант. И все же, по его мнению, теоретически инициативы нового законодательства о торговле должны привести к снижению цен, «но в реальности вряд ли он как-то повлияет на конечное ценообразование».

По мнению же начальника аналитического отдела ИА «Интегрум» Игоря Чеснокова, ввиду наличия значительного количества сложностей и конфликтных ситуаций доработку и принятие законопроекта и вовсе следует расценивать в первую очередь как «создание площадки для диалога между представителями бизнеса и регуляторами». «На текущий момент именно это обстоятельство заслуживает наибольшего внимания», — заключил собеседник. Ведь уровень взаимопонимания государства и игроков рынка в данном сегменте пока оставляет желать лучшего.

0 коммент.:

Отправить комментарий