26.06.2009

О будущем оборонного ведомства


Автор: Анатолий ИВАНОВ

«Кадры решают все», говаривал еще в 30-х годах минувшего столетия небезызвестный Иосиф Виссарионович. «Кадры действительно решают все», – вторит ему сегодня бывший заместитель министра обороны Казахстана Айткали Есенкулов и при этом добавляет: «Особенно если речь идет о военном ведомстве». Генерал-майор в отставке, ныне возглавляющий Союз офицеров запаса Казахстана, имеет свое мнение о том, каким именно должен быть министр обороны страны и что надо делать для искоренения коррупции в армейских кругах.
More...
Надо сказать, что в свете увольнения с поста министра обороны Даниала Ахметова и назначения на его место Адильбека Джаксыбекова его размышления особенно интересны. Тем более что, по словам генерала, казахстанская армия находится в настоящее время в явной растерянности.

Свежий глаз с армейским опытом

Начнем с того, что наш собеседник не сомневается, что в новых реалиях министром обороны страны должен быть гражданский человек:

- Главное, чтобы он хорошо исполнял свои обязанности. Гражданский министр назначается там, где нет социалистического планирования. Почему в Советском Союзе министр обороны был военным? Ему бюджетом отпущены деньги, и у него не болит голова. А при рыночной экономике деньги могут быть намечены, но их надо еще выбивать. Кроме того, в стенах парламента на людей в погонах смотрят как на белую ворону, предпочитая своих в цивильном костюме.

При этом, считает генерал, для успешной деятельности главы военного ведомства необходимо, чтобы он имел за плечами службу в армии. Хотя бы в качестве рядового военнослужащего. C этой точки зрения бывший министр обороны был «на своем месте»:

- Говорить о том, что Даниал Кенжетаевич был некомпетентен, я бы воздержался. Потому что он хоть и солдатом, но в армии прослужил. И, думаю, он выполнил ту задачу, которая была перед ним поставлена.

Кстати, тем самым генерал, сам того не желая, бросил «камешек» в огород свеженазначенного министром обороны страны Адильбека Джаксыбекова, который, по некоторым данным, ни до, ни после своей учебы во ВГИКе в армии не служил.

В то же время, уверен генерал, периодическая сменяемость министров обороны является положительным фактором для страны:

- Сменяемость — это хорошо! Свежий глаз, свежая метла по-новому метет! Мы считаем, что это очень хорошо!

За военспеца явно не прокатит

И здесь новому министру обороны, хотя он согласно классификации генерала является исключительно «политической фигурой», выметать придется не просто много, а очень много. И еще не факт, что ему удастся справиться с этой задачей. Достаточно привести в пример расхожее в военных кругах мнение, что армия — это концентрированный срез общественных отношений, бытующих в стране.

Косвенно это подтвердил и прослуживший 36 лет в вооруженных силах Айткали Есенкулов:

- В том, что есть недостатки и ответственность за них несут первые руководители министерства обороны, нет никакого сомнения. Есть и дикий рост по служебной лестнице отдельных офицеров, и необоснованное получение дополнительного жилья, и странные закупки нового вооружения. И я хочу сказать, что министр обороны порой об этом может не знать. Вот мы говорили о снятом министре. Вы что, хотите сказать, он специалист по военным делам?

Надо полагать, что и назначенный министром обороны Адильбек Джаксыбеков тоже вряд ли «прокатит» за специалиста. Как-никак, а образование у него явно не военное. По этой причине предположим, что еще недавно всемогущему руководителю администрации президента страны прежде всего дано поручение разобраться с коррупцией в рядах Вооруженных сил страны. А то, что она пышным цветом расцвела в армейских кругах, не отрицал и генерал:

- У нас в военных департаментах сплошь и рядом сидят люди, которые ни дня не командовали не то что батальонами, ротой даже не командовали. Все это потому, что ситуация в армии позволила коррупционерам залезть туда и командовать честными войсковыми офицерами. Войсковой офицер, который ходит на полигоне, ничего не имеет! Их обвинять в коррупции никак нельзя. Коррупция начинается со штаба крупного соединения и выше.

Соответственно, г-ну Джаксыбекову придется напрямую столкнуться с интересами целой роты казахстанских генералов, численность которой якобы уже превысила 127 человек. А если добавить сюда еще один немаловажный нюанс, согласно которому генеральское звание в нашей стране имеет право присваивать только президент, то шансы нового министра навести порядок в армейских кругах, основываясь, скажем, на принципе, обкатанном в Федерации футбола Казахстана, практически равны нулю.

Тем не менее, если верить генерал-майору в отставке Айткали Есенкулову, все же есть пути вывода армейских структур на истинный путь:

- Армию надо отделить от коммерции. Ею пусть занимаются другие структуры. Какое-нибудь министерство торговли или еще кто-нибудь. Армия должна заниматься только боевой подготовкой, обеспечением боеготовности, обеспечением целостности нашей территории.

«Хороший» бек против «золотого» бая

Из слов генерала также стало очевидно, что при всех огромных возможностях нового министра ему, даже если он сильно этого захочет, не удастся изменить административно-территориальное деление Вооруженных сил Казахстана, о существовании которого с горечью говорят и действующие, и уволенные в запас генералы.

- Нам не надо казаться больше, чем мы есть, — с горечь заметил по этому поводу Айткали Есенкулов. — Нам американцы посоветовали, мы подогнали свою армию под их стандарт. Комитет начальников штабов. Знаете, в каком случае должен быть комитет начальников штабов? Это когда есть флот в одном океане, в другом океане, южное командование, центральное командование. И мы тоже такую же систему создали: Запад, Восток, Юг, Центр! В Караганде что у нас есть? Или на западе страны? Было время, когда мы там военный округ создали численностью в 250 человек. Не надо казаться больше, чем ты есть. Надо исходить из государственно-экономических реалий, из реалий наличия человеческих ресурсов. Создание округов — это ошибка. Это не преступление, это больше чем преступление! Создав округа, мы должны создать окружные комплекты, окружные структуры. А это и нереально, и это очень затратное дело для нашего бюджета.

Соответственно, очень сомнительно, что новый министр даже предпримет попытку что-либо изменить в этом вопросе. Дело в том, что, по некоторым данным, идея разделения казахстанских вооруженных сил на округа принадлежит лично генералу армии Мухтару Алтынбаеву. Тому самому, который в общей сложности 9 лет пробыл на посту министра обороны страны и в настоящий момент является председателем комитета начальников штабов. По уверениям военных, с которыми довелось беседовать в приватной обстановке, Алтынбаев как был, так и остается «хозяином казахстанской армии» с прямым доступом к президенту.

Так что если Джаксыбекову реально удастся переломить существующий порядок, в чем опять же приходится сильно сомневаться, то не исключено, что журналисты вскоре услышат немало интересного о новых «подковерных» баталиях внутри казахстанской армии.

От редакции

Кстати, хотим обратить внимание читателей на то, как весьма технично был выбит из кресла предыдущий глава оборонного ведомства. Сначала Комитет национальной безопасности, играющий все более важную политическую роль в стране, возбудил уголовное дело по факту поставки некачественного вооружения и задержал представителя израильских компаний-подрядчиков, а затем добрался до заместителя министра обороны. После чего падение Ахметова, особенно на фоне предшествующих арестов в Минэкологии, было неизбежным. Теперь, даже если Нурсултан Абишевич не отдаст Даниала Кенжетаевича спецслужбам, результат налицо: сам Ахметов поостережется в будущем выступать против председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева, а тот, используя наработанную технологию, сможет в дальнейшем выбивать из колоды президента любую фигуру. Причем даже без согласия Назарбаева.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №23 (158) от 26 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий